Версия // Колумнисты // Как ликвидировать «антизайцев»?

Как ликвидировать «антизайцев»?

992
Сергей Поживилко, аналитик
В разделе

Профессия контролёра на транспорте вряд ли может быть мечтой для кого-то. В разных странах она существует по-разному, но полностью избавиться от «надзирателей» пока не получается нигде.

В общественном транспорте Израиля 42% жертв правонарушений – контролёры. Вот один из случаев. Контролёр обнаружила «зайца» в автобусе. Поскольку он был ей известен как закоренелый безбилетник, она предложила мужчине попросить других пассажиров оплатить проезд вместо него. «Заяц» посчитал такой компромисс оскорбительным для себя. И вместо просьбы, которую могли бы уважить окружающие, облил женщину горячим супом, оттаскал за волосы и несколько раз ударил. Подобные сцены отнюдь не редкость. Они отравляют местную доброжелательную атмосферу, но и унижают «нацию стартапов».

А вот в не избалованном демократией обществе к любым представителям власти, даже столь ничтожным как контролёр, относились с пиететом.

«Зайца» могли и в милицию оттащить. Плюс подключали пропаганду. Вешали в транспорте лозунги «Совесть – лучший контролёр», а в Одессе – «Чтоб ты так доехал, как ты взял билет». Стопроцентной гарантии это не давало. Иные школьники проглаживали пробитый компостером талон утюгом и использовали его повторно, «зарабатывая» на мороженое. И тем не менее. Впрочем, времена те ушли. И контрольную службу в разных странах пытаются осовременить. Вот что получается. Ехал в автобусе в сербском городе Нови-Сад. У водителя не было сдачи с крупной купюры, и он махнул рукой: езжай так. За такую чуткость я оплатил дорогу кратно больше и билет не взял. На беду, а скорее на журналистскую удачу, заходят два контролёра. Узнают, что билета у меня нет, и, ни слова не говоря, проходят к водителю. Похоже, виновным считают именно его. Выхожу вместе с ними на остановке и требую наказать меня. Однако ко мне претензий у них нет. Говорят: иди. С трудом уговорил погасить штраф вместо водителя.

А в Будапеште водитель автобуса либо проверяет оплату по куаркоду в телефоне, либо сам обилечивает пассажиров. Если «снаружи» билет можно купить за 400 форинтов, то у водителя – за 600. Вот вам и мотивация. В метро Будапешта нет турникетов. Контролёры стоят у эскалаторов, подавая своим присутствием сигнал: не рискуй – купи билет, пока не поздно.

Контролёр – неприятная профессия, как и любая другая, рождённая человеческими пороками. В списке исчезающих в отличие от многих полезных профессий она не фигурирует. А жаль. При оплате всех услуг лицом, конечно, необходимость в ней отпадёт. Но хотелось бы пораньше и через совесть.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.07.2024 08:00
Комментарии 0
Наверх