Версия // Бизнес // Половина российских кинотеатров закроется уже к концу лета?

Половина российских кинотеатров закроется уже к концу лета?

2767

Потухшие залы и пожухлый попкорн

В разделе

Что будет дальше с российским рынком кинотеатров, чья выручка упала сейчас на 70%? Конечно, эксперты и профильные бизнесмены преисполнены пессимизма, однако появляются и смелые идеи, как сохранить хотя бы фундамент индустрии. Впрочем, как мы понимаем, дело не только в отказе от зарубежного кино или длившейся полтора года пандемии со всякими ее тяжкими ограничениями. Кинозалы сейчас прочно привязаны к торгово-развлекательным комплексам (ТРК), которые потеряли многие одежные бренды, а с ними и привлекательность для потребителя. И еще - «сходить в киношку» для многих россиян уже не развлечение, а роскошь, особенно, в провинции.

Для Голливуда — не потеря

Член совета ассоциации владельцев кинотеатров Михаил Малахов полагает, что в стране к середине лета 2022 года закроется до 70% кинозалов-мультиплекс. Президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко вспоминает: «Ещё с момента начала пандемии говорил о том, что закрытия неизбежны в силу того, что не было посетителей, не было потока. И это всё приводит к тому, что есть затраты и нет выручки».

Да, сетевые компании, обслуживающие «синему», арендуют помещения у владельцев ТРК, что касается света и других услуг — это уже по договоренности. И те и другие оказались в сложнейшей ситуации как в пандемию, так и после начала СВО на Украине, когда Россия отказалась (или ее лишили, каждый может называть по-своему) от иностранных киноновинок. Конечно это прежде всего касается Голливуда и Европы. Надо отметить, что для голливудских компаний потеря российского рынка и не потеря вовсе — 2% выручки от проката. Впрочем, наслаждаться индийским кино, как в старые добрые времена, мы вполне сможем. И даже, возможно, иранским. Как отмечает Михаил Малахов, пострадали из-за отмены показа тех же «Бэтмена» с «Юрским периодом» дети и молодежь. Им в кинотеатрах теперь делать особо нечего. Не «Брата-2» же опять смотреть, когда его и так каждый день по телевизору гоняют. 70% российской аудитории ходят в кино именно на голливудские блокбастеры и мультики.

Кинокритик Андрей Нечаев добавляет, что есть сейчас и непонятки в разрезе взаимодействия американский компаний и российский продюсеров: «К примеру, Walt Disney выступает как прокатчик нашего исторического фильма «Сердце Пармы», которого очень многие ждут. Его показ должен был состояться еще весной, а теперь перенесен на 6 октября 2022 года. Ясно, что ничего не ясно».

«Матч-дэй» для советских фильмов

Сейчас, на середину июня, крупнейшие прокатчики говорят, что переходят на показ картин только по пятницам и выходным. Однако и это особо не спасает в плане доходов. Как говорит кинокритик Игорь Викулов, «прокатчики привыкли в своё время к легким деньгам, привлекая зрителей только самими фильмами, а не делая то, что в спорте называется «матч-дэй». Это когда еще до показа зрителей, особенно детей, развлекают, угощают, рассказывают о героях ленты, красочно и красиво. И выручка от антуражных элементов может превышать билетную. Но у нас прокатчики ленивые — идут деньги, и идут. Теперь же им придется пошевелиться».

Действительно, «матч-дэй» многие бизнесмены уже обдумывают. И кое-что даже применяют. Однако этот вариант, по их словам, может быть применен не часто, по особому случаю. В том числе в отношении как раз еще советских картин. Когда все хорошо знают сюжет, диалоги, шутки — все это можно обыгрывать на продуктах и сувенирах, а также конкурсах. Своя такая тусовка по интересу. Конечно, это семейное времяпрепровождение, в котором как раз в этом случае могут задействоваться и бабушки с дедушками.

По теме

Еще в одной компании развили тему: «Основной задачей для нас стала дифференциация репертуара: добавили больше национального и нишевого контента, открыли проект «Видеоблогеры в кино», предлагаем кинозалы в аренду под личные поводы и под гейм-вечеринки». В кинозалах даже порой ставят спектакли, и с участием зрителей, особенно детей, конечно.

Впрочем, по словам участников рынка, такие разовые деньги финансово индустрию не спасут, «разве что морально», однако могут привлечь внимание государства. Ведь сейчас правительство РФ отказало кинопрокатчикам в поддержке в размере 6,5 миллиардов рублей. По словам члена Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), главы российского представительства корпорации Сomscore Романа Исаева, такое решение Минфина может привести в конце этого лета к закрытию почти всех кинотеатров, «а ведь правительство в начале весны обещало 5,5 млрд».

Корреспондент «Нашей версии» проверил, как кинотеатры выживают во второй столице. Ведь по словам председателя ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина, в прошлом году именно питерские кинозалы недосчитались больше всего выручки по России -1,8 миллиардов рублей.

Общее настроение прокатчиков и владельцев ТРК - «кина не будет, одни потухшие залы и пожухлый попкорн». Да, как и по России, они работают преимущественно по выходным и праздникам, благо их было в последнее время много. Но ситуацию такой шаг не спасает. Многие кинотеатры всем известных сетей просто закрывают свои точки. Официально — временно... По словам специалистов, выручка упала на 70%, и при такой тенденции на рынке в конце года, а может и раньше, закроется до 95% кинозалов. Тем более, неправду сказать, что в Питере кинотеатры стоят полупустые — это явное преувеличение, реальная заполняемость - около 30%. То есть, ко всем бедам еще и нет спроса — и из-за сомнительного контента, и по причине снижения реальных доходов.

Рынок завоевали сериалы

Однако многие российские продюсеры, актеры и режиссеры, а также простые граждане-потребители не видят особых проблем в уходе иностранного кино из ТРК, и даже вообще в закрытии почти всех кинозалов. «В последние лет десять-двенадцать на специализированных платформах появилось немало качественных отечественных сериалов, - рассуждает режиссер Юрий Быков, снявший, к примеру, популярный сериал «Метод». - Это мода пришла к нам с Запада, но мы почти сразу научились снимать не только достойно, но и быстро. На рынке постоянно появляется новый продукт, возникла целая индустрия, в которой варятся настоящие актеры-звезды. Тем более, почти у всех людей теперь компьютеры, гаджеты, домашние кинотеатры, скай-телевизоры — возникла прочная тенденция смотреть кино дома. А уж в пандемию сериальный формат стал находкой для сидевших месяцами дома россиян. И они к нему окончательно прикипели. Так что в отличие от театра, кинотеатры отмирали и по естественным причинам, по законам рынка».

Действительно, в последние годы среди россиян очень популярны сериалы, которые вышли как на платных платформах и стримах, так и для вещательного показа на ведущих ТВ-каналах. Называть можно долго, но и у всех есть любимые, причем на любой вкус и возраст. Тут и про любовь, и криминал, конечно, а также комедия, спорт, светская жизнь, зомби, мистика — да что угодно. Наши сериалы покупают даже ведущие зарубежные платформы вроде Netflix. Кроме того, популярные американские сериалы также можно совсем недорого приобрести, или заняться привычным для нас кинопиратством.

Итак, при таких вводных есть ли у прокатчиков хоть какие-то надежды, кроме упомянутого «матч-дэй»? Опять-таки, если не считать изменения политической ситуации вокруг России? Кинобоссы все-таки по прежнему лелеют надежду на государственную помощь, потому что вроде как официального письменного отказа в ней еще не было. Помощь, в частности, может заключаться в субсидировании аренды залов либо снижении местных налогов для ТРК. Как говорят участники рынка, ситуация может проясниться к августу. Пока же прогнозы от ассоциации владельцев кинотеатров такие: к концу 2022 года совокупный убыток кинотеатров составит более 11,1 млрд рублей; российским фильмам прогнозируют сборы не более 6,142 млрд рублей. Если коротко, это катастрофа.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.06.2022 10:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх