Версия // Общество // Коронавирус показал неожиданное различие между бизнесменами в Китае и западном мире

Коронавирус показал неожиданное различие между бизнесменами в Китае и западном мире

20674

Разница менталитетов

В разделе

Пандемия коронавируса, начавшаяся в Китае в декабре 2019 года, ударила и по Востоку, и по Западу, и, как показывает этот непростой опыт, отреагировали на глобальный вызов они совершенно по-разному. Крупные китайские корпорации выделили деньги на борьбу с эпидемией и поддержку врачей. Что касается западных компаний, в большинстве своем они, вероятно, полагают, что сложившаяся ситуация – не повод отступаться от принципов капитализма.

После того, как первые случаи заражения коронавирусом были зарегистрированы в Ухане в декабре 2019 года, вспышка в короткие сроки приобрела куда более серьезные масштабы. Ухань, а затем и другие города провинции Хубэй закрыли на карантин, экономика целого региона в буквальном смысле встала, врачи начали работать в круглосуточном режиме, возник дефицит масок и медикаментов. Основная масса жителей Китая едва ли в состоянии что-то предпринять при таких обстоятельствах – их возможности весьма ограничены. Но представители крупного китайского бизнеса, упоминание о которых в СМИ в период эпидемии, к слову, свелось к минимуму на фоне новостей с фронта борьбы с инфекцией, не остались в стороне.

Поддержать деньгами

Первым важным шагом стала финансовая помощь, причем инициатива исходила от самих корпораций. В частности, компании «Додо», «Ваньи» и «Куайшоу» выделили по 100 миллионов юаней, «Байду» - 300 миллионов юаней, группа компаний «Мэйтуань» и «БайтДанс» - по 200 миллионов юаней, последняя потом добавила еще 191 миллион. «Тэнсюнь» в общей сложности внесла на борьбу с коронавирусом 1,5 миллиарда юаней. Все эти средства, в основном, предназначались для врачей, работающих с коронавирусными больными, а также для семей медиков, которые сами становились жертвами инфекции – в этом случае им выделяли по 1 миллиону юаней. Всемирно известная корпорация Alibaba в начале эпидемии сформировала фонд в размере 1 миллиарда юаней для приобретения необходимых медицинских материалов, а потом выделила аналогичную сумму на поддержку сельскохозяйственных производителей и 20 миллионов для поддержки работы эпидемиолога Чжун Наньшаня и его команды. Сам Джек Ма, основатель компании. Пожертвовал 100 миллионов юаней из своих личных средств. И это лишь верхушка айсберга, крупнейшие представители китайского бизнеса. Пожертвования от более мелких компаний сложнее отследить. Только на конец января по всей стране было собрано не менее 13 миллиардов юаней. И не стоит считать, что китайские миллиардеры бездумно разбрасываются деньгами: когда пандемия закончатся, они непременно проверят, на какие цели были израсходованы выделенные ими средства.

Преодолеть дефицит

Китайские компании не ограничились одной лишь денежной помощью. Они активно подключились к решению текущих проблем, занявшись обеспечением пострадавших от эпидемии районов медикаментами, расходниками и другой сопутствующей продукцией. Учитывая масштабы вспышки, дефицит был неизбежен, но крупный бизнес сделал все для того, чтобы его преодолеть. Сразу после начала вспышки в Ухань доставили лекарства и сопутствующие материалы на 300 миллионов юаней. Затем транспортная корпорация «Цзиндун» создала специальный канал для бесперебойных поставок в Ухань, а также пожертвовала 1 миллион масок и десятки тысяч других медицинских товаров.

Корпорация Alibaba занялась поиском защитной одежды, очков, масок и других предметов, в которых возникла острая необходимость, в других странах, и за очень непродолжительное время более 6,5 миллиона единиц товара было доставлено в Ухань. Компания «Тэнсюнь» тоже организовала закупки по всему миру и поставки посредством чартеров. Причем, все эти меры были приняты в самом начале эпидемии, когда даже не все еще понимали серьезность ситуации, а внутренние поставки были затруднены. Благодаря этим шагам, удалось своевременно решить многие проблемы.

По теме

При этом, компании не останавливаются на достигнутом. Поставки масок, защитной одежды, перчаток, средств для дезинфекции, тест-систем продолжаются – часть идет в провинцию Хубэй, которая пострадала от коронавируса больше всего, часть – в другие регионы, чтобы обеспечить потребителей.

При этом, некоторые бизнесмены попытались воспользоваться тяжелой ситуацией и нажиться на ней, заработав на товарах повышенного спроса, но встретили противодействие со стороны бизнес-гигантов. «Цзиндун» и Alibaba выступили с совместным призывом запретить повышение цен на маски. В начале февраля представители Alibaba объявили, что компания перехватила партию из 570 тысяч масок сомнительного происхождения, изъяв подозрительную продукцию из 15 магазинов. Корпорация также посодействовала правоохранителям в выявлении случаев продажи контрафактной продукции.

В то же время, компания постаралась поддержать мелкий и средний бизнес, уменьшив операционные расходы пользователям интернет-платформы, а также предоставила беспроцентный кредит компаниям из Хубэя.

Пищевой вопрос

В СМИ можно было встретить множество публикаций, посвященных работе медиков в Ухане и других городах, закрытых на карантин из-за инфекции. Зачастую врачи и медсестры работали сутками, прерываясь на сон, и даже пользовались подгузниками, чтобы сэкономить время на походах в туалет и не снимать каждый раз защитный костюм. Армию врачей, оказавшихся на передовой, нужно было чем-то кормить. Проблема возникла еще в середине января: больницы Уханя сообщили, что в столовых для персонала не хватает продуктов, люди перегружены физически и недоедают. Бизнесмены откликнулись незамедлительно: в больницы буквально в течение двух дней доставили месячный запас овощей и фруктов.

К слову, вспышка инфекции ударила по мелким представителям сельскохозяйственной отрасли в Китае, так как из-за сложившейся ситуации они лишились возможности сбывать на рынке фрукты и овощи. В то же время, застопорились поставки сельхозпродукции на рынок. Для того, чтобы исправить положение дел, крупные компании запустили программу «Помощь селу», за счет которой удалось реализовать большое количество продукции и обеспечить рынок товаром.

Большое дело для страны

10 февраля в рамках пресс-конференции министр гражданских дел Китая заявил о том, что компания, которая сможет создать программное обеспечение для борьбы с распространением инфекции, сделает большое дело. Сразу после этого разработчики запустили сервисы по регистрации медкарт, приложения, уведомляющие о новых случаях заражений, программы по определению групп риска и продвижению информации о состоянии здоровья граждан. Все это помогло улучшить контроль над ситуацией.

С одной стороны, происходящее в Китае можно расценивать как пропаганду, с другой – миллиардеры, чьи возможности многократно превышают возможности обычных людей, не остались в стороне и помогли своей стране. Они располагают финансами, технологиями, связями, за их спиной – крупные корпорации, и их коллективный вклад в борьбу с эпидемией оказался колоссальным. По сути, предприятия, которые в обычной жизни заручились доверием и поддержкой китайских граждан, не подвели их в чрезвычайной ситуации. И очень важно, что в такой сложный момент государство и бизнес в Китае выступили единым фронтом.

Перекрыли кислород

Через несколько недель после первых зарегистрированных в Ухане случаев заражения коронавирусом эпидемия перекинулась на страны Европы, и Запад оказался не готов к такому вызову. На данный момент больше всех пострадала Италия: уже на этой неделе число жертв в этой стране превысило число пациентов, умерших от коронавируса в Китае. Итальянские медики, как ранее их китайские коллеги, столкнулись с проблемой нехватки медикаментов и расходников, но, в отличие от КНР, бизнес не поспешил к ним на помощь.

Фильтры для аппаратов ИВЛ
Фильтры для аппаратов ИВЛ

По теме

В больницах на фоне наплыва большого количества пациентов с осложнениями на органы дыхания оказались израсходованы все клапаны для аппаратов искусственной вентиляции легких. Одно из медучреждений обратилось к поставщикам напрямую, чтобы договориться с производителем о внеплановой поставке новой партии фильтров, однако, компания ответила отказом, заявив, что не в состоянии организовать поставку жизненно важной продукции в столь сжатые сроки. Помощь врачам пришла с неожиданной стороны: Кристиан Фракасси и Алессандро Рамайоли, работающие в стартапе Isinnova, предложили напечатать фильтры на 3D-принтере. Они обратились к поставщику за чертежами, вполне справедливо предположив, что компания пойдет им навстречу, когда речь идет о человеческих жизнях. Тем не менее, в ответ инженеры получили не просто отказ, а угрозу судебного преследования за нарушение патентных прав. В результате Фракасси и Рамайоли самостоятельно сняли все замеры, создали модели и сделали три варианта клапана. Пациенты, которым они требовались, уже находились в критическом состоянии, и это был вопрос жизни и смерти. Фракасси заверил, что ни о каких планах заработать на печати фильтров речи не идет – стояла лишь цель спасти людей. Он подчеркнул, что было изготовлено ровно столько фильтров, сколько необходимо было больнице. Известно, что на данный момент «нелегальные» копии клапанов использовали для лечения десяти пациентов. Стоит уточнить, что оригинальное изделие стоит 11 тысяч долларов, в то время как копии обошлись в 1 доллар каждая. Угроза судебного преследования все еще висит над инженерами.

«Вирусные» аксессуары

Производители одежды и модных аксессуаров не упускают возможности заработать на всеобщем страхе перед коронавирусом. Желание поймать хайп и получить прибыль на том, что волнует людей во всем мире, вполне объяснимо, и, возможно, выглядит менее цинично, чем угроза судом за нарушение патентных прав на жизненно важные расходники, но подобные начинания тоже встречают немало критики.

На Неделе моды в Париже французский бренд Marine Serre показал наряды из новой коллекции, продемонстрировав в том числе и коллекцию дизайнерских медицинских масок, выдержанных в стиле остальных нарядов.

Дизайнер Марк Джейкобс тоже решил переключиться на рекламу модной защиты от вируса и разместил в соцсетях селфи с фирменной медицинской маской. А некоторые интернет-магазины уже вовсю продают футболки и украшения с изображением молекулы коронавируса. В продаже можно найти такие кулоны, а также серьги и другие аксессуары в виде туалетной бумаги, на которую на фоне пандемии возник ажиотажный спрос. На этом фоне Facebook* начал блокировать рекламу, предлагающую товары соответствующей тематики.

Выгодное дело

В немецкой прессе появилась публикация о том, что американская администрация захотело получить эксклюзивный доступ к вакцине против коронавируса, которую сейчас разрабатывают в Германии. В статье говорится, что Трамп предлагал большие деньги компании CureVac за перенос лабораторий в США и создать вакцину только для Штатов. Информацию о попытке переманить компанию в США подтвердили в Министерстве здравоохранения Германии. Эксперты считают, что в случае успеха американская сторона получила бы значительную коммерческую выгоду. Произошедшее вызвало возмущение немецких политиков, которые призвали не дать США захватить контроль над доступом к вакцине. По их мнению, ни одна страна не должна получить право на приобретение эксклюзивного доступа к этим препаратам.

Кстати, если говорить о США, ранее в бундестаге призвали Вашингтон снять антироссийские санкции, так как в критической ситуации, вызванной коронавирусом, все страны должны помогать друг другу, к тому же, пандемия отразится на экономике ЕС, поэтому европейским странам нужно восстанавливать товарооборот с Россией. Тем не менее. американские власти отказались снимать с России санкции.

Что в России?

Если говорить о России, в стране на данный момент зафиксировано около 300 случаев заражения, и со стороны властей принимаются все меры для того, чтобы не допустить распространения инфекции. Тем не менее, от российского бизнеса едва ли можно ожидать такого же вклада в борьбу с эпидемией, как это было в Китае. Разумеется, некоторые компании уже отреагировали на ситуацию. В частности, «Яндекс» помогает в организации дистанционного обучения для учащихся школ и вузов, «Ростелеком» и многие другие операторы внесли изменения в свои тарифы, а онлайн-кинотеатры сделали доступ к своим базам бесплатным. Все это призвано облегчить жизнь людям, вынужденным соблюдать режим самоизоляции.

Однако, часть бизнесменов только высказывает критику относительно принимающихся против эпидемии мер, не торопясь, впрочем, оказать реальную помощь.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.03.2020 18:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх