Версия // Власть // Новым властям Великобритании будет сложно распутать клубок экономических проблем

Новым властям Великобритании будет сложно распутать клубок экономических проблем

3740

Слабое и нестабильное

В разделе

Прошедшие в Великобритании выборы должны были обеспечить, как гласил лозунг предвыборной кампании Консервативной партии, «сильное и стабильное правительство». Их результат, однако, абсолютно противоположен - подвешенный парламент и вероятность еще одних всеобщих выборов. В то же время продолжают тикать часы, отсчитывающие время до завершения переговоров с другими 27 членами ЕС о брекзите.

Для всех, кто понимает, насколько сложными будут переговоры по брекзиту, и как плохо подготовлены к ним британские политики и чиновники, это удручающая перспектива.

Несмотря на то, что подвешенный парламент, в котором тори пытаются сформировать правительство меньшинства, может склонить Великобританию в сторону «мягкого брекзита», по крайней мере, с точки зрения будущих торговых отношений с ЕС, он, вероятно, усложнит британским политикам ход переговоров. Британцы будут надеяться, что лидеры ЕС готовы проявить сострадание: в конце концов, четким сигналом от избирателей было отсутствие у них доверия к предложенным альтернативам.

Но даже без брекзита экономика Великобритании будет сталкиваться с серьезными проблемами, которые игнорировались во время избирательной кампании. Одной из них является пропасть, которая разделяет выигравших и проигравших от развития торговли и технологий. Пропасть, во многом определившая исход прошлогоднего референдума по брекзиту.

С этим же связан и поразительно низкий уровень производительности в Великобритании. Конечно, Соединенное Королевство - не единственная страна, где производительность растет медленно или и вовсе стоит на месте, но уровень производительности в Великобритании почти на 16% ниже, чем средний показатель G7. И в ее экономике, безусловно, наиболее сильный разрыв между регионами среди стран ЕС.

Для того, чтобы повысить производительность труда в Великобритании, отстающие регионы страны должны догонять. Выход из ЕС лишь повышает необходимость сосредоточиться на этих бедных территориях: решить проблему дискриминационной политики, которая обеспечила победу сторонникам брекзита, и свести к минимуму экономический ущерб, к которому неизбежно приведет разрыв с крупнейшими торговыми партнерами Великобритании, особенно если переговоры окончатся неудачно.

Лучшая надежда на решение глубоких структурных проблем появилась после того, как в ходе предвыборной кампании правительство Мэй заявило о намерении принять промышленную стратегию. Хотя промышленная политика не противоречит корпоративным инстинктам Мэй, аллергия на эту мысль развилась у британских политиков еще в конце 1970-х годов.

Чиновники содрогаются при воспоминании о неудачах при поддержке слабеющих компаний (автопроизводителей и сталелитейщиков), или инвестирование в обреченные новые технологии (Concorde, автомобили DeLorean). Маргарет Тэтчер в скором времени после своего избрания в 1979 году понизила полномочия Национального управления экономического развития (известного как «Недди») - органа, отвечающего за стратегические проекты государства, который был окончательно упразднен преемником Тэтчер Джоном Мейджором в 1992 году.

Экономическое обоснование промышленной политики является убедительным, если оно понимается как средство для координации стратегии, объединения рисков и предоставления общественных благ. Старых ошибок – поддержка «хромающих» отраслей или ставки на конкретные технологии, - в значительной степени можно избежать благодаря сильной политике в области конкуренции и госпомощи, а также ограничению срока действия для конкретной помощи.

По теме

Впрочем, и аргументы против промышленной политики также является весьма убедительными. Случайный характер государственного вмешательства помогает объяснить, почему экономика так регионально однобока. Например, анализ затрат и выгоды предлагаемых инфраструктурных проектов, которые основываются на таких показателях как уровень заработной платы или цены на недвижимость, с помощью которых оцениваются потенциальные выгоды, будут способствовать увеличению инвестиций в Лондоне, а привлекательность инвестиций в северной Великобритании останется чрезвычайно низкой.

Существует множество исторических свидетельств о достоинствах и недостатках конкретных политик. Великобритания уже давно страдает от политических качелей и изобилия громких (но малоэффективных) инициатив. Реальная задача будет заключаться в создании политической и институциональной основы для реализации жизнеспособных инициатив, а также налаживании взаимодействия между правительством и частным сектором.

Конечно, любые предвыборные идеи могут стать жертвой политических сделок или просто масштабной неопределенности, обусловленной недавним результатом выборов. Это было бы позором. Чем сильнее политическая нестабильность, тем острее потребность в фундаменте, который, наконец, позволит начать решать глубокие разногласия и проблемы, с которыми сталкивается британская экономика.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.02.2018 17:57
Комментарии 0
Наверх