Версия // Бизнес // Кто займет место «Полушки» и «Лайма» на рынке продуктового ритейла Санкт-Петербурга

Кто займет место «Полушки» и «Лайма» на рынке продуктового ритейла Санкт-Петербурга

14219

Город в сетях

В разделе

Недавно в Санкт-Петербурге появились слухи, что с рынка продуктового ритейла могут уйти сети «Полушка» и «Лайм», принадлежащие одному юрлицу. На этом фоне ожидается усиление X5 Retail Group (сеть «Пятерочка» и другие) и «Дикси». И если о глобальном переделе рынка речь пока не идет, то ночная торговля в северной столице может претерпеть существенные изменения. Появилась даже версия, что при новом губернаторе Петербурга, как давно обещали, расцветет мелкорозничная торговля, которая остается в «сетевых тисках» еще со времен правительства Валентины Матвиенко.

После 23 часов

Первый месяц года принес новость, что холдинг «Продовольственная биржа» (сети «Полушка» и «Лайм») сворачивает торговлю в Петербурге и ищет для помещений, где располагаются магазины, новых арендаторов. Рядовые сотрудники эту информацию подтверждают, хотя пока и в неведении, что с ними будет дальше. Якобы на эти помещения уже нацелились X5 Retail Group (сети «Пятерочка», Карусель», «Перекресток») и «Интерторг» (сети «Семья», Spar). Всего «Продовольственная биржа», которая пока не дает комментариев по закрытию сети, располагает в северной столице 102 магазинами (77 «Полушек» плюс 25 «Лаймов»). По данным Управления ФАС по Петербургу, это меньше 4% от всего сегмента продуктового ритейла города.

Казалось бы, капля в море, потребитель может и не заметить. Однако все магазины «Продовольственной биржи» - круглосуточные, что большая редкость для продуктового ритейла Санкт-Петербурга. Остальные «24 часа» - это только крупные гипермаркеты вроде «Ленты», большинство которых располагается не в жилых кварталах, а на шоссе и крупных магистралях. Соответственно, совершать покупки после 23 часов петербуржцам весьма затруднительно. Эту нишу должен был занимать малый бизнес с магазинчиками шаговой доступности, однако по многим причинам индивидуальные предприниматели заполнить ее не смогли.

Санкт-Петербург не зря носит титул столицы продуктовых сетей, здесь более всего гипермаркетов (более ста), хотя в последнее время несколько сдал свои позиции. Но все равно доля торговых сетей от объема розничной торговли в северной столице ежегодно переваливает за 80%. Только Москва в прошлом году все-таки обогнала Петербург по этому показателю.

Малый бизнес

Член петербургского отделения всероссийской организации предпринимателей «Опора России» Алексей Мишин рассказывает корреспонденту «Нашей версии»: «Так получилось, что именно при губернаторе Валентине Матвиенко сложилась такая ситуация, когда продуктовый рынок города почти полностью контролируют сети. Конфигурация рынка меняется только внутри этого бизнес-сообщества, к примеру, недавно прошла такая новость. Малый бизнес оказался затоптан высокими налогами и различными проверяющими органами. Хотя все последние годы петебургские власти говорят о поддержке малого предпринимательства в этой сфере, но на деле никаких подвижек мы не видим».

Это отражается на конечном рынке продаж. Валентин Пашинский, гендиректор ассоциации «Ленплодоовощ», говорит: «Предприятия Ленобласти, которые теоретически могут закрыть до 60% потребностей Петербурга в плодовоовощной продукции, не могут наладить взаимодействия с сетями, так как у них высокий «входной билет» в магазин, да и вообще они предпочитают по каким-то причинам работать только со своими поставщиками. А потом мы удивляемся, почему на прилавках чеснок из Китая или картошка из Аргентины. Фактически предприятия Ленобласти могут работать только с маленькими магазинами или в формате разовых ярмарок».

По теме

Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков сетует на малое количество магазинов, в которые можно «буквально спуститься из дома»: «Не хватает магазинов «у дома». Они должны существовать в трех форматах: небольшой магазин во встроенных помещениях жилых домов (где это возможно), традиционные павильоны и сезонные ярмарки». Его слова подтверждают и цифры - по количеству несетевых продовольственных магазинов на 100 тыс. жителей Петербург занимает 12 место среди 15 городов-миллионников. На 100 тыс. жителей в городе приходится только 61 подобный магазин. Хотя нельзя не отметить, что в последнее время в городе растет число частных пекарен».

Недавно и.о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, которому баллотироваться на этот пост в сентябре 2019 года, как и предшественники, пообещал городскому малому бизнесу всяческую поддержку. На форуме, состоявшемся в конце 2018 года, где присутствовали около 4 тысяч индивидуальных предпринимателей, в принципе, не прозвучало ничего нового: они жаловались градоначальнику на административные барьеры, монополии крупных игроков того или иного сегмента рынка. Беглов по итогам сообщил: «В городе 362 тысяч малых предприятий, в малом бизнесе занято 1,1 млн человек, он приносит в бюджет города 32 млрд рублей. Чтобы выполнить майский указ президента и довести число предпринимателей до 25 миллионов, нужно снять барьеры, стоящие на пути малого бизнеса».

Его словам бурно аплодировал Сергей Федоров, президент Ассоциации промышленников и предпринимателей, и другие чиновники от малого бизнеса, которые радеют о нем вот уже при третьем губернаторе. Но ничего не меняется. Впрочем, это отдельная тема.

Прогноз: число супермаркетов будет расти

Возвращаясь к рынку продуктового ритейла города, отметим, что Санкт-Петербург по количеству подобных торговых точек на 100 тыс. населения уже только на четвертом месте, уступая не только Москве, но и Перми, Уфе, Екатеринбургу. В абсолютных цифрах - 2230 сетевых магазинов (данные на 2018 год). По данным мониториговой организации InfoLINE, петербургский рынок может ожидать расширение в сегменте супермаркетов: «По супермаркетам позиции Петербурга – ниже среднего (2,5 на 100 тыс. жителей – 19-е место среди 27 крупнейших городов). Таким образом, распространенное среди аналитиков и обывателей мнение, что северная столица перенасыщена магазинами у дома и дискаунтерами, соответствует действительности, и наиболее перспективным для развития в городе видится формат супермаркета: количество таких объектов может быть увеличено не менее чем на 15-20%».

Таким образом, если Александр Беглов вдруг не решит всерьез заняться поддержкой малого продуктового бизнеса, в ближайшие годы ситуация в Петербурге меняться не будет: город останется в плену сетей, абсолютно количество которых будет только расти. Что касается круглосуточного формата магазинов, то после того как в Петербурге запретили продавать алкоголь после 22 часов и до 11 утра, они пользуются малым спросом.

Кстати

Самый массовый российский сетевой дискаунтер «Пятерочка» появился именно в Санкт-Петербурге 20 лет назад – первый магазин открылся в 1999 году на проспекте Славы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.01.2019 13:52
Комментарии 0
Наверх