Версия // Бизнес // Сможет ли «Яндекс.Такси» уладить непростые отношения с Федеральной антимонопольной службой

Сможет ли «Яндекс.Такси» уладить непростые отношения с Федеральной антимонопольной службой

45690

Вам шашечки, или...?

A.Morgunovskaya, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0
В разделе

Верховный суд РФ отменил штрафы «Яндекс.Такси» за введение потребителей в заблуждение. То есть компания фактически получила официальное признание того, что к ее работе имеющие место быть претензии и жалобы имеют место быть где-то в другом месте, уж простите за тавтологию. Теперь на агрегатор точит зуб Федеральная антимонопольная служба (ФАС), хочет провести анализ деятельности. Получится ли у антимонопольщиков что-то сделать с ростом цен на услуги такси, который сопоставим разве что с куриными яйцами?

Снег без паузы

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление о продлении действующего моратория на проверки бизнеса до конца 2024 года. Решение принято по поручению президента России. Мораторий на плановые проверки бизнеса был установлен в 2022 году и продлен на 2023 год. Согласно документу, плановые проверки могут проводиться только на объектах чрезвычайно высокой и высокой категорий рисков.

Однако не все оказалось так просто, потому что есть объекты, которые формально не создают рисков и не являются монополистом, но занимают доминирующее положение на российском рынке. В частности, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала таковым «Яндекс.Такси». Разве большое число жалоб на сервис не дает повод для проведения анализа его деятельности?

Например, в Краснодаре с начала года средний чек на поездки в такси увеличился на 20%. Жители Сочи отмечают в соцсетях, что поездка на расстояние, которая стоила 350 руб, теперь обойдется в 580 руб. В Новороссийске цена поездки на «Яндекс.Такси» из Восточного района в Южный увеличилась с 300 до 715 руб. Аналогичная ситуация почти во всех городах России - цены на услуги такси улетели в небеса.

Резкий разговор о злоупотреблениях на рынке пассажирских перевозок актуализировался из-за «неожиданного» прихода зимы. Московские пользователи отметили, что стоимость поездки на такси в столице из-за снегопада выросла в 1,5-2 раза. При этом у некоторых разница с обычным ноябрьским утром составила 150-200 рублей - в сторону увеличения. У других пользователей цена поездки по снегу выросла на 700-900 рублей.

Обострение

Федеральная антимонопольная служба России заявила, что ведет работу над исключением «Яндекса» из постановления о моратории на проверку бизнеса из-за большого количества поступающих жалоб. Клиенты «Яндекс.Такси» недовольны стоимостью поездок, разными условиями обслуживания, а сами водители – условиями работы. К слову, ФАС не нравится и работа маркетплейса Wildberries. Эти компании они и пытаются проверить, несмотря на мораторий. Однако подробностей, как именно произойдет это исключение из общего списка, выяснить не удалось. Пресс-служба ФАС в ответ на запрос отправила комментарий о том, что надзирающий орган в принципе выступает за выведение упомянутого бизнеса из-под моратория на проверки. Не более.

Монополист, но...

Какую долю рынка занимает «Яндекс.Такси»? Что там происходит? По словам председателя координационного совета профсоюза «Таксист» Андрея Попкова, сегодня «Яндекс» контролирует от 90 до 95% рынка, что таксистов категорически не устраивает. Как и комиссия в 35%, которую он берет.

Более того, в 2019 году Попков утверждал, что «отрасль такси находится в криминальном состоянии, она криминальна на 90% с лишним». По его словам, агрегатор, не являясь формально работодателем водителя, назначает график работы, определяет ценовую политику, пытается заменить государство в регулировании режимов труда и отдыха водителя, наказывает водителей всевозможными штрафами, дает им какие-то поощрения в виде каких-то там мифических бонусов».

