Версия // Украина // На Украине наладили выпуск морских ударных беспилотников

На Украине наладили выпуск морских ударных беспилотников

4472

«Микола-3» – мифы и реальность

На Украине наладили выпуск морских ударных беспилотников
В разделе

В наши дни военная тайна причудливо сочетается с политическим пиаром. Недавно украинская сторона в лице Зеленского презентовала своё очередное «чудо» – оружие – морские ударные беспилотники, названные «Микола-3». Правда, что-то подсказывает, что это рекламное название для внутреннего пользования. На самом деле, беспилотные ударные катера имеют другое название и индекс.

Они уже приняли участие в нескольких (по крайней мере, трех), набеговых операциях на российские базы и порты в Черном море, и доказали свою работоспособность. В этой статье мы попробуем разобраться в сильных и слабых сторонах этого оружия, и понять, что должен сделать Черноморский флот для нейтрализации новой угрозы.

Специальная военная операция на Чёрном море

Вспомним недавнюю историю. «Крымская весна» 2014 года. Основная часть Военно-морских сил Украины – ВМСУ – тогда осталась в Крыму, в Севастополе. Под украинским флагом находились корабли и катера, базирующиеся в Одессе и пограничные катера на реке Дунай и в портах Азовского моря. Единственные, кто смог организованно уйти из Крыма в 2014 году, были украинские морские пограничники. Ушедшие корабли и катера пополнили соединения морских пограничников в Азовском море и на Дунае. Руководство России приняло принципиальное решение о возврате военной техники, находящейся на территории Крыма, Украине. Это касалось и кораблей и судов ВМСУ, находящихся в Севастополе. Было передано несколько вспомогательных судов, потом Украина отказалась от приема своих кораблей. Это было политическим решением, которое поставило крест на присутствии ВМСУ в Чёрном море.

Под военно-морским флагом Украины остались сторожевой корабль «Гетман Сагайдачный» (который требовал ремонта, но отремонтировать его не смогли, так как были нужны запасные части из России), корвет, ракетный катер, средний десантный корабль, малый разведывательный корабль и несколько вспомогательных судов. Так как свою, некогда мощную, судостроительную промышленность украинские власти практически уничтожили, всё, что они смогли за 30 лет построить – это 5 малых бронированных катеров (МБАК) типа «Гюрза-М» проекта 58155, 3 десантно-штурмовых катера типа «Кентавр» проекта 58181 и перестроить траулер проекта 502ЭМ в средний разведывательный корабль. Что интересно – все катера и корабль были построены в Киеве, на «Кузнице на Рыбальском». Это бывший судостроительный завод «Ленинская кузница», сейчас принадлежащий Порошенко. Все попытки, которые продолжались больше 20 лет, построить на николаевских заводах (напомним, во времена СССР на них строили авианосцы) фрегат «Князь Владимир» проекта 58250, закончились провалом. От этих корветов отказались. Серию из 4 корветов заказали в Турции. Недавно головной – «Гетман Мазепа» был спущен на воду. США передали Украине пять списанных сторожевых катеров своей Береговой охраны типа «Истланд» без вооружения. Их вооружали уже в Одессе. Американцы планировали передать еще несколько катеров другого проекта, но, после потери контроля над Азовским морем, эти планы, судя по всему, были поставлены на паузу.

После начала спецоперации, в результате ударов кораблями и авиацией Черноморского флота, почти все корабли ВМСУ и Морской охраны Украины были выведены из строя. Нужно было находить новый способ ведения войны на Чёрном море.

Удары по Севастополю и Новороссийску

По теме

Первый «звонок» прозвенел 21 сентября, когда два катера-беспилотника попытались прорваться в Севастополь. Один из них был уничтожен на внешнем рейде, второй выбросился целым на берег, и, вероятно, был изучен специалистами. Более подробно об этой атаке смотри статью «Первая атака». Уже тогда встал вопрос о дальности действия катеров. Судя по размерам, при запуске их, например, из Одессы, они не могли своим ходом дойти до Главной базы Черноморского флота. Следовательно, их спускали на воду с проходящих мимо Крыма торговых судов, что выводило борьбу с такими беспилотниками на другой уровень.

