// // Культивируя городскую легенду из уличной плесени, Санкт-Петербург может докатиться до памятников проституткам или попрошайкам

Культивируя городскую легенду из уличной плесени, Санкт-Петербург может докатиться до памятников проституткам или попрошайкам

1209

ГОП-арт

Фото: https://vk.com/peterburgru
Фото: https://vk.com/peterburgru
В разделе

Именно в Санкт-Петербурге, уверены исследователи городской культуры, зародилось движение уличных хулиганов-гопников, которое получило название «по месту жительства» – в честь Городского общежития пролетариата. В это учреждение в 20-е годы прошлого века свозили задержанных во время облав беспризорников. Народная молва окрестила малолетних преступников «гражданами опасного поведения»…

«Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!» – кричала на трудновоспитуемых подростков учительница из «Республики ШКИД». Процесс исправления в самом деле шел медленно, обитатели общежития занимались «самообеспечением», совершая налеты на одиноких прохожих или на окрестные дворы и лавочки. В итоге гопники надолго стали символом уличной преступности, а выражение «гоп-стоп» и производные от него – обозначением ограбления прохожих, налета или вооруженного грабежа.

Лиговка родная

Общежитие ГОП располагалось на воспетом Александром Розенбаумом Лиговском проспекте – в доме №10 (до революции по этому же адресу располагалось Государственное общество призора, то есть, – тоже ГОП). Обитатели и дореволюционного, и советского исправительных домов сильно подпортили репутацию района. «Ты что, на Лиговке живешь?» – могли спросить питерцы у молодого человека, отличавшегося особо грубым, хамским поведением. Лиговка стала считаться средоточием криминала.

Прямо напротив общежития ГОП располагался Московский вокзал – можно было отправиться «на работу» туда, а можно было «принять» жертву в одной из темных питерских подворотен.

Сегодня узнать гопника можно как по характерному «прикиду» – кепка, спортивный костюм в сочетании с туфлями, зажеванная сигарета в уголке рта – так и по жаргону. Современный русский язык «обогатили» такие слова из лексикона гопников, как, например, «хата, бабло, рамсы, четкий пацан, лох, отжать, тёрки».

Немало песен сложено

Граждане, послушайте меня,

Гоп со смыком – это буду я!

Ремеслом избрал я кражу,

Из тюрьмы я не вылажу,

Исправдом скучает без меня!

Сегодня название старой блатной песни мало кому понятно. На жаргоне «гоп» – это вор, «смык» – обыск. А гоп со смыком, следовательно, это отъем денег с проверкой карманов жертвы.

Не смотря на то, что гопники представляли и представляют собой крайне неприятное социальное явление, о них уже как минимум сто лет слагают песни. Самые известные, конечно, – «Гоп со смыком», авторство которой не известно, но одним из первых исполнителей был Леонид Утесов, и «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» Александра Розенбаума. В 80-е о гопниках пели Майк Науменко и группа «Зоопарк», объективно изображая их антиобщественное поведение:

«Кто хлещет в жару портвейн, кто не греет пиво зимой,

Кто плюётся, как верблюд, кто смеётся, как козодой?

Кто гадит в наших парадных, кто блюёт в вагонах метро,

Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок перо?

Это гопники! Они мешают нам жить!»

По теме

Вообще же как минимум 1,5 десятка русских рок-групп так или иначе высказались о гопниках – надо отдать должное, в основном, с презрением.

ГОП-кампания

Увековечивать, откровенно говоря, нечего. Какие-либо добрые упоминания об этой субкультуре отыскать сложно, люди в кепках хороших дел не совершали и прославились совершенно другим.

Гопник – асоциальный элемент, мелкий преступник. «Так можно докатиться и до памятника проститутке или попрошайке», – считает петербуржский краевед Наум Синдаловский. На самом деле, памятники проституткам кое-где уже стоят – но это же не повод… Или?

Памятник предлагается установить на народные деньги, для чего авторы проекта обещают вскоре начать сбор пожертвований. Пока что на сайте идет за голосование. И тех, кто за установку памятника, почти в два раза больше, чем тех, кто против.

Традиционная поза отдыхающего гопника – сидя на корточках. Однако авторы идеи обещают, что в скульптуре будут отражены традиционные для гоп-стопа фразы – «Мелочь есть?» и «Дай позвонить!». А потому на представленном эскизе рука гопника вытянута вперед. Положит, дескать, любопытный турист денежку – и избавится от всех забот и хлопот. Так из уличной плесени пытаются культивировать городскую легенду.

Опубликовано:
Отредактировано: 04.05.2016 14:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх