Версия // Конфликт // Компании-«прокладки», СБУ и «буксирное пиратство»: как при текущем руководстве порта в Новороссийске осваивают госденьги

Компании-«прокладки», СБУ и «буксирное пиратство»: как при текущем руководстве порта в Новороссийске осваивают госденьги

13454

Офшорная эволюция


Фото: РИА Новости
В разделе

Наши предыдущие журналистские расследования ситуации на морском терминале КТК-Р выявили проблему куда более серьёзного характера, чем спор хозяйствующих субъектов вокруг подрядов. Речь пойдёт об офшорной схеме вывода финансовых средств за рубеж, в совершенстве отработанной представителями портового бизнеса.

Сюжет: Офшоры

Очередное наше расследование посвящено событиям вокруг, возможно, основного зачинщика проблем, возникших в работе международного трубопроводного консорциума КТК-Р, а также активного участника ряда интересных действий в портах Козьмино (Дальний Восток), Приморск и Новороссийск, оценку которым должны дать компетентные органы – нынешнему генеральному директору АО «НМТП» Сергею Кирееву. Многочисленные судебные решения против структур, так или иначе управляемых г-ном Киреевым, в последние годы получили большую огласку в средствах массовой информации, что только подчёркивает актуальность поднятых нами вопросов.

Не все навыки стоит брать из 90-х…

Вероятная причина успеха «безупречного» бизнеса Сергея Киреева – его позиционирование самого себя как лица, приближённого к председателю правления и президенту ПАО «Транснефть» Николаю Токареву. Действительно, рабочий кабинет Сергея Киреева, директора АО «НМТП», почему-то находится почти в 2 тыс. километров от родных причалов, но при этом всего несколькими этажами ниже кабинета Токарева в башне «Эволюция» в «Москва-Сити». В Новороссийске Киреев редко появляется. Чаще всего, когда сопровождает Токарева в его рабочих поездках на юг. Оперативное управление возглавляемого им более четырёх лет крупнейшего порта России осуществляется его давними соратниками по предыдущим местам работы.

Для начала уясним, что речь идёт о деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих государственное финансирование и обязанных вести финансовую и экономическую политику исключительно в интересах государства. Морские порты, и особенно нефтяные терминалы, без преувеличения, играют ключевую роль в финансовом благополучии страны.

А теперь обратим внимание на финансовые схемы господина Киреева. Ещё в конце 2000-х возглавляемое им ООО «Транснефть-Сервис» получает от материнской компании ПАО «Транснефть» многомиллиардный инвестиционный кредит на строительство флота для государственного спецнефтепорта Козьмино. Однако деньги, по-видимому, решили осваивать не напрямую, а через цепочку кипрских и панамских офшоров – компаний Kirgan Holding и Maris Shipping. Если довериться копиям исследованных нами документов, то выходит, что вопросами убыточности ООО «Транснефть-Сервис» и связями руководства с офшорными компаниями уже вовсю занимаются в контрольно-аналитическом управлении ПАО «Транснефть». Флот в составе четырёх буксиров обошёлся ООО «Транснефть-Сервис» примерно в 40 млн долларов, в то время как рыночная стоимость флота, по данным из открытых источников, могла оказаться на 30–40% меньше.

Тот факт, что компания не заключила прямой договор с производителем буксиров в Керчи, наводит на определённые мысли. Информация о постройке флота для нужд ПАО «Транснефть» неоднократно упоминалась в СМИ как коммерческое достижение компании. Однако о схемах финансирования и вывода средств государственной компании официальные лица «Транснефти» не спешили рассказывать. Примечательно, что за строительством флота и финансовыми схемами проведения конкурса наблюдал ближайший соратник Киреева – Юрий Пет­рищев, ранее его заместитель в ООО «Транснефть-Сервис», а ныне возглавляющий АО «Флот НМТП». Судя по имеющейся информации, г-н Петрищев может продолжать и на своём нынешнем посту использовать наработанные офшорные финансовые схемы с государственными средствами, но уже через гонконгскую юрисдикцию.

