Именно в Санкт-Петербурге, уверены исследователи городской культуры, зародилось движение уличных хулиганов-гопников, которое получило название «по месту жительства» – в честь Городского общежития пролетариата. В это учреждение в 20-е годы прошлого века свозили задержанных во время облав беспризорников. Народная молва окрестила малолетних преступников «гражданами опасного поведения»…
«Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!» – кричала на трудновоспитуемых подростков учительница из «Республики ШКИД». Процесс исправления в самом деле шел медленно, обитатели общежития занимались «самообеспечением», совершая налеты на одиноких прохожих или на окрестные дворы и лавочки. В итоге гопники надолго стали символом уличной преступности, а выражение «гоп-стоп» и производные от него – обозначением ограбления прохожих, налета или вооруженного грабежа.
Их называют «жлобы».
Их называют урлой,
А также лохами.
Иногда – шпаной.
Их называют и хамами.
Но имя им – гопнички.
Имя им легион.
(Майк Науменко)
Лиговка родная
Общежитие ГОП располагалось на воспетом Александром Розенбаумом Лиговском проспекте – в доме №10 (до революции по этому же адресу располагалось Государственное общество призора, то есть, – тоже ГОП). Обитатели и дореволюционного, и советского исправительных домов сильно подпортили репутацию района. «Ты что, на Лиговке живешь?» – могли спросить питерцы у молодого человека, отличавшегося особо грубым, хамским поведением. Лиговка стала считаться средоточием криминала.
Прямо напротив общежития ГОП располагался Московский вокзал – можно было отправиться «на работу» туда, а можно было «принять» жертву в одной из темных питерских подворотен.
Сегодня узнать гопника можно как по характерному «прикиду» – кепка, спортивный костюм в сочетании с туфлями, зажеванная сигарета в уголке рта – так и по жаргону. Современный русский язык «обогатили» такие слова из лексикона гопников, как, например, «хата, бабло, рамсы, четкий пацан, лох, отжать, тёрки».
Немало песен сложено
Граждане, послушайте меня,
Гоп со смыком – это буду я!
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
Исправдом скучает без меня!
Сегодня название старой блатной песни мало кому понятно. На жаргоне «гоп» – это вор, «смык» – обыск. А гоп со смыком, следовательно, это отъем денег с проверкой карманов жертвы.
Не смотря на то, что гопники представляли и представляют собой крайне неприятное социальное явление, о них уже как минимум сто лет слагают песни. Самые известные, конечно, – «Гоп со смыком», авторство которой не известно, но одним из первых исполнителей был Леонид Утесов, и «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» Александра Розенбаума. В 80-е о гопниках пели Майк Науменко и группа «Зоопарк», объективно изображая их антиобщественное поведение:
«Кто хлещет в жару портвейн, кто не греет пиво зимой,
Кто плюётся, как верблюд, кто смеётся, как козодой?
Кто гадит в наших парадных, кто блюёт в вагонах метро,
Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок перо?
Это гопники! Они мешают нам жить!»
Жительница Санкт-Петербурга может предстать перед судом за поджоги автомобилей, которые она осуществляла по указке мошенников. Об инциденте сообщает пресс-служба главного управления МЧС по городу и Ленобласти.
Вообще же как минимум 1,5 десятка русских рок-групп так или иначе высказались о гопниках – надо отдать должное, в основном, с презрением.
ГОП-кампания
Увековечивать, откровенно говоря, нечего. Какие-либо добрые упоминания об этой субкультуре отыскать сложно, люди в кепках хороших дел не совершали и прославились совершенно другим.
Гопник – асоциальный элемент, мелкий преступник. «Так можно докатиться и до памятника проститутке или попрошайке», – считает петербуржский краевед Наум Синдаловский. На самом деле, памятники проституткам кое-где уже стоят – но это же не повод… Или?
Памятник предлагается установить на народные деньги, для чего авторы проекта обещают вскоре начать сбор пожертвований. Пока что на сайте идет за голосование. И тех, кто за установку памятника, почти в два раза больше, чем тех, кто против.
Традиционная поза отдыхающего гопника – сидя на корточках. Однако авторы идеи обещают, что в скульптуре будут отражены традиционные для гоп-стопа фразы – «Мелочь есть?» и «Дай позвонить!». А потому на представленном эскизе рука гопника вытянута вперед. Положит, дескать, любопытный турист денежку – и избавится от всех забот и хлопот. Так из уличной плесени пытаются культивировать городскую легенду.