// // Количество угонов увеличивается из-за кризиса на авторынке

Количество угонов увеличивается из-за кризиса на авторынке

917

Приехали

фото: lori
фото: lori
В разделе

Продажи автомобилей в России в этом году могут сократиться вдвое. Обвал рынка, похоже, не сдержит и продлённая программа утилизации. Впрочем, коллапс сопровождается двумя тенденциями – хорошей и плохой. Первая – пробок на улицах наших городов стало заметно меньше. Вторая – произошёл серьёзный всплеск автоугонов. Эксперты предрекают: дальше их число будет только расти.

Сначала года в российских мегаполисах наблюдается небывалая картина – дороги перестали забиваться пробками. В Москве в вечерние часы пик едут когда-то переполненные Садовое и Третье кольца. В Ростове-на-Дону интенсивность трафика снизилась сразу на балл – с 4,6 до 3,2. Примерно на столько же упала активность движения в Екатеринбурге и Красноярске. Аналитики «Яндекс.Пробок» уже назвали этот процесс «очень непривычным».

Похоже, страна, ранее активно приобретавшая автомобили, теперь не менее активно отказывается от поездок на частном транспорте. Наблюдатели связывают происходящее со всеобщим снижением деловой активности: кто-то перестал ездить на работу из-за увольнения, кто-то разорился и поставил свою «газель» на прикол, кто-то начал экономить на бензине.

И это только начало тектонических изменений на российском авторынке.

Падение рынка

В декабре правительство РФ про­длило программу утилизации старых машин, когда-то обеспечившую хороший рост продаж техники. Однако, как показывает статистика, сейчас старый рецепт, на который дополнительно выделили 10 млрд рублей, перестал работать. Всего с 1 января до конца февраля по программе было куплено чуть более 16 тыс. авто, причём первый месяц года показал продажи, снизившиеся на 55% по сравнению с первым месяцем действия прошлой утилизационной инициативы.

Если говорить о конкретных производителях, то основательно просел АвтоВАЗ. Тольяттинский завод в настоящий момент по программе реализует за месяц примерно 10,8 тыс. машин. Ранее предприятие могло похвастаться оборотами почти в 14 тыс. единиц техники. Очень больно упал УАЗ – его продажи обвалились на 75%, марка Toyota, участвующая в программе, утратила 50% привлекательности.

В общем, наметившуюся в 2014-м тенденцию переломить категорически не удаётся. Скорее она только усугубляется: если по итогам прошлого года продажи новых авто в России упали на 10,3%, то уже в этом январе рынок рухнул почти на 25% по сравнению с данными аналогичного периода-2013.

Падение продолжится, и весь спор теперь только о том, насколько оно будет глубоким. Традиционно оптимистически настроены в кабинете министров – глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что рынок просядет символически: по заверениям чиновника, производство авто сократится на 10%. Надо понимать, подавляющее большинство выпущенных в торговую сеть «тачек» найдёт своего покупателя.

Предприниматели и аналитики, наоборот, иллюзий не питают. Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер ожидает 24-процентного падения продаж. 20–25% – такую вилку называет директор по продажам Renault Жером Столь. Аудиторы из Pricewaterhouse Coopers уверены в 25–35%. А в компании Ford Sollers и вовсе предрекают прискорбные 40%. Но не исключено, что ситуация будет развиваться по самому неблагоприятному сценарию: согласно шоковому варианту прогноза «Автостата», количество продаваемых в стране авто скукожится до 600 тыс. штук. Это менее четверти рынка прошлого года.

По теме

Неприступные ценники

Надо сказать, сами автопроизводители делают многое для того, чтобы кошмары аналитиков стали явью. Редкая компания объявляет о снижении цен на свою технику, что, впрочем, имеет своё объяснение: чистый импорт вынужден дорожать из-за слабости рубля, а заграничные комплектующие влияют на себестоимость практически всех марок, продающихся в РФ.

Toyota подняла цены на Venza, Highlander, Land Cruiser Prado на 5–10%, вскоре могут подорожать и другие модели. Китайцы словно сговорились: Dongfeng теперь берёт на 7% больше денег, Lifan – на 8–10%. Расходные материалы не остаются в стороне: в частности, новыми ценниками обзавелись шины Pirelli, осенью продукция итальянцев снова подорожает. Чуть ли не единственным исключением из правил видятся Peugeot и Daewoo – французы осмелились пойти на снижение стоимости всех своих авто, узбеко-корейцы опустили «прайсы» на Matiz и Nexia.