По теме

Дальше становится ещё интереснее. Аренда флота приносит организаторам «правильных» торгов больше неподотчётных денег, чем разовая покупка судов. В 2015 году ООО «Транснефть-Сервис» объявляет конкурс на строительство двух новых буксиров ледового класса стоимостью 2,2 млрд рублей. На конкурс заявляется единственная кипрская компания Heawey Interprises, лишь в 2014 году зарегистрированная на Кипре и никогда ранее не участвовавшая в буксирном бизнесе.

Одновременно с этим компания Kirgan Holding и её владелец, гражданин Украины Андрей Иванов, даёт интервью в российской прессе о строительстве двух буксиров – «Альтаир» и «Антарес», разумеется, для нужд Украины. А потом происходят неожиданные метаморфозы. Уже в 2016 году эти же буксиры арендует компания ООО «Транснефть-Сервис» у двух кипрских компаний по цене 6800 долларов США в сутки, что превышает оценённую нами среднерыночную цену в 2 раза. Волнует ли кого, что тем самым занижается налогооблагаемая база в России? Удивительным является ещё и тот факт, что компаниями-судовладельцами на Кипре, судя по всему, владеет всё тот же участник тендера ООО «Транснефть-Сервис» – Heawey Enterprises Limited Company. Таким образом, миллиарды руб­лей за многие годы существования схемы текли на Кипр. А если так, то «Транснефть» не платила с них налоги, а позже их часть не ушла виде дивидендов в бюджет. И это происходит в компании со 100-процентным государственным капиталом, высшей идеей которой должна быть максимизация выплат в бюджет.

Для сравнения: почти в это же время государственное ФГУП «Росморпорт» объявляет конкурс на строительство двух абсолютно идентичных по параметрам буксиров того же ледового класса, но по цене 1,2 млрд рублей. Что ровно на 1 млрд дешевле, чем объявляло ООО «Транснефть-Сервис».

Конкурсом управляющий

Проведя несложный анализ, выясняем, что с 2009 по 2016 год весь флот (а это 14 буксиров, которыми в настоящее время оперирует АО «Транснефть-Сервис») был построен на крымской верфи, которой владеет всё та же Kirgan Holding, Панама. Возникает закономерный вопрос: насколько прозрачно проводились конкурсы на постройку судов, если на протяжении ряда лет в условиях жесточайшей конкуренции и при огромном предложении подобных услуг на мировом рынке их выигрывала одна и та же компания? Как мы видим из конкурсной документации, заказчика вряд ли интересовала оптимизация затрат. Скорее было важно получить конкретного исполнителя. Впрочем, ситуация может быть ещё интереснее, если предположить, что это исполнитель диктовал свои условия заказчику, не давая ему по тем или иным причинам защитить финансовые интересы России. Давайте попытаемся понять причины.

Удивительно, но похоже, что весь флот впоследствии оказался в собственности мелких кипрских компаний, так или иначе принадлежащих всё той же Heawey Enterprises и зарегистрированных на Кипре по одному и тому же адресу. Здесь прослеживаются признаки известной офшорной схемы – распыление буксиров по отдельным компаниям по принципу «одна компания – один буксир» с цель­ю отвлечения внимания налоговых органов и занижения объёмов услуг.

О подобном классическом картельном сговоре несколько дней назад глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин подробно докладывал Владимиру Путину. И все эти буксиры и ныне арендуются по завышенным ставкам в конечном счёте для государственных нужд. Свет на эти решения проливают документы с подписью г-жи Татевосян, которая является давним бизнес-партнёром Киреева по формированию аналогичных схем и уже имела опыт «приятного» общения с правоохранительными органами. Из документов, с которыми мы ознакомились, выходит, что информация об указанных офшорных схемах, вероятно, была известна руководству ПАО «Транснефть» как минимум с 2016 года.

