Версия // Москва // Московская программа информатизации «Умный город» будет использовать искусственный интеллект

Московская программа информатизации «Умный город» будет использовать искусственный интеллект

4552

Вкалывают роботы

В разделе

Использование современных электронных технологий в управлении городом выходит в Москве на качественно новый уровень. На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин поручил разработать новую программу «Умный город». Она явится логическим продолжением предыдущих проектов, которые уже были реализованы в столице.

Использование электронных технологий будет обеспечивать работу органов исполнительной власти, гражданских институтов и бизнеса. А к любому из сервисов можно будет подключиться с единой точки доступа, с любого устройства, в любое время.

«Количество электронных услуг становится с каждым годом всё больше. Помимо госуслуг город управляется горожанами. Контролируется работа городского хозяйства при помощи таких сервисов, как «Активный гражданин», «Наш город» и других, – заявил Сергей Собянин. – Но технологии меняются, и нам нужно выходить на новый уровень развития электронных сервисов, услуг, информационного города. И мы можем уже сегодня говорить не об отдельных услугах, а о создании комплексной программы «Умный город», которая охватывала бы все стороны нашей жизни».

Главной целью новой программы является повышение качества жизни за счёт использования современных информационных коммуникационных технологий, роботизации большой части рутинных операций.

Стоит отметить, что старт «Умного города» начинается отнюдь не на пустом месте. Все последние годы Москва очень активно и успешно внедряла во все сферы городской жизни современные технологии. Уже сегодня электронные услуги и сервисы доступны в любой сфере – от здравоохранения и образования до безопасности.

Вся Москва на mos.ru

Об автоматизации многих процессов, а также о возможности получать услуги и сервисы в электронном виде горожане знают не понаслышке. Достаточно сказать, что сегодня единым городским порталом mos.ru пользуется более 40 млн человек, что на 26% больше, чем в 2016 году.

Mos.ru в этом году претерпел существенные изменения и обновления: в частности, завершилась интеграция портала mos.ru (официального портала мэра Москвы) с порталом госуслуг (pgu.mos.ru). Также под крышей mos.ru сегодня объединены электронный атлас, сервис автокод и ещё более 40 сайтов органов исполнительной власти. По сути, mos.ru уже сегодня представляет собой некую единую платформу доступа к многочисленным городским услугам и сервисам.

По теме

Например, в прошлом году особой популярностью пользовался сервис платежей, запущенный на портале. Оно и понятно, ведь оплату отныне можно провести буквально в один клик. В общей сложности, по итогам прошлого года через mos.ru было проведено 4,3 млн различных платежей на общую сумму 13,6 млрд рублей. Это на 46% больше, чем в 2016 году.

Продолжает развиваться и сервис телефонных обращений. В этом году в Москве появился единый контакт-центр, объединивший в себе разные диспетчерские службы. Позвонив по единому номеру 8(495)777-77-77, москвичи могут решить практически любой вопрос – от вызова сантехника к себе домой до сложных проблем капитального ремонта.

Кстати, в телефонных сервисах также применяются самые современные технологии. В частности, используется технология распознавания речи, благодаря которой процесс обработки обращений проходит быстрее, а нагрузка на операторов контакт-центра снижается.

Всего по итогам прошлого года в единый контакт-центр поступило более 24 млн обращений, около миллиона из которых были обработаны системой распознавания речи.

Электронные технологии в столице помогают также обеспечивать безопасность. Так, в 2017 году в городе установили дополнительно 1,8 тыс. камер в подъездах в Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО). Кроме того, к единой городской системе видеонаблюдения подключилось ещё 4,5 тыс. камер, установленных на стадионах, транспорте, в парках и т.п.

Поликлиника на диване

Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) успешно работает и в системе столичного здравоохранения. Важно отметить, что с прошлого года к ЕМИАС подключились и все поликлиники ТиНАО.

Электронные сервисы помогают также уменьшать очереди в поликлиниках и делают простой и удобной запись к врачу. Например, сегодня в большинстве городских поликлиник введён механизм управления потоками пациентов – им охвачено более 60% дежурных врачей. Благодаря работе этой системы обратиться к врачу можно в максимально короткие сроки, а очереди в большинстве столичных поликлиник практически ликвидированы.

Очень удобным для москвичей стал и электронный сервис по прикреплению к поликлинике без личного посещения. По итогам прошлого года таким образом к поликлиникам прикрепилось более 51 тыс. человек.

Ключевой инновацией в системе здравоохранения считается начало реализации пилотного проекта «Цифровое зрение» – благодаря использованию «больших данных» и помощи искусственного интеллекта врачи отныне имеют возможность диагностировать рак на ранних стадиях, а также оценивать риски возникновения инсульта. Использование этой технологии уже на 15% повысило точность диагностики.

Школы вышли в онлайн

Большие изменения произо­шли и в системе образования. В прошлом году в столице началось полномасштабное внедрение проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). По сути, МЭШ – это единая образовательная платформа, предлагающая новую форму образования и формирующая новое «виртуальное» рабочее место учителя.

Уже сегодня в библиотеке МЭШ размещено более 146 электронных учебников, 30 тыс. тестовых заданий, 6 виртуальных лабораторий, более 150 тыс. электронных сценариев уроков.

Интересно заметить, что к МЭШ активно подключается и бизнес-сообщество, которое также разрабатывает интерактивные приложения. Сегодня в библиотеке МЭШ появилось уже 200 таких приложений, среди которых «Учи.ру», «ЯКласс» и другие.

Автоматизированные системы проникают и в сферу ЖКХ. Так, по состоянию на конец прошлого года 79% бюджетных учреждений и 57% многоквартирных домов перешли на автоматизированный сбор показателей счётчиков. Кстати, многие госуслуги в сфере ЖКХ сегодня также можно получить в электронном виде через портал mos.ru. Например, на портале в режиме онлайн можно передать показания счётчиков и даже получить единый платёжный документ (ЕПД).

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Новый этап информатизации

Процесс информатизации в столице начался ещё несколько лет назад.

Так, до 2011 года в городе действовала государственная программа «Электронная Москва», в рамках которой решались задачи по развитию мобильного Интернета, а также развитию высокоскоростного доступа в Интернете.

В результате реализации этой программы в городе была создана первая базовая электронная инфраструктура. В частности, была проведена компьютеризация органов власти, созданы локальные сети.

Тогда же началась эпоха максимальной доступности Интернета и для горожан.

На сегодняшний день более 90% квартир в Москве используют широкополосный Интернет, а у каждого пятого пользователя скорость домашнего Интернета более 100 Мбит/с. Сравните: в 2011 году количество домохозяйств, имеющих широкополосный доступ, составляло 23%, а средняя скорость Интернета тогда была всего 5 Мбит/с.

В 2012 году был запущен очередной этап информатизации – программа «Информационный город». В результате к концу прошлого года более 200 услуг и сервисов были переведены в электронный вид, окончательно оформился портал mos.ru, был внедрён электронный документооборот.

Новый этап информатизации Москвы стартует в 2019 году. Новая программа «Умный город» даст старт развитию и внедрению новых электронных технологий. В частности, предполагается создание персонифицированной виртуальной среды для москвичей, повышение эффективности городского управления благодаря использованию анализа «больших данных» и внедрения искусственного интеллекта. Также предполагается, что именно электронные технологии будут обеспечивать функционирование исполнительной власти, гражданских институтов и бизнеса.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.04.2018 14:56
Комментарии 0
Наверх