Вторая, уже массированная атака на Севастополь произошла в ночь на 29 октября. Немного отвлекаясь от темы, скажем, что эта атака оставила много вопросов, главный из которых – почему было разведено боновое заграждение, закрывающее вход в бухту. В советское время боновое заграждение почти всегда закрывалось. Круглосуточно у ворот заграждения дежурил буксир, который его (заграждение) открывал для прохода кораблей и закрывал. Потом построили мол. До 2014 года вход в бухту был постоянно открыт, после 2014 – вход тоже оставался открытым, но рядом с входом всегда находились сети, которыми должны были закрыть вход в Главную базу флота в случае особых обстоятельств. Почему на восьмом месяце СВО боновые ворота не были закрыты – вопрос очень серьезный.

Третья атака пришлась на Новороссийск, точнее на его нефтяной терминал «Шесхарис». Особенность его заключается в том, что «Шесхарис» расположен на самом входе в Новороссийскую бухту, далеко от торгового порта Новороссийск, и его причалы не защищены молами от внешней акватории. Официальных комментариев об этой атаке нет. В заявление администрации говориться о том, что терминал не пострадал. Однако, в сети есть кадры, на которых виден небольшой взрыв около одного из причалов терминала. Так что же собой представляют эти украинские морские беспилотники?

Микола – 3

По теме

После атаки 21 сентября, когда один из дронов оказался на берегу, и его фотографии разошлись по Интернету, эксперты сформулировали свои выводы о возможностях аппарата. Нужно сказать, что это мнение неофициальное, так как Министерство обороны России пока не разместило релиз о возможностях этого дрона. Глобальных выводов три:

– Опираясь на размеры, которые определяются по фотографиям (это 5,5 метров), можно оценить приблизительную дальность действия. Среди экспертов возникли споры о возможности запуска дрона из районов Очакова или Одессы для удара по Севастополю. Одни говорили, что это возможно, другие настаивали на доставке дрона с помощью торговых судов и спуске его на воду в море. Удар по Новороссийску однозначно показал, что дрон был доставлен к месту начала движения на каком – то носителе.

– Судя по всему, эти беспилотники надводные. Соответственно, они поражают борт выше ватерлинии.

– На корме дрона расположена антенна, которую идентифицировали, как антенну спутникового интернета Старлинк. Получается, что это не автономный дрон, работающий по заложенной в него программе, а дрон, управляемый из внешнего центра. Причём этот центр может располагаться как в Очакове или Одессе, так и в Норфорке (база ВМФ США) или Портсмуте (база ВМФ Великобритании).

Несколько недель назад, в украинском сегменте появился ролик, рассказывающий об этом беспилотнике, а сайт United 24, позиционирующий себя, как место для сбора пожертвований для украинских нацистов, начал сбор средств на их производство. На этом сайте сказано, что один дрон стоит 10 миллионов гривен (приблизительно 16,3 миллиона рублей). Зеленский, в свою очередь, сделал заявление, в котором рассказал об изменении доктрины ВМСУ. Теперь мощь флота будут составлять такие ударные беспилотники. Президент Украины заявил, что «Микола 3» собирается на заводах Украины, что спорно.

В рекламном ролике показан двигатель дрона. Это австрийский бензиновый двигатель Rotax, вероятно, серии 900АСЕ, мощностью 300 л.с. Для справки. Такие двигатели широко используются при производстве коммерческих гидроциклов. В качестве сопла водомета используется сопло производства «Sea-Doo». По мнению руководителя АНО «Центр развития транспортных технологий» Алексея Рогозина показанное в ролике оборудование производства китайской компании «Fujian Jinhua». Интересно, что этот производитель электроники ещё в 2021 году был внесен в санкционный список США по соображениям национальной безопасности. Как называется дрон – неизвестно. Украинские паблики называют его «Микола-3». Специалисты оценивают автономность дрона в 60 часов (в зависимости от скорости хода) и максимально возможную скорость в 80 км/ч.

Эксперты оценивают этот дрон двояко. С одной стороны, это опасное оружие, с которым ВМФ России столкнулся впервые. Он малозаметен, соответственно его сложно обнаружить. По оценкам, он имеет боевую часть массой до 200 кг. Она может изменяться в зависимости от удаленности цели. Почему была озвучена цифра 200 кг – не совсем понятно. На дроне, выброшенном на берег севастопольской бухты было 50 кг взрывчатки. Возможно, 200 кг – это количество взрывчатки, которую можно разместится на «Миколе», если он будет оборонять своё побережье от морского десанта. С другой стороны – в конструкции этого дрона нет ничего сверхсложного, что позволяет организовать ему эффективное противодействие.

Украинские источники утверждают, что с этого дрона возможна передача трех потоком видео при удалении оператора от дрона на расстоянии до 400 км. Это не противоречит возможности управления «Миколой» с американских или английских баз. Интересный факт. Все эксперты утверждают, что «Микола-3» практически целиком собран из комплектующих, используемых в гражданских коммерческих целях. Исключение составляют легкое бронирование корпуса и пара расположенных на носу контактных взрывателей, которые, похоже, взяты из арсенала авиационного вооружения.

Вопрос о том, является ли «Микола-3» чисто украинским оружием, или нет – остается открытым. До недавнего времени специалистов в этой сфере в Незалежной не было. Но собран дрон из общедоступных коммерческих компонентов. Кроме этого, Великобритания и США объявили о поставках на Украину своих морских подводных беспилотников, правда, предназначенных для других целей, например, поиска мин для тральщиков-искателей мин. Американцы поставили на Украину дроны UUV MANTAS T-12, англичане – 6 аппаратов REMUS 100, работающие на глубинах до 100 метров для двух тральщиков-искателей мин типа «Sandown». Вполне возможен вариант, что «Миколу» разработали в Великобритании или США, а на Украине просто осуществляют «отверточную» сборку.

Противодействие

В любом случае, для кораблей охраны водного района – ОВР – стал актуальным вопрос по противодействию атаки таких дронов. Пока самым эффективным способом противодействия является полное глушение на определенном участке акватории спутникового интернета Старлинк. Но держать включенными системы РЭБ круглосуточно нельзя, поэтому очень важно понять моменты, когда возможна потенциальная атака.

С середины 80-х годов практически во всех морях законодательно оформлены в лоциях так называемые судоходные коридоры. Это рекомендованные судоводителям кратчайшие маршруты между портами. Конечно, торговые суда могут идти по морям любыми курсами, но удобнее и безопаснее это делать по рекомендованным маршрутам. Один из таких маршрутов проходит по Чёрному морю от Стамбула до Батуми. На нём есть ответвления к румынской Констанце, болгарской Варне, украинским Одессе и Южному (Ильичевск), к внешнему рейду для прохода Керченским проливом в Азовское море, к Новороссийску, Туапсе, грузинскому Поти. Представляется вероятным, что по этому маршруту ходит судно-носитель дронов. Такое судно делает остановку на 10-20 минут и спускает судовым краном дроны, находящиеся в его трюме. В случае необходимости остановку можно объяснить неполадками с главным двигателем судна. Вообще на такую остановку никто и не обратит внимания – теплоход находится в нейтральных водах. И за проходящими «купцами» никто, в общем-то, особо не следит. После спуска дронов на воду их управление может вестись из любой точки.

Задача аналитиков морской разведки Черноморского флота определить это судно, и при его приближении к портам и базам России в Крыму и Краснодарским крае, для ОВРа и комплексов РЭБ должна объявляться боевая тревога. Пока это единственный способ эффективного противодействия новой угрозе. Удастся ли ВМФ России с ней справиться – покажет время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.12.2022 14:00
Комментарии 0
Наверх