Казалось бы, обычные схемы вывода средств государства, которые силовые структуры, и в первую очередь Росфинмониторинг, обнаруживают достаточно часто в наши дни. Уже сколько их организаторов отдыхает в местах не столь отдалённых… Однако, по нашему мнению, ситуация гораздо серьёзнее и речь не только о финансовых потерях государства.

По теме

Спасибо украинскому бизнесу?

Как мы писали выше, Сергей Киреев публично позиционирует себя человеком, приближённым к председателю правления и президенту ПАО «Транснефть» Николаю Токареву. Есть версия, что у героя припрятан ещё один козырь. В нужное время может обнаружиться ещё и родственная связь с заместителем председателя правительства РФ. И вот тут возникает очередной неудобный вопрос! Что же происходило годами ранее, когда Сергей Киреев начал осваивать схемы с участием г-на Иванова и его компаний Kirgan Holding и «Краншип»? Важно отметить, что и г-н Иванов, и обе компании, которые сайты в Сети относят к нему, в настоящее время находятся в санкционном списке России по причине недружественных действий Украины. Явно не за пророссийские позиции!

Наша версия такова. Проанализировав действия Киреева в период лихих 90-х годов, СБУ Украины через своего возможного бенефициара Андрея Иванова с большой вероятностью могла вовлечь его в финансовые схемы и помогла наладить вывод финансовых средств России.

В силу глубокой заинтересованности Украины в информации о деятельности государственной трубопроводной монополии, участвующей в транзите нефти, в том числе через Украину, г-н Киреев является идеальным источником таковой информации. Частое упоминание Сергеем Киреевым в деловом сообществе о своей приближённости к высшему руководству «Транснефти» лишь усиливает эту версию.

А дальше – больше! С 2013 года г-н Киреев сблизился с крупным чиновником, впоследствии ушедшим в правительство РФ. Не поэтому ли в 2015 году Kirgan Holding и Иванов ещё более усиливают взаимодействие с Киреевым? Именно на этот период приходится строительство и передача кипрским компаниям шести буксиров (о двух из них мы упоминали выше), которые сейчас арендуются АО «Транснефть-Сервис» и работают в российских портах на государственных терминалах ПАО «Транснефть», а средства выводят за рубеж. Принимая во внимание, что флот строился на верфях Украины, принадлежащих компаниям и лицам, находящимся в настоящее время в санкционных списках РФ, встаёт закономерный вопрос: только ли штатным оборудованием укомплектованы данные буксиры, построенные уже после того, как Крым стал российским, зная, что эксплуатироваться они будут в стратегических портах РФ, работающих с различной номенклатурой грузов, включая грузы военного назначения?

Новороссийский порт, имеющий огромное значение для России, постоянно сотрясают скандалы именно в тех сферах, где мы более всего вправе ожидать прозрачности и порядка. Создаётся ощущение, что большие посты в нефтяных и стивидорных компаниях становятся бесконечно привлекательными для людей, превращающих эти должности в кормушки для своего круга и напрочь забывающих о государственных интересах. Находящийся в башне «Эволюция» господин Киреев не раз намекал в своём окружении, что эволюция его роста происходит в одноимённой башне, из которой он «эффективно» руководит морским портом. Осталось выяснить, какой следующий кабинет кажется ему столь привлекательным в витиеватом здании «Москва-Сити»? Вопрос, впрочем, риторический, большой тайны здесь нет…

Конкретно

Данную историю можно продолжать бесконечно, в редакции имеется достаточный объём информации о многолетней «заботе» о России г-на Киреева, но мы оставим этот вопрос для изучения профессионалам. Все данные можно отследить через возможности Росфинмониторинга и Налоговой инспекции. Данное журналистское расследование, равно как и предыдущие публикации на данную тему, просим считать официальным обращением в Генеральную прокуратуру РФ и Счётную палату РФ. За развитием событий редакция внимательно следит.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.03.2021 11:56
Комментарии 1
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх