Версия // Общество // Как в СССР копировали американское оружие

Как в СССР копировали американское оружие

5067

Охота на трофеи

В разделе

Французские каналы сообщили о том, что российские войска в ходе боевых действий на Украине захватили две 155-мм самоходные артиллерийские установки Caesar, которые ранее Париж передал Киеву в рамках военной помощи. Caesar считаются одними из лучших САУ в мире, их отличают высокая скорость развёртывания (60 секунд), большая дальность стрельбы и низкая стоимость. Потому неудивительно, что установки сразу же были переданы для изучения на Уралвагонзавод.

Сюжет: Армия

И хотя там уже заявили, что «Цезари»-де «так себе», скорее всего их разберут до винтика и попытаются перенять наработки французов. По крайней мере прежний опыт использования трофейной техники был именно таким – разве что делать это получалось с переменным успехом.

Изучать захваченное оружие противника для понимания его боевых возможностей и улучшения собственного вооружения человечество научилось ещё на заре своего существования. Однако наибольшее распространение этот опыт получил в XX веке, когда главным залогом победы стал уровень боевой техники – авиации, артиллерии, танков и т.д. В связи с этим в годы Великой Отечественной войны Германия и Советский Союз активно изучали трофейное оружие друг друга, не гнушаясь копировать наиболее удачные образцы. Так, немцы, насколько смогли, скопировали советский 120-мм полковой миномёт, однако так и не смогли повторить легендарную «Катюшу» БМ-13, не разобравшись в строении реактивных снарядов и особенностях пороха. С другой стороны, СССР после победы использовал массу захваченных немецких технических наработок, включая самые секретные и передовые. К примеру, первая управляемая баллистическая ракета Р-1, принятая на вооружение в 1950-м, представляла собой копию немецкой «Фау-2» разработки Вернера фон Брауна, а благодаря запуску в серию турбореактивных двигателей Jumo-004 и BMW-003 (они назывались соответственно РД-10 и РД-20) удалось наладить производство первых советских реактивных истребителей Як-15 и МиГ-9. При этом если приглядеться к последнему, то нетрудно разглядеть черты перспективного «Мессершмитта Р. 1101».

Однако практически сразу стало ясно, что на одних лишь трофейных немецких технологиях далеко не уедешь. Во-первых, инженерная наука стремительно шагала вперёд, во-вторых, главным противником стали США, у которых имелось немало своих секретов. Потому началась охота за передовыми американскими образцами вооружения. Благо что получить их было где.

Сталин и «Сейбр»

Летом 1950 года разгорелась корейская война. США поддерживали Сеул, СССР – коммунистический Пхеньян. Обе стороны прислали на войну личный состав и технику. При этом впервые в истории воздушную битву вели реактивные самолёты – советские Миг-15 встретились с американскими F-86 «Сейбр». Юркие Миги отлично проявили себя, однако довольно скоро выяснилось, что «американцы» также имеют свои технические преимущества, для понимания которых советским инженерам потребовалось увидеть самолёт вживую. Что самое главное – не изрешечённый снарядами, а по возможности целый. Так, в апреле 1951 года по распоряжению главкома ВВС СССР в Северо-Восточный Китай прибыла группа из 12 пилотов-асов под командованием генерала Алексея Благовещенского, получившая кодовое название «Норд». Ей была поставлена задача окружить в бою F-86 и принудить пилота приземлиться. 31 мая группа отправилась в первый вылет. Вскоре в небе показались бомбардировщики В-29, которых сопровождали четыре «Сейбра». Самонадеянная попытка атаковать их закончилась плачевно – один Миг был сбит (при этом лётчик майор Перевозчиков погиб), а два других истребителя получили повреждения. После этого группа Благовещенского ещё несколько раз пыталась выполнить задачу, но это не удавалось. В итоге, после того как при посадке погиб подполковник Дзюбенко, группу отозвали обратно в СССР.

По теме

То, что не удалось отобранным асам, спустя два месяца выполнил командир 196-го истребительного авиаполка полковник Евгений Пепеляев. 6 октября 1951 года он и ещё девять пилотов встретили 16 идущих навстречу «Сейбров». В ходе завязавшегося боя Пепеляев очередью из пушек прошил атаковавший его F-86. Как позже выяснилось, выстрел получился ювелирным – снаряды лишь слегка задели двигатель, благодаря чему американский пилот дотянул до берега моря и там успешно посадил самолёт. После этого он спустил на воду резиновую лодку и уплыл в море, где его подобрала служба спасения – предмет искренней зависти советских пилотов. Как писал сам Пепеляев, ни спасательных команд, ни сигнализации, ни радиомаяков командование не обеспечило, отчего сбитым пилотам приходилось выбираться самостоятельно. При этом ситуация усугублялась тем, что корейцы часто принимали спускавшихся на парашютах советских лётчиков за американцев и начинали их бить. В итоге лётчики придумали цеплять на куртки значки с портретом Ким Ир Сена.

В апреле 1951 года в Северо-Восточный Китай прибыла группа из 12 пилотов-асов под командованием генерала Алексея Благовещенского, получившая кодовое название «Норд». Ей была поставлена задача окружить в бою F-86 и принудить пилота приземлиться

Как бы то ни было, практически целый F-86A был найден и доставлен в СССР. Спустя восемь месяцев министр авиационной промышленности Михаил Хруничев и главком ВВС Павел Жигарев доложили в Кремль: изучение «Сейбра» позволило выявить массу технических новинок. Так, американцы соединили оптический прицел с дальномером, что дало возможность обеспечить прицельную стрельбу с дистанции 1800 метров – советские прицелы позволяли стрелять с 800 метров. Кроме того, имеющаяся у «Сейбра» система обогрева оружия и боекомплекта повышает точность стрельбы на 24%, а тормозные щитки увеличенной площади позволяют лучше пикировать с большой высоты. Все эти новации было решено внедрить на Миг-15бис.

На этом фоне у инженера Кондратьева из ЦАГИ возникла идея полностью скопировать F-86. В Министерстве авиапромышленности выступили резко против – там понимали, что при имеющихся технологиях повторить «Сейбр» не удастся. Но Кондратьев написал письмо Сталину, и вождь лично дал добро. Созданное ОКБ-1, где Кондратьев тут же стал главным конструктором, принялось за дело. Однако попытка установить на F-86 отечественный движок привела к ухудшению аэродинамических характеристик. Потом возникли новые сложности. В итоге, как только в марте 1953 года умер Сталин, министр оборонной промышленности Дмитрий Устинов поставил вопрос о ликвидации ОКБ-1. Впрочем, можно предположить, что сам Кондратьев был этому только рад. Согласно плану он должен был представить скопированный «Сейбр» летом 1953 года, и если бы Сталин был жив, незадачливому инженеру наверняка пришлось бы ответить за проваленный проект и бездарно потраченные деньги.

Вьетнамское лукавство

Самым богатым на трофеи конфликтом стала Вьетнамская война. По соглашению от 1964 года Вьетнам обязывался передавать СССР образцы попавшей в руки Народной армии техники США. По-другому не могло и быть, учитывая, какое количество ресурсов и вооружения Москва бесплатно передала Ханою. В связи с этим во Вьетнам по линии 10-го управления Генштаба, занимавшегося международным сотрудничеством, прибыла специальная группа военных инженеров, сотрудников военных институтов, а также специалистов оборонных министерств – Минавиапрома, Миноборонпрома, Минмаша, Минрадиопрома и т.д. Под руководством представителей военной разведки они занимались сбором и изучением трофеев. Всего, как пишет автор книги «Секретные войны Советского Союза» Александр Окороков, по данным посольства СССР в Ханое, в Москву было отправлено свыше 700 образцов американского оружия и техники.

По теме

Однако очень скоро выяснилось, что вьетнамцы пытаются усидеть за двух стульях. Получая помощь одновременно от Москвы и от Пекина, они зачастую старались отдать захваченное оружие китайцам, которых также крайне интересовали американские технологии. При этом доходило до крайностей. Так, если становилось известно о падении сбитого американского самолёта, вьетнамцы начинали говорить, что в указанную местность попасть якобы невозможно, либо тянули волынку. Причина такого поведения стала понятна, когда в январе 1967 года советские специалисты добрались до места падения нового разведывательного самолёта. Как оказалось, там уже вовсю орудовали китайцы, успевшие не только снять всё ценное оборудование, но и подготовить останки машины для взрыва. В итоге оконфузившиеся вьетнамцы, для того чтобы загладить инцидент, подарили «советским друзьям» новейшую американскую противолокационную ракету AGM-45 Shrike, за которой «трофейщики» гонялись уже долгое время.

Зато после окончания вой­ны трофеи посыпались как из мешка. Американские вой­ска, спешно покидая Вьетнам, бросили свыше 1000 самолётов и вертолётов, 1000 танков и бронетранспортёров, а также 1500 полевых и зенитных орудий. Так, в СССР оказались практически целые транспортный вертолёт АСН-47 «Чинук», многоцелевой вертолёт UH-IB «Ирокез», штурмовик А-37 «Драгонфлай», а также истребители Ф-4 «Фантом-П» и истребитель Ф-5Е «Тигр-II». Поскольку американская боевая авиация крайне интересовала советских конструкторов, образцы передали для изучения.

Увиденное потрясло инженеров. «Конструкция их была предельно приспособлена к эксплуатации, агрегаты и оборудование легкодоступны и не требовали специального инструмента, – пишет авиаэксперт Виктор Марковский. – Необходимые при предполётной подготовке лючки распахивались простым нажатием, а добраться к заправочным горловинам удавалось за считанные секунды (вряд ли быстрее управлялся с заправкой водитель на «Жигулях»). Топливные баки были протектированы поропластовой губкой, предохранявшей их от пожара и взрыва паров топлива при боевых повреждениях. Впечатляло и радиотехническое оборудование, где использовался блочный принцип, позволявший быстро менять неисправные модули. Отечественная электроника строилась на основе контейнерного принципа, вынуждавшего при отказе извлекать весь «ящик» целиком, затрачивая на замену приёмопередатчика РЛС «Сапфир 23», установленного на Миг-23М, около двух

часов. Замена аналогичного блока РЛС на F-5E занимала всего 20 минут. Один из участников работ вспоминал, как, сидя в кабине А-37, он поначалу никак не мог отыскать значившуюся в документации 20-канальную УКВ-радиостанцию – вещь, по его мнению, солидную и весившую никак не меньше пуда». Кроме того, советских инженеров удивило отсутствие фильтра в топливном баке. Мысль о том, что топливо может быть такого качества, что фильтр просто не потребуется, показалась им слишком наивной. Окончательно же их ошеломила особая система крепления двигателей, позволявшая выполнить замену обоих всего за полтора часа – в советских самолётах на это могло уйти больше суток.

Продуманность эргономики, по словам Марковского, ощущалась во всём. Даже коллиматорный прицел занимал в кабине вдвое меньше места, чем отечественный, улучшая пилоту обзор, что в воздушном бою могло стать решающим фактором. Кроме того, в отличие от Миг-23 F-5E имел жёсткое неразъёмное крыло и потому мог крутиться в воздухе с перегрузкой до 7,33 g.

Также «Тайгер» не боялся прострелов крыла, так как топливные баки размещались у него в фюзеляже. Всё это делало его весьма опасным противником в манёвренном бою на виражах и вертикалях.

Несколько месяцев советские пилоты обкатывали американские самолёты на ахтубинском полигоне НИИ ВВС. Однако доклад об итогах испытаний, в котором перечислялись сильные стороны А-37 и F-5, представленный в декабре 1976 года главкому ВВС Павлу Кутахову, неожиданно вызвал у того гнев. Главный маршал авиации обвинил участников испытаний в «пропаганде вражеской техники», заявив, что советские самолёты по определению не могут уступать «второсортным американским». Впрочем, у инженеров был свой взгляд на то, как следует относиться к достижениям потенциального противника. А-37 передали в КБ Сухого, работавшего над созданием штурмовика Су-25, и технические решения, применённые на «Драгонфлае», помогли улучшить боевую живучесть советского самолёта. В частности, был создан отечественный аналог поропластового заполнителя топливных баков.

Кстати

Иностранная авиация была далеко не единственной темой, интересовавшей советских военных и инженеров-оборонщиков. Изучалось практически всё – от стрелкового оружия до электроники. В 1973 году посчастливилось захватить практически целый танк. После окончания войны в Корее главной горячей точкой стал Ближний Восток, где у Москвы как раз имелось много союзников. Как только в октябре 1973 года коалиция арабских государств атаковала Израиль, в Египет прибыла группа из 12 советских офицеров-«трофейщиков». Вскоре им улыбнулась удача – сирийские войска смогли захватить бункер на горе Хермон, принадлежавший израильской радиотехнической разведке «Аман». В результате было захвачено секретное оборудование, которым сирийцы поделились с «русскими братьями», щедро снабжавшими их оружием и деньгами (как хвалился президент Сирии Хафез Асад, отец нынешнего главы страны Башара Асада, он не привозил из Москвы меньше миллиона долларов).

Тем временем военный атташе СССР в Египте и одновременно резидент ГРУ контр-адмирал Николай Ивлиев вместе с пятью офицерами переправился на Синайский полуостров, где незадолго до того произошло крупное танковое сражение. Подбитые и брошенные израильтянами устаревшие английские «Центурионы» разведчиков не интересовали. Зато американский М60, к тому же практически целый, оказался настоящей жемчужиной. Однако неожиданно египетские друзья заявили, что не могут отдать его СССР – дескать, самим нужен «для музея». Ещё больше споров возникло относительно передачи американского беспилотника-разведчика, электроника и фотооборудование которого представляли для советской стороны огромный интерес. В результате Ивлиеву пришлось выходить на министра обороны Андрея Гречко. Узнав о поведении египтян, маршал приказал дать им понять, что при таком отношении поставки оружия из СССР могут прекратиться. После этого те моментально отдали танк и беспилотник, изучение которых помогло найти технические решения, воплотившиеся затем в изделиях отечественного ВПК.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.07.2022 14:47
Комментарии 0
Наверх