На российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел пожар. Это случилось во время сварочных работ в мурманском доке завода «Звездочка». Об инциденте сообщают СМИ со ссылкой на источники на Северном флоте. В результате ЧП пострадали десять человек.
Возгорание на тяжелом авианосце «Адмирал Кузнецов» произошло в процессе работ по установке новой двигательной автоматики и элементов системы электроснабжения судна. По данным прессы, происшествию предшествовали сварочные работы, которые вели рабочие 35-го судоремонтного завода вместе с экипажем корабля. Непосредственно в момент возгорания осуществлялся монтаж элементов трубопроводов и кабельных трасс. Когда начался пожар, на судне находилось порядка 400 человек. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на пресс-службу «Звездочки».
Возгорание из-за сварки?
Пожар начался утром 12 декабря и получил второй уровень сложности. Огонь быстро охватил площадь порядка 600 квадратных метров. Около 13:30 возгорание удалось локализовать. Во время ЧП пострадали двенадцать человек, шестеро из них оказались в реанимации. Все пострадавшие направлены в североморский госпиталь. Три человека в настоящее время числятся как пропавшие без вести, информации об их судьбе пока нет.
В Минобороны РФ была создана специальная комиссия, которая займется выяснением причин аварии, оценкой ущерба и составлением сметы расходов на ликвидацию последствий пожара. К месту происшествия уже направились представители командования Северного флота.
Говоря о возможных причинах пожара, глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов предположил, что окалина от сварки могла упасть на нижнюю палубу, где находились горючие материалы, оставшиеся там после демонтажа оборудования.
Шлейф ЧП
Отметим, это уже не первый инцидент, в котором фигурирует «Адмирал Кузнецов». Ранее, в 2009 году, когда крейсер находился на стоянке в турецком порту Акзас-Карагач, в одном из его отсеков начался пожар. Погиб один человек, корабль серьезных повреждений не получил. В октябре 2018 года, на 82-м судоремонтном заводе в Мурманской области, где судно находилось на ремонте, утонул плавучий док ПД-50. На нем упали два башенных крана, и один из них повредил палубу авианосца. Согласно заключению комиссии Объединенной судостроительной корпорации, в результате аварии крейсер получил 52 повреждения. Стоимость ущерба по оценкам ОСК составила 70 млн рублей. До этого, в 2016 году, «Адмирал Кузнецов» потерял во время похода два истребителя: это случилось во время захода на посадку.
У судна возникали проблемы и с энергетической установкой. Из-за них корабль не мог развивать полную проектную скорость.
Авианосец будет находиться на ремонте до 2021 года. Он должен получить новое энергооборудование и вооружение. На его модернизацию 2018 году выделено 60 млрд рублей. Планировалось, что ремонт будет завершен в 2020 году, но авария в плавдоке несколько отодвинула эти сроки.
«Адмирал Кузнецов» способен нести более пятидесяти летательных аппаратов, а его вооружение состоит из крылатых противокорабельных ракет «Гранит», зенитного ракетного комплекса «Клинок», ракетно-пушечного комплекса «Каштан», а также системы противолодочной обороны.
Появились подробности об инциденте в Бангкоке, где самолет «Аэрофлота» задержался из-за неисправности двигателя, и пассажирам пришлось ожидать вылета в духоте и жаре. Как оказалось, температура воздуха была выше нормы на 7 градусов и поднялась выше 30 градусов.
«Кусок ржавчины»
К слову, «Адмирал Кузнецов» был признан худшим в мировой истории авианосцем из всех, что когда-либо были спущены на воду по версии The National Interest. Американское издание, охарактеризовавшее его как «просто кусок ржавчины», обратило внимание, что судно, заложенное в 1982 году на Черноморском судостроительном заводе в СССР, начало эксплуатироваться только в 1993-м году – и уже в России. В 1996 году он пострадал во время аварии, до 1998 года находился на ремонте, затем время от времени отправлялся в Средиземное море, а в 2016 году принял участие в военных действиях в Сирии, отметившись потерей МиГ-29К и Су-33. Издание отметило, что строительство «Адмирала Кузнецова» и подобных ему кораблей было продиктовано желанием СССР стать военно-морской державой, мощь которой распространялась бы далеко за пределы страны. Тем не менее, проект ждала неудача, в первую очередь, обусловленная попыткой совместить в одном корабле возможности ракетного крейсера и авианосца.
В СССР создавались и другие авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет», однако в настоящее время в боевом состоянии находится только «Адмирал Кузнецов». Суда «Киев» и «Минск» продали Китаю, где их превратили в развлекательные комплексы. «Варяг» также продали в КНР, но он, в отличие от своих собратьев, был переоборудован и переименован в «Liaoning». «Новороссийск» отправился на металлолом. «Ульяновск» был разобран еще на стапеле. «Адмирал Горшков» приобрела Индия, которая в данный момент модернизирует его, готовя будущий флагман ВМС - «Vikramaditya».
Пожар на «Адмирале Кузнецове» - отнюдь не беспрецедентный случай. Периодически на флоте случаются подобные инциденты. Так, например, в декабре 2011 года в плавдоке 82-го судоремонтного завода произошло возгорание на атомной подводной лодке «Екатеринбург». Три года спкстя в Севастополе загорелся противолодочный корабль «Керчь». В 2015 году огонь охватил подлодку К-226 «Орел», причем ликвидировать пламя удалось только путем затопления плавучего дока вместе с субмариной. Лодка пострадала не слишком сильно, однако ее ремонт завершился на несколько месяцев позже, чем было запланировано.