Версия // Бизнес // Новый утильсбор грозит оставить без средств передвижения не только простых граждан, но и фронт

Новый утильсбор грозит оставить без средств передвижения не только простых граждан, но и фронт

583

Пешкодрал

Новый утильсбор грозит оставить без средств передвижения не только простых граждан, но и фронт (фото: Илья Наймушин/РИА Новости)
В разделе

Минпромторг предложил отменить с 1 ноября льготы при ввозе в страну автомобилей. Эта идея уже вызвала ажиотаж: люди бросились покупать транспорт по «старым ценам». Однако социальные и политические последствия такого решения могут быть гораздо более драматичными.

Если предложение Минпромторга примет форму закона, ставки утильсбора вырастут значительно, в некоторых случаях – вовсе до запретительных значений, ведь ведомство думает рассчитывать платежи исходя не только из объёма двигателя, но и его мощности. И если для авто с количеством «лошадок» менее 160 единиц и объёмом движка до 1000 кубических сантиметров плата составит 3400 рублей, то покупателю транспорта, скрывающего под капотом 279–310 л.с. и двигатель объёмом 1000–2000 кубических сантиметров, придётся дополнительно отдать свыше 1 млн рублей.

Идея пока только высказана, однако наблюдатели не сомневаются, что за её реализацией дело не станет. Во-первых, подобные платежи индексируются на регулярной основе. Во-вторых, правительство, очевидно, взяло курс на пополнение бюджета всеми доступными средствами. В-третьих, есть все основания полагать, что у радикального увеличения утильсбора имеются явные интересанты, готовые продавливать решение вне зависимости от величины сопутствующего ущерба.

А он ожидается немалый. Здесь речь может идти и о социальном недовольстве – люди определённо замечают и рост цен с сопутствующим уменьшением веса или объёма покупаемой продукции, и непрестанное увеличение коммунальных тарифов, слышат о планах повышения НДС. И тут людей ставят перед скорой необходимостью взимания весьма существенного платежа казалось бы, с рутинной процедуры – приобретения авто.

Другой аспект: новый утильсбор фактически подводит черту под существованием довольно развитого бизнеса по привозу в Россию иномарок, по их продаже и перепродаже, по их обслуживанию. Получается, тысячам граждан предстоит пересматривать свои карьерные перспективы, а может, и начинать новую жизнь?

Кстати, о новых жизнях. Запретительный утильсбор способен изрядно навредить демографии. «Ведь давно могли снять все эти пошлины, сборы и прочие воздушные налоги, хотя бы чтобы родители двух и более детей могли большую машину без накруток купить. Но нет! Покупайте по полному ценнику, но детей не забудьте ещё родить», – пишет публицист Алексей Живов.

Можно рассуждать и о политических последствиях. Комментаторы уже высказываются в том смысле, что «есть ощущение, что кто-то решил проверить людей на прочность», и проводят параллели с «налогом на воздух» из «Приключений Чиполлино», риторически спрашивая, а тем ли занимаются власти.

Но ведь не исключены и последствия экономические. Если отечественный автопром будет искусственным образом избавлен от конкурентов, сохранит ли он мотивацию к технологическому развитию и совершенствованию своих изделий? Или будет исходить из парадигмы «и такое купят»?

Отдельный вопрос: увязываются ли ставки нового утильсбора с теми реалиями, в которых вот уже четвёртый год существует Россия? «Может, как-то объяснить управленцам, что они не в ту сторону воюют? Ну не смогут люди купить автомобили по ценам от 4 млн и выше. И армия без машин, и население тоже», – констатирует военкор Роман Сапоньков.

До 1 ноября у кабинета ещё есть время, чтобы как минимум пересмотреть крайне спорное предложение. Если последнее останется неизменным, может, и в самом деле кто-то «не в ту сторону воюет»?

Михаил Делягин, депутат Госдумы от «Справедливой России – За правду»

– Намеченное повышение утильсбора – крайне эффективное средство возбуждения ненависти к воюющему государству в среде тех, кто, по идее, должен быть его самой надёжной опорой.

Александр Коц, военкор

– Бывают решения, логику которых проследить практически невозможно. И вроде подтекст-то благородный – поддержим отечественного производителя. Но почему за счёт простых людей-то, в данном случае автолюбителей.

Ян Хайцэер, вице-президент Национального автомобильного союза

– Непонятно, что даст повышение сбора отечественным автопроизводителям. Часть автомобилей, которые раньше привозили из-за рубежа, просто не будут привозить – и государство получит меньше средств в виде пошлин.

Для покупателей автомобили станут ещё менее доступны. На самом деле продукцию отечественного автопрома вытесняют японские машины – и не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири. К сожалению, места для российских производителей там нет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2025 09:54
Комментарии 0
Наверх