Версия // Колумнисты // Набиуллина разрешила банкирам обманывать?

Набиуллина разрешила банкирам обманывать?

11634
Василий Пускальн, «Наша Версия»
В разделе

Эльвира Набиуллина раскритиковала «дикие практики» банков, когда они под видом одних услуг продают гражданам другие. Но бить по карману банкиров за это не будут.

На ежегодной встрече с руководителями российских банков глава ЦБ рассказала о вопиющем случае. Пенсионерка хотела положить деньги на депозит. Вместо этого ей оформили договор накопительного страхования жизни с регулярными взносами по 100 тыс. в течение пяти лет. Женщина пыталась отказаться, но работники банка убедили её, что другим способом вклад открыть нельзя. Более того, когда пенсионерка решила вернуться в банк и настоять на своём, её приняли только через 14 дней – после окончания «периода охлаждения», в течение которого можно расторгнуть договор с возвратом полной суммы. В результате председатель ЦБ напомнила банкирам, что в случае мисселинга (так называется продажа одних услуг под видом других) регулятор вправе остановить продажу и вернуть потребителю деньги.

И всё? В кризисном 2022 году российские банки заработали 203 млрд рублей. Да, это в 12 раз меньше, чем в 2021-м, но важно другое: банкиры смогли компенсировать себе убытки первой половины минувшего года и вышли в плюс. Экономисты объясняют это послаб­лениями ЦБ и быстрым снижением ключевой ставки. Но не последнюю роль здесь явно сыграло доверие россиян к банковскому сектору. Люди видят, что происходит с ценами, опасаются ухудшений в экономике и начинают сберегать.

И вот, придя в уважаемый банк, который, наверное, ещё и гордится своим крупным акционером в лице государства, человек попадает к липким менеджерам, «заточенным» на выполнение плана по продажам. По данным всё того же ЦБ, в 2022 году число жалоб на мисселинг выросло на 40% (до 5,8 тысячи). Эту статистику регулятор связывает с некорректной продажей паёв ПИФ, продуктов и услуг доверительных управляющих и полисов накопительного страхования жизни.

По сути, регулятор признаёт, что всё это не самодеятельность рядовых клерков, а системное явление. В некоторых (если не во всех) розничных банках для персонала проводят специальные тренинги: как продать клиенту услугу, нужную не ему, а начальству. И вот за это регулятор может только пальцем погрозить, никаких штрафов вводить не планируется? Хорошо, что Банк России принимает жалобы и отменяет сомнительные договоры. Но если пенсионеру с доходом в 20 тыс. рублей отказали в открытии вклада и затащили его в паевой фонд, о котором он ничего не знает… Какой же это мисселинг? Это похоже на самый настоящий обман! Люди устали от мошенников – многим по-прежнему звонят и выпытывают номера банковских карт и CVV-коды, а тут ещё и сами банки пытаются «нагреть» своих клиентов. И ещё: если прибыль от таких схем получает собственник банка, то почему бы ему из своего кармана не заплатить?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.03.2023 07:20
Комментарии 0
Наверх