Версия // Общество // Какими будут ориентиры и ценности воспитания молодежи в России с 1 сентября 2020 года

Какими будут ориентиры и ценности воспитания молодежи в России с 1 сентября 2020 года

8712

Идем своим путем

В разделе

Министерство просвещения Российской Федерации заметило пробелы в законе об образовании 2012 года, и предложило, как это сейчас модно, внести в него поправки. Их суть – введение всеобщего патриотического воспитания школьников и студентов высших и профессиональных учебных заведений России. Госдума идею одобрила.

Воспитать победителей

Как сказал о назначении законопроекта министр просвещения Сергей Кравцов: «Это формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. Также в детях будут воспитывать уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде». Председатель думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов добавил: «Этот законопроект позволит школе воспитывать победителей». Победители нам нужны, поэтому Госдума в первом чтении приняла предложенные поправки.

Более того, Министерство просвещения разрабатывает новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», который станет важной частью нацпроекта в сфере образования. Планируется, что изменения вступят в силу с 1 сентября этого года.

Министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, что учителя школ, преподаватели средних и высших учебных заведений будут обязаны составлять «рабочие программы по воспитанию и включать их в примерные учебные программы по предметам». Также, со слов министра, его ведомство уже разработало «единую примерную программу воспитания школьников для всей страны».

Жить во имя идеалов

Противоречие может быть заложено в самом понятии патриотизма, как он будет трактоваться. Патриотизм разными источниками истолковывается по разному, от «любви к Родине, привязанности к месту своего рождения, месту жительства» до «любви к своему отечеству, преданности своему народу и ответственности перед ним, готовности к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины». И всеобщее патриотическое воспитание скорее всего будет тяготеть ко второму варианту, где большое значение имеет «готовность к любым жертвам и подвигам», то есть на уровне государственной идеологии вновь может появиться ценность, сопоставимая с ценой человеческой жизни.

«То, что называется причиной жизни, оказывается одновременно и превосходной причиной смерти», - писал французский философ, лауреат Нобелевской премии 1957 года по литературе Альбер Камю в своем эссе «Миф о Сизифе (Эссе об абсурде)». Если для спасения своего народа жрец бросает в костер младенца, такой народ мы называем варварами. Цивилизованное же общество склонно выстраивать систему ценностей, руководствуясь фразой из романа русского писателя Федора Достоевского: «Мир не стоит даже одной слезинки замученного ребенка…»

Светлое будущее

Патриотическое воспитание должно учитывать и тот факт, что для многих граждан России этнической родиной являются другие государства. Важно донести до подрастающего поколения, что есть чувства и поступки, возвышающие любого человека, будь он гражданином России, Франции, США, Греции, Азербайджана или Японии. Нужно объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо», как делал это в свое время поэт Владимир Маяковский. Для успешного воспитания нужно, чтобы фундаментом как минимум его была честность.

По теме

Сложно убедить современного молодого человека, что необходимо «уважать труд», если его родители, отдавая этому самому труду все свое свободное время, не могут преодолеть финансовые сложности, не могут быть счастливы, являясь людьми труда, по сути. Всё потому, что зарплаты низкие, трудовые взаимоотношения серые, обязательства работодателей – формальные. Скажете, это временно? Опять будем строить светлое будущее? Почему опять мы? Почему некоторые из присутствующих уже живут в этом светлом будущем?

Воспитывать важно и нужно. Но, может быть, вместо попытки глобализации и политизации этого процесса стоит поступить наоборот? Сосредоточить внимание на деталях? Научить человека не быть хорошим вообще, в целом, а воспитать в нем стремление быть хорошим в отдельных поступках?

Не общие стандарты

Институт стратегии развития образования Российской академии образования (РАО), опережая события, в прошлом году создал «Примерную программу воспитания», а 2-го июня этого года одобрил ее на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО РАО) по общему образованию. Не утвердил, а именно одобрил, как подчеркнули авторы программы, потому что считают, что её невозможно внедрить по всем школам страны, и тем более требовать её исполнения.