По теме

Таксисты вспоминают время, когда в Москве наравне с «Яндексом» работали такие сервисы как Uber, Gett и «Ситимобил». Uber влился в «Яндекс.Сервис», Gett завершил свою работу. «Ситимобил» еще существует, но на дорогах в потоке машин, раскрашенных «Яндексом», сложно разглядеть хоть каких-то конкурентов. Во многих регионах ситуация такая же. И приводят пример Франции, где наравне с традиционным такси, которое можно вызвать по телефону, работают как минимум два крупных агрегатора: Uber и Bolt (изначально эстонская компания, перешедшая под контроль китайской DiDi Taxi).

Неподсуден

В Краснодаре «Яндекс.Такси» работает давно и уверенно. Настолько уверенно, что не проверяет (или недоводит до потребителя) информацию о наличии у водителя разрешения на перевозку пассажиров и не отчитывается о результатах медицинского освидетельствования водителей. За это пренебрежение правилами «Яндекс.Такси» наказали было штрафом в полмиллиона рублей за введение потребителей в заблуждение. Но потом все уладилось: ООО «Яндекс Такси» дошло до Верховного суда, и эта инстанция постановила: «Исходили из отсутствия у общества обязанности по контролю за наличием у лица, фактическим осуществлявшего перевозку, разрешения на осуществление данного вида деятельности, ...обществу не вменяется в вину неисполнение обязанности осуществления контроля за наличием у лица, осуществляющего перевозку, указанного разрешения...». Другими словами, ВС отменил постановление Арбитражного суда Московского округа, фактически предоставив «Яндекс.Такси» картбланш на работу так, как тому хочется. Агрегатор взял на себя обязательство не передавать заказы перевозчикам, у которых нет действующего разрешения на перевозку пассажиров.

Учитывая этот опыт, можно предположить, что «Яндекс.Такси» уладит сложные отношения и с ФАС. В самом деле, зачем этому ведомству идти против правительства в вопросе об общем моратории на проверки?

Победа «бомбил»

В деятельности «Яндекс.Такси» можно найти и другие, не столь блестящие эпизоды. Сервис онлайн-заказа «Яндекс.Такси» зашел в Крым в 2016 году, но проработал менее полугода. Официальная версия почему он не задержался там – самые первые санкции, которые американцы ввели после «Крымской весны» 2014 года в отношении банков и компаний, пытавшихся работать на полуострове.

Но ялтинские таксисты – ушлые частники, давно живущие извозом – уверяют, что это они не пустили сюда «Яндекс.Такси». Сплотившиеся на фоне конкуренции местные «бомбилы» просто стали портить машины с известным логотипом. С тех пор ситуация усугубилась – перестал работать международный аэропорт «Симферополь», откуда большинство прилетевших добирались до моря именно легковыми такси, давая заработок таксистам Ялты, Судака и Евпатории. Кстати сказать, за каждым участком привокзальной площади или территории, примыкающей к аэропорту, стоял местный авторитет, давно ставший депутатом, или его сын (брат, зать и т.д.).

Раньше туристический поток, а с ним и доходы, иссякали зимой, теперь они оскудели и летом. Где уж тут делиться с «Яндекс.Такси» – самим не хватает. Впрочем, недавно в Симферополе на малопосещаемом сайте промелькнула информация: «Работа водителем в «Яндекс.Такси» в Симферополе на своём автомобиле с гарантией дохода 8000 руб. за смену». Отзывов пока нет.

Программисты

Группа компаний, связанная с «Яндекс.Такси», имеет юридический адрес в Москве, в 1 Красногвардейском проезде. Там «прописаны» и разработчики программного обеспечения – пять разных компаний, и те, кто сдает в аренду и лизинг автотранспортные средства, и центры обработки телефонных вызовов. Их доходы, расходы и прибыль измеряются миллиардами рублей. К примеру, ООО «Яндекс.Такси технологии» (разработка компьютерного программного обеспечения) с уставным капиталом 10 тыс рублей имеет более 700 сотрудников, задекларировала в 2022 году 4,6 млрд руб доходов и 515 млн руб чистой прибыли.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.12.2023 09:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх