Версия // Культура // Нoвелла из романа «Лики судьбы, или Дребезги жизни»

Нoвелла из романа «Лики судьбы, или Дребезги жизни»

6651

«Олег Видов, или Всадник в Голливуде»

В разделе

Звонок из Лос-Анджелеса раздался как будто с того света. Именно откуда-то с небес, а не с той половины света. Ибо разговор пошел об актере Олеге Видове, с которым последний раз я общался лет сорок назад, и который не так давно ушел из жизни в Калифорнии. Выяснилось, что его вдова, Джоан Борстен-Видов, снимает о нем фильм, и кто-то посоветовал ей со мной встретиться. Где-то через недельку мы договорились увидеться в Москве, а я начал вспоминать, что сохранилось в моей голове об известном советско-американском киноартисте.

В какой-то степени я лимитчик,

Но не поганец, не обидчик.

Не коммунист и не фашист.

Киноартист…

Олег Видов родился прямо посередине Великой Отечественной войны, в июне 43-го, в Подмосковье, в деревне Филимонки, расположившейся у столбовой дороги. Одно из стихотворных выражений Олега: «Мой удел – бесконечность дороги». Он с малых лет любил сочинять, и его манило кино. Уже в семнадцать он неким образом умудрился сняться в популярном фильме «Друг мой, Колька» рядом с Савелием Крамаровым. Как сейчас вижу голубятню и лихо напевающего Савелия: «Мамаю керу, мамаю керу…», что это означает, не ведаю до сих пор. Эпизод с Видовым в фильм не попал, только Олега это сильнее раззадорило, и через пару годков он поступил учиться во ВГИК, на всякий случай расшифровываю: Всесоюзный Государственный институт кинематографии.

Во время учебы начинающий актер снялся в фильмах «Метель» по Пушкину, «Обыкновенное чудо» (главная роль), «Медведь», «Сказка о царе Салтане», и даже в совместной скандинавской картине «Красная мантия». Очень красивый был, как бы выразились сейчас, блокбастер. И уже после окончания вуза он получил приглашение на сьемки «Ватерлоу» к самому Сергею Бондарчуку – вот это точно блокбастер.

Олег Видов стал популярен, на каждом шагу поклонницы. И вот где-то в 70-м году прошлого столетия случилось событие, которое потом коренным образом повлияло на его дальнейшую жизнь. Он женился на Наталье Федотовой, как говорят в наше время, светской львице, подружке Галины Брежневой, а отец Натальи трудился то ли профессором в институте, то ли на высоком уровне в органах государственной безопасности.

Фотография со свадьбы. В центре Олег при полном параде. С одной стороны – Галина Брежнева, с другой – Наталья Федотова. В руках бокалы и красные гвоздики. Счастливые лица. Счастливая жизнь.

На экраны выходит легендарный фильм «Джентльмены удачи». Все видели не один раз. Такси у памятника. В машине двое. Видов и Крамаров. Знаменитая фраза уркагана Савелия: «А кто же его посадит, он же памятник…».

А вскоре знаменитая картина «Всадник без головы». Олег Видов – советский секс-символ: так могли сказать, но не в газетах написать. Далее – картины «Москва – любовь моя», «Легенда о Тиле», «Транссибирский экспресс», и так по одной или две в год почти до конца семидесятых, а вот в конце что-то застопорилось. В кулуарных киношных кругах поговаривали, что это месть бывшей жены. Да, они развелись и, конечно, Наташа вместе с подружкой Галей могли повлиять на чиновников от кинопроизводства.

Фильм «Демидовы» – начало восьмидесятых. Я был на премьере в Центральном доме кино. В «Демидовых» в одной из главных ролей снялся прекрасный актер и мой приятель по «Сандунам» Вадим Спиридонов (Федор из «Вечного зова»). Вадик меня и познакомил ближе с Олегом. Естественно, в банях и договорились встретиться, и встретились, и попарились, и пивка выпили. Уже тогда у меня вышла первая книжка «Не крушите снежных баб», кою я и подписал Олегу: «Скорее всего-с легким паром!». Извините, но я отвлекся – в «Демидовых» Спиридонов снялся вместе с Видовым, который вскоре покинул нашу многострадальную Родину, то есть, Заслуженный артист РСФСР покинул СССР.

По теме

Незадолго до его отъезда я встретился с ним в модном ресторане ВТО на улице Горького, ныне – Тверская, причем Олег пригласил сам. Позвонил заранее, я даже удивился. Думаю сейчас, он просто хотел немножко развеяться, поболтать. Почему со мной? Не знаю? Может потому, что мы не были близкими друзьями.

Мы сидели за столиком. Пили вино. С кем-то здоровались. Барышни подходили за автографами. Олег не отказывал и как-то сам собой разговор приблизился, как пишут в романах, к Рубикону. Вернее, я непроизвольно поинтересовался:

– Слушай, ходят слухи, что ты решил свалить за рубеж?

– А что делать? – Олег поморщился. – Самое время сниматься, а предлагают второстепенные роли да эпизоды, совсем перекрыли кислород.

– Кто? – не удержался я.

– Кто, кто, – хмыкнул он, кивнув головой вверх, – доброжелатели…

Из дальнейшего общения выяснилось: козни «бывшей» и ее подружки имеют место быть, посему надо валить.

– Как? – полюбопытствовал я.

– Брак с иностранкой, – меланхолично произнес он, – и занавес открыт.

Так и получилось. Олег женился на гражданке Югославии – помог актер Гойко Митич, с которым он снимался в ковбойском вестерне – и начал активно работать за бугром. Фильм того времени – «Тайна черных дроздов». Смотрел. Понравилось. Но я отвлекся, вернемся в ресторан на улицу Горького. Мы вышли подышать… Чудесный летний вечер. Перистые облака. Розовый закат. И какой-то отрешенный Олег. Взгляд мой невольно упал на печально склонившегося неподалеку, у поста ГАИ, пиита Пушкина, и меня словно пронзило:

И на сирой нашейРодинеГерою поставятпамятникв виде головыбез всадника…

С чего это я вдруг, но на щеке у Олега появилась вполне не киношная слеза.

– Сам придумал? – удивленно спросил он.

– Да вот вырвалось, – типа оправдался я.

Олег грустно улыбнулся. Таким он мне и запомнился. Больше мы не виделись.

Да, а тогда на прощание он преподнес мне сюрприз – подарил модную майку и фотографию, с которой и началось мое знакомство с Джоан Фортест-Видов.

На фото с обратной стороны автограф актера и год 1983 – подведу черту – с открытой датой вылета за кордон.

Встреча с Джоан произошла в саду «Эрмитаж», в студии художественного совета. Киношные камеры, переводчик и милая обаятельная женщина. Мы разговорились. Джоан поинтересовалась, знаю ли я молодую пару на фото рядом с Олегом.

– Конечно, это общий знакомый Аркаша Бугаев с юной избранницей Леной.

– Они живут неподалеку от меня, в Лос-Анжелесе, – заметила Джоан, – мы общаемся.

«Молодец Аркаша, – подумал я, – хорошо устроился». Надо пояснить: он был на все руки мастер – открыл на Алтае музей Шукшина, ходил в моря, фарцевал всем, чем мог, снимался в эпизодах на «Мосфильме»… «Вот тебе и эпизод», – промелькнуло у меня.

И следует добавить: когда Олег спешно собирался уезжать, Аркаша помогал ему реализовать шмотки и даже автомобиль «Волга»Газ-24.

С Джоан мы проговорили часа два. Я рассказал все, о чем вспомнил. Дальнейшее доносили только слухи. Из Югославии Олег то ли по гостевой визе, то ли еще как перебрался в Вену…

– А из Вены в Италию, где я работала корреспондентом, – продолжила она, – где и познакомились осенью 85-го и с тех пор не расставались.

Далее с ее слов. В конце восьмидесятых перебрались в Соединенные штаты. Олег много снимался: фильм «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером, картина «Дикая Орхидея» с Микки Рурком, на сьемках которой они и разбились на мотоцикле. Олег перенес операцию на голове, долго восстанавливался и, чтобы отвлечься, развеяться, Видовы занялись советскими мультфильмами, получив лицензию на прокат. Кое-какие они реставрировали, переозвучивали и, очевидно, удачно, потому что наши всполошились, но не будем вдаваться в тяжбы. Последний фильм Олега Видова, «6 дней темноты» датирован 2014 годом – за три года до кончины.

По теме

– После смерти я собрала все его стихи и наконец издала книгу «И обретаю путь», – напоследок сказала Джоан Фостерс-Видов, – Хочу вам подписать и подарить.

В ответ я вручил ей свой новый сборник «Давай улетим». Джоан понравилась цветная обложка с репродукцией картины Никаса Сафронова «Обнаженная с саксофоном», и она скромно попросила:

– Прочитай, пожалуйста, этот улет.

Уговаривать меня не пришлось.

Ты красива,стройна,величава.Вся из себязаморскаяпава.А я ветреныймосковскийпоэтИ на мне местадля пробынет.Твой хрустальныйдворецна скале.Моя таганскаяхатас края.Ты плывешьподобнолуне,облакаленивокачая.Рвусьза Икаромввысь.Мостыза собойсжигаю.Музамоя,отзовись.Чашулюбвииспытаю.Звезды,как на конкурсекрасоты.ОднаКрашедругой.Но гденесравненнаяты,котораяувлечетв путь иной?Ты модель,актриса,певица.Ренессансанебеснаяжрица.А я шальнойвселенскийпоэти на мне местадля визынет.В Парижемог житьдавно.Лос-Анджелесманитвсе равно.А с тобоюКометаКим ТерриДавайулетимв стратосферу.На огненнуюзаоблачнуюВенеру…

Дублей снимать не пришлось. Джоан удивленно поинтересовалась:

– Лос-Анджелес, Ким Терри, актриса?

Я в хорошем смысле покаялся: была так называемая перестройка, марафон десять километров «За мир без голода». Участвовала американская актриса Ким Терри. Мы познакомились на Старом Арбате. Мой знакомый художник Владимир Кубрак по дружбе нарисовал ее портрет. Вспыхнул роман. Расставаясь, я обещал учить английский язык, она – русский. Мы переписывались. Этим все и закончилось. Думаю, меня не очень влекло в Юнайтед Стейтс.

– Я попытаюсь найти ее в Лос-Анжелесе, – предложила Джоан, – и передать привет.

– И книгу, – попросил я.

И второй экземпляр сборника стихов «Давай улетим» благополучно полетел на другую сторону света. Остается добавить, что на прощание мы обменялись сюрпризами. Мой друг, художник Борис Клементьев подарил Джоан прекрасный портрет ее мужа, советского и американского актера Олега Видова. Похоронен на кладбище в Голливуде. 20 мая будет 4 года со дня похорон.

А я после ее отъезда решил полистать книгу «И обретаю путь». И обнаружил, вероятно, вместо закладки, сто долларов. «Ох уж эти капиталисты, – пожурил я неизвестно кого, – не могут обойтись без денежных знаков». И наугад раскрыл книгу:

Я меняюсь, как стихотворение.

Каждый миг – другое настроение.

Как ручей, как дождь, как ветер.

То ли дитя, то ли мудрец столетний…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.05.2021 12:00
Комментарии 1
Наверх