Ведь это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных задач, форм и способов работы с детьми. Например, с младших классов нужно учить быть любящим, послушным и отзывчивым сыном, дочерью или внуком. По мере взросления – быть трудолюбивым, знать и любить свой родной дом, улицу, село, город, страну. Еще более взрослых – беречь и охранять природу, проявлять миролюбие, избегать конфликтов. Важно научить быть вежливым и опрятным, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, уметь прощать обиды. По итогу - быть уверенным в себе, уметь взять на себя ответственность…

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в числе традиционных российских духовно-нравственных ценностей называет ценность человеческой жизни, права и свободы человека, семью, созидательный труд, служение Отечеству, мораль и нравственность, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины, приоритет духовного над материальным.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на такие ценности как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Там же говорится и о некоторых результатах от реализации такой стратегии, в частности – о повышении уровня информационной безопасности детей и о снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей. И с нашей точки зрения, не вовлеченность детей в политику – это и разумный, и гуманный подход к воспитанию.

В то же время секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в своей статье «Нужны ли России "универсальные" ценности?», о духовно-нравственных ценностях общества как основе суверенитета государства, подчеркивает, что на фоне идеологического противостояния, присутствующего в международных отношениях в последние несколько лет, оппоненты России направлением главного удара избрали размывание сложившихся в течение веков традиций различных народов, их языка, веры и исторической памяти поколений, предлагая взамен неолиберализм, с насаждением индивидуализма, эгоизма, культа наслаждения, безудержного потребления, абсолютизирующий свободу любого самовыражения .

Россия, в отличие от Запада, по словам Патрушева, предлагает новый цивилизационный выбор, основанный на равенстве, справедливости, невмешательстве во внутренние дела, в отсутствие менторского тона и каких-либо предварительных условий для взаимовыгодного сотрудничества. Высочайшей ценностью Россия предлагает считать национальный суверенитет, в том числе культурный и духовно-нравственный, который станет основой для последующего строительства человеческой цивилизации.

О патриотизме

Для каждой школы задачи воспитания могут быть разными, но в основе должны быть общечеловеческие ценности – семья, отечество, природа, труд, мир, общение, знания, культура, здоровье... Термин «патриотизм» в этой программе не употреблен ни разу.

Директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская вспоминает, что план каждого урока, составляемый учителем, обязательно должен был содержать три цели — образовательную, развивающую и воспитательную. Но не помню, чтобы даже в советские времена, говорит она, на уроке специально ставилась задача воспитания патриотизма.

Русский писатель и философ Лев Толстой в 40-летнем возрасте написал роман «Война и мир», сделавший его классиком мировой литературы. Точность в деталях, глубина мысли, масштабность изображения исторических событий, тонкие психологические наблюдения писателя высоко ценятся его поклонниками во всем мире и в 21 веке. Так вот, в 1894 году, в возрасте 65 лет, соответственно, став еще мудрее и наблюдательнее, Толстой написал статью «Христианство и патриотизм», где есть такие рассуждения: «Патриотизм есть рабство. Подчинение же людей правительствам всегда будет, пока будет патриотизм, потому что всякая власть основывается на патриотизме, т.е. на готовности людей, ради защиты своего народа, отечества, т.е. государства, от мнимо угрожающих ему опасностей, подчиняться власти».

Согласимся, что, во-первых, это наиболее хлесткое и жесткое определение патриотизма в статье, в которой рассуждение о патриотизме и его характеристики присутствуют от начала до конца. Во-вторых, было время монархии, 1894 год, Лев Толстой не дожил ни до социализма, ни до демократии, ни, тем более, до сегодняшней «суверенной демократии» (объявленной российским политиком Владиславом Сурковым) в России. В-третьих, на столь не лестное суждение о патриотизме повлияла глубокая религиозность Льва Николаевича.

О честности

И все же вывод очевиден – патриотизм как цель воспитания неоднозначен. И нет ничего хуже туманной поставленной цели. Какой ветер тогда считать попутным?

Соответственно, может быть правильнее было бы говорить именно о необходимости воспитания лояльного к существующей власти поколения, с перечислением всех бонусов и возможностей для молодых людей, готовых к такому пути. Такое воспитание, по крайней мере, будет соответствовать сегодняшнему запросу подрастающей молодежи на равные возможности для всех в построении личного будущего каждого.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.08.2020 17:01
Комментарии 0
Наверх