Версия // Общество // На борту парома «Рипербан» выступали Beatles, Rolling Stones и Queen

На борту парома «Рипербан» выступали Beatles, Rolling Stones и Queen

7882

История музыкального теплохода

На борту парома «Рипербан» выступали Beatles, Rolling Stones и Quee
В разделе

Корабли, как и люди, каждый имеет свою судьбу. Иногда она уникальна. Миллионы людей на планете являются фанатами и просто поклонниками знаменитых групп Beatles, Rolling Stones и Queen. Удивительно, но творческая судьба этих легендарных групп пересекалась на борту простого парома, который перевозил жителей Гамбурга по Эльбе.

Но еще удивительнее тот факт, что сегодня на этом пароме простые туристы и фанаты рока могут совершить путешествие по фортам Кронштадта. В этой статье мы расскажем об судьбе парома «Рипербан»

Первая жизнь. Паром в Гамбурге

Гамбург и Санкт-Петербург чём-то похожи. Оба города – крупные морские порты –расположены на реках, и в обоих городах большое значение имеет водный транспорт. В Гамбурге значение местных водных линий особенно велико. Они соединяют центр города, жилые кварталы с различными частями порта и судоремонтными заводами. Сегодня по этим маршрутам перевозят всё больше туристов, а в ХХ веке они были важной частью городской транспортной инфраструктуры.

Перевозками по реке Эльба и по акватории порта Гамбург с 1888 года занимается компания «HADAG Seetouristik und Fährdienst AG». С 1953 по 1955 годы по её заказу в Гамбурге была построена серия из восьми пассажирских теплоходов типа «Stadersand», рассчитанных на перевозку 470 человек каждый. Это были дизель-электроходы водоизмещением 80 тонн и скоростью хода 12 узлов – около 22 км/ч. По местной традиции их называли паромами, хотя предназначались они только для перевозки пассажиров, и были, по сути, просто небольшими пассажирскими теплоходами. Один из теплоходов получил название «Reeperbahn» в честь улицы Гамбурга, на которой располагались многочисленные ночные клубы. Этот теплоход отличался от других судов серии тем, что ему было разрешено выходить в прибрежные морские районы, поэтому он эксплуатировался не только на реке Эльба в пределах Гамбурга, но и совершал небольшие круизные рейсы к острову Гельголанд в Северном море. «Рипербан» прослужил в HADAG до 1988 года, когда была произведена замена теплоходов типа «Stadersand» на суда современных проектов.

Рипербан – самая музыкальная улица Гамбурга

В переводе с немецкого языка, Reeperbahn – Канатная дорога. Расположена она в районе Санкт-Паули. Это центр ночной жизни Гамбурга. Сами жители города называют её «Греховная миля», так как там много улиц красных фонарей. В этом районе города уличная проституция является легальной. Но кроме публичных домов в этом квартале много ресторанов, ночных клубов, дискотек и баров. Это центр музыкальной жизни Гамбурга, и важный элемент современной культуры Германии. Не удивительно, что все знаменитые музыканты, приезжающие на гастроли в ФРГ, обязательно давали концерты в одном из заведений на Рипербане. В переулке, выходящем на Рипербан, находится музей «ливерпульской четверки». На Рипербане «Битлз» и начинали свою звездную карьеру. Первое их выступление прошло в клубе «Indra». Именно в Гамбурге состоялось знакомство Битлов со своим будущим барабанщиком – Ринго Стар.

Доподлинно неизвестно, почему Битлы выбрали для летних ночных музыкальных прогулок именно «Рипербан». Возможно, просто совпало название улицы и теплохода. Факт в том, что именно на «Рипербане» они стали проводить концерты на воде. После них, эту традицию продолжили Rolling Stones и Queen.

Вторая жизнь. Яхт-клуб

Как мы говорили ранее, все закончилось в 1988 году, когда на смену теплоходам типа «Stadersand» пришли новые суда. Паромы продали в разные страны: Нидерланды, Испанию, Израиль, Португалию. До наших дней сохранились два парома: «S Paulus» работает в Лиссабоне, а «Reeperbahn» – в Кронштадте.

После списания из флота HADAG, паром купил Гюнтер Бэтьер. Следующие 20 лет «Риппербан» ходил под флагом парусного яхт-клуба Гамбурга. Во время проведения парусных регат, на «Рипербане» находилась бригада судей.

В очередной раз судьба парома совершила крутой поворот в 2008 году, когда «Рипербан» был продан в Россию.

Третья жизнь. Кронштадт

Как и все форты Кронштадта, форт «Константин» (официальное название форт «Великий князь Константин») был построен с помощью ряжей – деревянных срубов, установленных на дне и заполненных глыбами гранита. По сути, форт «Константин» стоит на искусственном острове. В 50-х годах ХХ века форт был последний раз перевооружен – вместо восьмиорудийной батареи пушек Кане, были установлены четыре современных 130-мм орудия. Через десятилетие, в 60-х годах, форт был разоружен, и фактически, разграблен. Когда строили защитную дамбу, строители осушили вокруг форта часть дна Финского залива, и искусственный остров на котором размещался форт, перестал быть островом. В период с 2000 по 2007 год на соседнем форте «Александр» («Чумной») проводились ежегодные фестивали электронной музыки «FORTDANCE». С 2003 по 2006 год в рамках этого фестиваля на форте «Константин» был организован так называемый, береговой танцпол. Одновременно на форте «Константин» танцевали до 30 000 человек. А дальше произошло, в общем-то, удивительное событие. В 2006 году, форт «Константин» передали в ведение ОАО «Третий парк». Удивительное заключается в том, что ОАО «Третий парк» – это автобусный парк, который обслуживает 194 маршрута в Санкт-Петербурге. В этой статье мы не будем рассматривать причины столь странного изменения владельца, тем более, что у «Третьего парка» получилось превратить форт в культурно-туристический центр Петербурга. Территорию восстановили, в казематах открылись музеи, на одном из дебаркадеров создана плавучая гостиница. В 2010 году по решению Морского Совета России на форте Константин открыт пункт пропуска через государственную границу для яхтсменов, прибывающих в Санкт-Петербург на парусных и моторных яхтах. Форт «Константин» стал предшественником большой программы «Кронштадт – остров фортов», которая в течение последних лет реализуется командой под руководством Ксении Шойгу.

Генеральный директор ОАО «Третий парк» В.С.Дьяковский рассказывает: «Когда мы узнали, что в Гамбурге продается легендарный паром «Рипербан», решение было мгновенным – его необходимо было купить. Сама биография парома перевела его в разряд уникальных, раритетных судов, которые необходимо сохранить...».

Поздней осенью 2009 года были закончены все формальности, связанные с покупкой парома. Необходимо было решить сложную техническую проблему – перегон «Рипербана» в Санкт-Петербург. «Рипербан» имел ледовый класс, ему был разрешен выход в прибрежные морские районы, но, по сути, он был речным судном. А предстоял переход по зимнему Балтийскому морю. Все стекла салона были заварены стальными листами, были задраены или заварены все двери и иллюминаторы судна. Сам переход судна такого водоизмещения в зимней Балтике заслуживает уважения. 12 декабря 2009 года «Рипербан» вышел из Гамбурга, а через неделю пришвартовался у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

Еще до перехода, в Гамбурге был проведен ремонт корпуса и главного двигателя. По прибытии в Петербург началась реставрация – воссоздание исторического интерьера «Рипербана» 60-х годов ХХ века. Были восстановлены рамы, панели, плафоны. Даже надписи над дверями и люками на медных табличках были сделаны по-немецки. Были отреставрированы все диваны. По историческим фотографиям с концертов были определены места, на которых сидели и играли знаменитые музыканты. На этих местах приклеены плакаты, на которых дана информация, кто из музыкантов и когда сидел на этом месте при проведении концертов. В результате этих работ «Рипербан» приобрел тот внешний вид, который имел в 60-х годах. Единственным отличием стало уменьшение численности пассажиров. Если в варианте гамбургского парома «Рипенбан» принимал на борт до 470 человек, то после превращения его в туристический теплоход его вместимость снизилась до 101 человека.

Первоначально, на пароме проводились музыкальные тематические вечера. «Рипербан» снялся в одной из серий «Морских дьяволов». Но основная задача парома другая. Ежедневно в летнее время он совершает несколько рейсов по маршруту из Кронштадта, мимо фортов «Кроншлот» и «Цитадель» (форт «Император Петр I») до форта «Константин» и обратно. На нескольких рейсах паром делает заход на форт «Александр I» («Чумной»).

Можно предположить, что с завершением программы «Кронштадт – остров фортов», заслуженный музыкальный паром найдет своё достойное место в новой туристической инфраструктуре Кронштадта.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.02.2022 17:57
Комментарии 0
Наверх