// // Как вырастут цены на бензин в 2018 году, и что еще может ударить по карманам россиян

Как вырастут цены на бензин в 2018 году, и что еще может ударить по карманам россиян

7924

Доживем до выборов

2
В разделе

В наступающем году в России вырастут акцизы на автомобильное топливо, что обязательно отразится на его цене. Но акцизы – не единственный фактор подорожания. Эксперты считают, что уже сегодня бензин должен стоить заметно больше 40 руб, а дизель и – вовсе по 50 руб. Накануне выборов АЗС работают в убыток.

Чтобы разобраться в ситуации, достаточно посмотреть на статистику петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). На днях стоимость тонны зимнего дизельного топлива приблизилась к 48 000 руб. То есть, при оптовой закупке, без учета расходов на транспортировку и хранение, эксплуатационных затрат АЗС, один литр дизеля будет стоить больше 40 рублей (см. врез). Ситуация с бензином ненамного лучше.

Чтобы вычислить «биржевую» стоимость одного литра автомобильного топлива, необходимо пересчитать тонны (массу) в литры (объем), исходя из плотности продукта. Для этого используют формулу V = M/ρ (где M – масса в кг, ρ плотность в кг/л). Плотность дизельного топлива может различаться в зависимости от его марки и температуры воздуха. Мы взяли средний коэффициент для зимнего дизеля 0,840 кг/л. На основе этих параметров получаем V = 1000/0,840 = 1190 л, далее разделим стоимость тонны дизеля на количество литров: 48000/1190 и получим оптовую цену 40,33 руб/л. Если провести аналогичные расчеты для бензина Регулятор-92, получится, что «биржевая» стоимость литра составляет 32,02 руб. Издержки АЗС при реализации одного литра топлива составляют в среднем 4 рубля.

* на момент написания материала, цена на зимний дизель опустилось до 46 315 рублей за тонну, но это изменение трудно назвать значительным
* на момент написания материала, цена на зимний дизель опустилось до 46 315 рублей за тонну, но это изменение трудно назвать значительным

Оптовые цены растут вопреки тому, что к концу ноября почти все нефтяные компании увеличили продажи бензина на СПбМТСБ на 7%, а дизельного топлива — на 20%. Нефтяники исполнили таким образом предписание ФАС, которая попыталась остановить осенний рост цен. Всего же с начала года, по данным петербургской биржи, Аи-92 вырос на 11,3%, а зимнее дизтопливо – на 13,9%. То есть, динамика оптовых цен почти в три раза превысила официальный уровень инфляции, которая, согласно прогнозам правительства, к концу года не превысит 4% .

В рознице цены на топливо тоже тянутся вверх, но темпы здесь меньше. Дизель с начала года подорожал на 8,5%. Заправки сдерживают рост. Крупные игроки: «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл», могут позволить себе это за счет внутренних резервов, а вот небольшие АЗС терпят убытки. По данным независимого агентства «Аналитика товарных рынков », в декабре убыток при реализации одного литра дизельного топлива в Москве составлял 3,18 руб, а в Петербурге 4,90 руб. В такой ситуации розничным игрокам выгодно сокращать продажи, многие водители уже столкнулись с уменьшением, а то и вовсе отменой скидок на АЗС.

По теме

Что касается бензина, то с начала года Аи-92 подорожал в рознице – на 7%, Аи-95 – на 6,4%. Не смотря на это, один проданный литр 92-го приносит московским заправщикам 2,30 руб. В Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске АЗС работают по бензину практически «в ноль». Очевидно, что нефтяники пока держат цены, и долго это продолжаться не будет. Как тут не вспомнить мораторий на повышение цен на бензин, введенный накануне выборов 2012-го года президентом Дмитрием Медведевым?

«Крупным игрокам хватит запаса прочности. Я думаю, что «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл» продержатся до мартовских выборов. А вот что будет потом, я даже боюсь представить», – поделился на условиях анонимности менеджер розничного подразделения одной из крупных нефтяных компаний.

Собеседник «Нашей Версии» отметил, что отложенный рост обусловлен биржевыми индексами и будет усилен повышением акцизов на нефтепродукты, которое в следующем году состоится дважды. Хотя есть и другая сторона медали. Крупные игроки, располагающие собственной добычей и переработкой, могли бы не оглядываться на биржевые цены. Но они по-прежнему предпочитают продавать бензин своим сбытовым «дочкам» через СПбМТСБ, по сути, толкая рынок вверх. В начале осени в антимонопольной службе заговорили о том, что хорошо бы запретить такую практику, но нефтяники выступили резко против предложений ФАС.

Вероятно, крупные производители бензина считают, что российские водители все равно от них никуда не денутся, ведь спрос внутри страны мало зависит от международной конъюнктуры; бензин в России будут покупать вне зависимости от решений европейских чиновников и политики других нефтедобывающих стран. Автомобилистам остается лишь с грустью думать о разумной стратегии Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии, где низкие цены на топливо придают импульс развитию экономики.

Государству нужны деньги

В новом году акцизы на бензин будут повышаться дважды: на 50 копеек с 1 января и с 1 июля. По оценке Минфина, это позволит дополнительно привлечь в бюджет около 40 млрд руб, деньги пойдут на дорожное строительство в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке. С одной стороны, 50 копеек выглядят смешно, с другой – даже эта сумма отразится на цене топлива, поскольку нефтяники постепенно будут перекладывать свою нагрузку на покупателей. Кстати, по разным оценкам, доля акциза в розничной цене бензина составляет от 20-35%. Если добавить к этому НДПИ и НДС, то получится, что 60% стоимости бензина складывается из налогов и отчислений в пользу государства.

Федеральный бюджет на 2018 год сверстан с дефицитом примерно в 1,3 трлн руб. И, как отмечают многие аналитики, повышение акцизов на бензин – первое, что приходит в голову правительства в такой ситуации, ведь нефтянка – одна из самых прозрачных и легко «собираемых» отраслей в нашей экономике. Министрам понятны объемы производства топлива, а потому они могут легко рассчитать поступления в бюджет от повышения акциза. Плюс, конечными плательщиками все равно будут не крупные корпорации, но рядовые автомобилисты. А раз есть у человека автомобиль, то он имеет достаточно денег, чтобы платить за бензин чуть больше. Правда, рост цен на топливо, который снова будет значительно превышать официальный уровень инфляции, может потянуть за собой цены на большинство товаров, и почувствуют его абсолютно все категории граждан, даже те, у кого нет автомобиля.

Чего еще ждать в 2018-м?

Новому правительству, которое будет назначено после президентских выборов, придется решать непростую задачу по поиску баланса между крупными социальными обязательствами государства и желанием избежать значительного увеличения долга. «Затягивание» поясов в такой ситуации выглядит неизбежным.

По теме

Налоговая реформа. Различные проекты изменения налоговой системы, якобы обсуждаемые в кабинете министров, просачивались в прессу на протяжении всего уходящего года. Ничего конкретного пока не объявлено, логично предположить, что действующие министры хотят переложить ответственность за непопулярные меры на новый состав кабинета.

По информации из открытых источников, одним из вариантов пополнения бюджета может быть отмена льготной ставки НДС в 10% для части товаров (включая продукты питания, лекарства и товары для детей). Кроме того, регионам могут дать право вводить торговый сбор с оборота вместо налога на движимое имущество.

Звучали предложения обнулить экспортную пошлину для нефтяников, но повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также увеличить для всех отраслей экономики НДС с 18% до 22% в обмен на снижение страховых взносов с 30% до 22%.

Падение рубля. В 2018 году российский рубль продолжит дешеветь по отношению к доллару США. Согласно прогнозу, опубликованному на сайте Минэкономразвития, правительство ожидает «просадку» до 64,7 рублей за доллар. В том же документе говорится, что к 2020-му курс может опуститься до 68 рублей. Ряд независимых аналитиков предполагает, будто в реальности мы увидим доллар по 70 рублей уже в 2018-м, а к 2020 году он будет стоить 100 рублей. Главная примета времени – российская валюта перестала расти вместе с нефтью, сегодня на ее курс больше влияют интервенции Минфина, действия Центробанка и финансовые спекулянты. Эксперты считают, что после выборов падение курса уже никто не будет сдерживать и с тревогой ждут новых санкций с Запада.

Повышение пенсионного возраста. В российском экспертном сообществе сейчас спорят уже не о том, нужно или не нужно увеличивать пенсионный возраст, а о том, когда и насколько его следует повышать. Одни считают, что мужчины и женщины должны выходить на пенсию в одном и том же возрасте, например в 63 года. Другие настаивают, что пенсионный возраст должен повышаться пропорционально: до 60 лет у женщин и до 65 лет у мужчин. Третьи убеждены, что повышение должно быть постепенным: каждые 1-2 года увеличивать возраст выхода на пенсию на 6 месяцев и только для тех, кому осталось работать до пенсии 10-20 лет.

При всем при этом, «ползучее» повышение пенсионного возраста в нашей стране уже началось. Как писала «Наша Версия», в силовых ведомствах готовят проект закона о повышении нижнего порога выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии. Документ коснется военнослужащих, сотрудников МВД, МЧС, ФСИН и бойцов Росгвардии, в случае его принятия федеральный бюджет сможет ежегодно экономить сотни миллиардов рублей. Аналогичные меры обсуждаются и в отношении государственных гражданских служащих.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.12.2017 17:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх