На прошлой неделе произошёл неприятный инцидент, который привлёк внимание к теме штрафстоянок. В подмосковных Мытищах на такой охраняемой площадке сгорело девять автомобилей. Их собственникам, судя по всему, придётся изрядно потрудиться, чтобы получить компенсацию.
На углу улицы Борисовки и бульвара Распоповой находится большая парковка, часть её выделена под штрафстоянку. Судя по кадрам с места, пожар начался у забора между общедоступной парковкой и штрафстоянкой. В результате инцидента на обычной парковке выгорело три машины, на штрафстоянке – девять.
Денежный вопрос
По одной из версий, причиной ЧП мог стать поджог. Якобы на территорию штрафстоянки претендуют застройщики (рядом действительно идёт активное строительство высоток). Застройка бульвара Распоповой – больная тема для местных. Сначала группа ПИК заполнила своими панельными высотками соседние кварталы, а теперь застраивает и бульвар – полосу земли между дорогами шириной 150 метров. Впрочем, стоит отметить, что разрастающийся ЖК «Ярославский» успел стать источником дохода для владельцев и работников штрафстоянки. Парковочных мест не хватает, люди ставят машины в проездах, их эвакуируют и в считанные минуты доставляют на штрафстоянку. Выкуп машины обходится более чем в 6 тыс. рублей, не считая штрафа, который взимает ГИБДД.
Однако фартовые времена для автоэвакуаторов вот-вот могут закончиться. Жителям района уже показали план застройки бульвара Распоповой: на месте штрафстоянки может появиться многоуровневый капитальный паркинг. Таким образом, эвакуаторщики могут лишиться своих денег. Мог ли произойти конфликт между застройщиком и представителями штрафстоянки, остаётся только гадать. Но при взгляде на публичную кадастровую карту становится понятно, что судьба этого участка земли уже предрешена – он отдан под многоэтажную застройку. Если включить фантазию, то можно предположить, что владельцы штрафстоянки не спешили освобождать территорию, которая буквально на ровном месте приносила им немалые барыши. А потому пожар и последующий скандал играет на руку застройщикам.
Газ или заказ?
Другая версия – разборки конкурентов. С одной стороны, эта штрафстоянка в Мытищах – единственная. На сайте минтранса Подмосковья указано, что ею управляет ООО «Охрана». Этому же ООО принадлежит ещё пять штрафстоянок в соседних городах – Химках, Долгопрудном, Дмитрове и Сергиевом Посаде. А вообще Московская область официально поделена между пятью операторами штрафстоянок – ООО «Охрана», ООО «Алди-ПластСтрой», ООО «Логотип», ООО «Едем сейчас» и ООО «Бридж». И раздел этот, как видно на опубликованной министерством карте, произошёл не рыночным методом, а в рамках административных границ. Так что прямых конкурентов у ООО «Охрана» вроде как в Мытищах нет. Однако есть такой примечательный факт: сервис 2ГИС связывает мытищинскую штрафстоянку с ООО «Бридж». Это может быть устаревшая информация или просто ошибка. Но мы решили проверить историю двух этих юрлиц. ООО «Бридж» было учреждено в 2011 году в Самаре. В 2022 году компания поменяла учредителя, увеличила уставной капитал с 10 тыс. до 4,15 млн рублей, а в 2023 году переехала в Сергиев Посад. В мае 2023-го произошла смена гендиректора. При этом если прежде выручка компании была почти нулевой, то по итогам 2023 года она составила 136 млн рублей при чистой прибыли 15 миллионов.
В Горловке, ДНР, крупный пожар на хлебокомбинате уничтожил 1,2 тонны хлебобулочных изделий. Пожар на предприятии возник после обстрела со стороны ВСУ.
ООО «Охрана» появилось в 2006 году и по крайней мере с 2016 года было прописано в Сергиевом Посаде. В 2022 году её уставной капитал вырос до 4,5 млн, к середине 2023-го компания перешла от Александра Борисова Ларисе Чарушиной. Также в мае 2023-го произошла смена гендиректора. Выручка компании в 2022 году удвоилась до 14 млн рублей, а в 2023-м стремительно взлетела до 158 млн. Чистая прибыль по итогам прошлого года – 12 млн рублей.
Ничего не напоминает? «Бридж» и «Охрана» выглядят будто родные сёстры. При этом у каждой из них нет аффилированых лиц – словно бы кто-то специально позаботился о том, чтобы их бизнес-связи нельзя было проследить по открытым базам. Ещё две компании из списка – ООО «Алди-ПластСтрой» и ООО «Едем сейчас» – показывают схожую динамику прибыли и смены руководства, но формально это тоже абсолютно независимые структуры. Все эти совпадения могут наводить на мысль, что участники рынка штрафстоянок как-то связаны. И хотя о жёсткой конкуренции между ними речи точно нет, периодическая смена собственников и руководства компаний говорит о том, что передел сфер влияния здесь не исключён. Более того, выяснилось, что ранее штрафстоянкой в Мытищах управляло ООО «Авангард» из Долгопрудного, но потом оно лишилось статуса оператора штрафстоянок.
Пока же следствие предполагает, что причиной пожара мог стать взрыв газового баллона в одном из сгоревших автомобилей. Легко предположить, что эта версия и станет финальной. В таком случае у собственников автостоянки, то есть ООО «Охрана», появляется юридическая лазейка, чтобы избежать финансовых потерь при выплате компенсаций пострадавшим.
Кстати
Регионы России по-разному решают вопрос о статусе штрафстоянок, но вокруг них всегда много туманных и скандальных историй. Например, в Самаре ещё с 90-х эвакуацией машин занималось ООО «Курс 3». Основанием для его деятельности был договор с городским УВД. С появлением интернета и большого числа независимых СМИ поток жалоб на компанию уже невозможно было игнорировать. Чиновники ГАИ предпочли откреститься от этого бизнеса. Долгие годы шли разговоры о том, чтобы штрафстоянки сделать муниципальными, но в итоге они всё же попали в руки частных операторов, хотя некоторые из них с помощью названий маскируются под муниципальные службы, как, например, ООО «Городская служба эвакуации» (ГСЭ). Операторы штрафстоянок время от времени жалуются, что работают в убыток, и продавливают повышение тарифов. Например, та же ГСЭ в прошлом году при выручке в 58 млн имела убыток в 3 млн, в позапрошлом – при выручке в 93 млн убыток в 12 млн. Несмотря на такие финансовые показатели, компания продолжает гостеприимно открывать ворота своих штрафстоянок для эвакуаторов.
Штрафстоянки Новосибирска как минимум с 2005 года контролировал бывший таксист Валерий Ильенко. Работая руководителем МУП «ПАТП № 5», он параллельно учредил ООО ГАПП 9. Частная компания заключила договор с ГУВД на организацию штрафстоянок. Было много возмущений по поводу того, что для стоянок будто бы использовались территории МУП «ПАТП № 5», но история эта старая и теперь уже всех подробностей не найти. В 2010 году прокуратура потребовала расторгнуть договор с ГАПП 9, посчитав его неконкурентным. Валерий Ильенко к тому времени занял пост главы комитета по транспорту областного Заксобрания, но, по слухам, всё ещё контролировал штрафстояночный бизнес, введя в него своих родственников. ГАПП 9 до сих пор распоряжается новосибирскими штрафстоянками. Сейчас по открытым базам уже невозможно проследить связь между депутатом и компанией, история эта известна лишь по архивным публикациям СМИ.