В свою очередь, корпорации Kia и Hyundai существенно сократили поставки на российский рынок. В частности, Kia снизила их практически на 70%. Отечественному покупателю сейчас доступны те «корейцы», которые выпускаются непосредственно в РФ, – Kia Rio и Hyundai Solaris.

Также из России уходят автомобили BMW (немцы объявили о закрытии занавеса ещё в прошлом году), Seat, General Motors, Jaguar Land Rover. Ничего личного: просто россияне перестали быть завидными покупателями.

Береги автомобиль

Пожалуй, единственная автомобильная «отрасль», которая активизировалась, это угоны. По данным компании «Угона.нет», уже в начале года соответствующая статистика резко ухудшилась.

Причин несколько: повышенный спрос на вторичном рынке запчастей – в кризисные времена услугами авторазборок пользоваться экономически целесообразнее; в целом ухудшающаяся экономическая ситуация в стране и соответствующий рост преступности; увеличение ставок на КАСКО фактически до запретительного уровня и отказ многих автовладельцев от дорогущего полиса.

Что самое неприятное – преступники не обращают внимания на «статусность» машины. Выросло количество похищений моделей АвтоВАЗа, японских авто непремиальной категории. Они и так были лидерами по угонам в прошлом году, а теперь их незавидное первенство и вовсе бесспорно. «Я давал прогноз о том, что будет смещение в массово-популярный сегмент. Лет пять назад все говорили о том, что Ford никто не угоняет, а я предупреждал, что будут. Теперь эта марка – одна из самых угоняемых машин», – констатирует эксперт Всероссийского общества автомобилистов Александр Холодов.

Правоохранительные органы обычно крайне неэффективны в борьбе с данным преступлением: лишь 7 из 100 похищенных машин возвращаются владельцам. Что будет, когда угоны примут характер эпидемии?

ЦИФРЫ

По данным аналитического агентства «Автостат», на начало этого года в России на каждую тысячу жителей приходилось 284 автомобиля, что практически вдвое выше показателей 2002 года. В то же время российский автопарк весьма возрастной: легковушки в среднем эксплуатируются 12 лет, лёгкий коммерческий транспорт –

13, автобусы – 15, а грузовики – 19 лет. Для сравнения: в Брунее, самой «механизированной» стране, на тысячу человек приходится 873 авто, в Пуэрто-Рико – 819, в США – 801. Что касается республик бывшего СССР, то здесь самые высокие показатели в Прибалтике: Литва – 638, Эстония – 524, Латвия – 344.

ИХ НРАВЫ

Европейский авторынок далёк от горестей российского. В 2015 году продажи транспорта в странах Старого Света, по прогнозу Ассоциации европейских автопроизводителей, увеличатся на 2% (в 2014 году был зафиксирован 5,7-процентный рост).

Лидеры продаж по итогам прошлого года: Volkswagen – 1,56 млн авто (+4,3% к показателям 2013 года), Ford – 927,8 тыс. (+5,8%), Opel – 869,2 тыс. (+7,7%).

Пятёрка самых продаваемых моделей выглядит так: Volkswagen Golf, Ford Fiesta, Renault Clio, Volkswagen Polo, Opel/Vauxhall Corsa.

Наиболее же динамичные покупатели проживали в Португалии (увеличение спроса на 34,8%), Исландии (31,1%), Ирландии (29,6%).

КСТАТИ

Ряд экспертов уверены, что в скором времени стоимость литра бензина в РФ резко увеличится. Так, в частности, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Он полагает, что весенний пик потребления приведёт к дефициту топлива, а к майским праздникам производители серьёзно перепишут прейскурант, подняв цену топлива до 50 рублей.

Однако правительство уверяет, что такого не случится. По ожиданиям вице-премьера Аркадия Дворковича, весной бензин и солярка подорожают не более чем на 10%. Ранее подобный прогноз высказывал министр энергетики Александр Новак.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.03.2015 10:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх