Версия // Культура // Как ленинградский «Властелин колец» с Георгием Штилем через тридцать лет стал хитом в США и Англии

Как ленинградский «Властелин колец» с Георгием Штилем через тридцать лет стал хитом в США и Англии

7871

Премьера из СССР

В разделе

Недавно для миллионов фанатов писателя Джона Толкина и его трилогии «Властелин колец» пришла сенсация из Санкт-Петербурга — в видеохостинг был выложен телеспектакль 1991 года «Хранители» по мотивам легендарного романа. Помимо радости и художественного интереса, возникли вопросы: почему произведение со многими известными артистами по ТВ показали лишь раз, и кто же сохранял ровно 30 лет эту пленку? И отметим, что американские кинокритики комплементарно приняли «премьеру» из СССР, в частности, назвав «Хранителей» «настоящим буйством малобюджетных спецэффектов».

Сначала по «Хоббиту» с Гердтом и Равиковичем

«Хранители» были записаны Ленинградским ТВ на седьмой студии 13 и 14 апреля 1991 года, в двух частях. И вскоре первый и последний раз показаны по всесоюзному телевидению. В то время в городе, который буквально через несколько месяцев станет Санкт-Петербургом, на местном ТВ (но выходившем почти на весь СССР) была очень популярная детская передача «Сказка за сказкой». В ее рамках показывали фильмы-спектакли, как правило, музыкальные. Вот и «Хранители» по Дж. Р.Р. Толкину были из таких. И, кстати, в 1985 году седьмая студия, отвечавшее за детский контент, уже делала телеспектакль по «Хоббиту» Толкина с длинным названием - «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, черный лес, за туманные горы, туда и обратно». Его вроде по ТВ показали три или четыре раза — актеры там были хитовые — Зиновий Гердт (Рассказчик), Иван Краско (Гэндальф), Игорь Дмитриев (Голлум), Анатолий Равикович (Торин).

Как с «Мистером Трололо»

Естественно, в России, как и во всем мире, еще до выхода «Властелина колец» были огромные фан-клубы так называемых «толкинистов». Кто-то из них видел своими глазами телеспектакль «Хранители», другие считали, что это лишь миф. С выходом «колец» споры закономерно усилились. Теперь им конец - «советский Толкин» был, в 1991 году, да еще в нем оказались заняты замечательные ленинградские артисты Георгий Штиль (Бильбо), Виктор Костецкий (Гэндальф), Валерий Дьяченко (Фродо), Виктор Смирнов (Голлум), Елена Соловей (Галадриэль). А режиссер — Наталья Серебрякова.

Помните, какой эффект произвела давняя песенка «Я очень рад, ведь я возвращаюсь домой», состоявшая из междометий, в исполнении Эдуарда Хиля, ставшая вирусной в западных социальных сетях? Иностранные слушатели выделили звукосочетание «тро-ло-ло», и вот в 2011 году Хиля на Западе стали называть «Мистер Трололо». Он, помнится, был доволен таким мировым признанием. А ведь песня написана и исполнена полвека назад. Что-то подобное произошло и с «Хранителями» - к ним слава, причем именно зарубежная, пришла ровно через тридцать лет после союзной премьеры. Причем обсуждение спектакля вышло за «толкинистские» круги — экспертизу давали и американские, английские, австралийские профи из кинокритики. Так, Стюарт Харитейдж из британского «Гардиан» писал в статье «Гэндальф Красный»: «Ленинградское ТВ внесло весомый вклад в «толкиниану». Два часа «Хранителей» я посмотрел на одном дыхании, совсем не зная русского языка, субтитры специально не читал. И не будет преувеличением сказать, что это теперь моя любимая версия «Властелина колец». Ведь дешевый и сбивающий с толку советский вариант странным образом невероятно очаровательный».

По теме

Другой журналист, американец Стив Кольбер, сказал, что ленинградские «Хранители» - «это буйство малобюджетных спецэффектов, причудливой и высококлассной операторской работы и уникальной советской музыкальной атмосферы».

Да, по нынешним временам спецэффекты в «Хранителях» дешевые, но они и предназначались для того маленького советского зрителя. У него были простейшие куклы, самодельные игрушки, а эффектом могли сразить мыльные пузыри. Зато сколько фантазии! И в театре допустимы условности. И если в начале нулевых такие вещи могли лишь смешить, то теперь, в постмодернизм, они вызывают трогательность и уважение к артистам, которые вытаскивали даже фантастическую эксцентричную роль без компьютерных технологий. На мастерстве, классе и душе.

Сохранитель «Хранителей» неизвестен, но версии есть

Но вот как так получилось, что на волне всемирной тотальной славы саги «Властелин колец» наш спектакль лежал на полке? Ведь понятно, что он бы выступил неким «бэк-вокалом» киноэпопеи и обрел бы дикую популярность «хвостом»? Тут три момента.

Первый. В силу разрухи 1990-х, технического состояния хранилищ (в том числе для «Хранителей»), пленка с легендарными программами утрачивалась, или по ней «сверху» писалось что-то другое. Так, совсем мало сохранилось суперпопулярных выпусков «600 секунд», «Пятого колеса», «Телекурьера», матчей «Зенита» союзных времен и вовсе ноль. Что там говорить про какие-то детские программы. Никто и не верил, что «Хранители» сохранились при таких вводных...

Второй. Кто хотел из сотрудников телестудии, тот переписывал себе своё, любимое, особенно когда в 90-е видеомагнитофоны уже не котировались по цене квартиры. И не были размером с нее. Так многие и многие передачи, трансляции 1980-х осели в частных коллекциях. Сейчас их можно дорого продавать, ведь мода на советское ретро у крупнейших российских вещателей колоссальная, а конкуренция за оригинальное видео ожесточенная.

Третий. В ютуб «Хранителей» выложил «Пятый канал», однако, по некоторым данным, запись была куплена у бывшего сотрудника ЛенТВ. Сейчас все эти вещи держатся в тайне. Есть вот такая версия, что запись в некой библиотеке разыскала Елена Семенова — мать давнего исследователя Толкина Евгения Семенова. Но это маловероятно. Тем более нет указаний, что за библиотека? На Чапыгина, 6, телевизионная? Так ее в 90-е «толкинисты» прошерстили вдоль и назад. Скорее отвлекающий маневр от сделки по купле-продаже.

Но как бы то ни было, для «Пятого», который сейчас гоняет в «сетке» только детективные сериалы — это серьезный имиджевый успех и возможность подчеркнуть свою славную родословную, голубую кровь. Не зря в Питере поговаривают, что «Пятый», за которым стоит небезивестный банк «Россия», вновь может стать не просто вещательным, но и производственным, с мощной информационно-аналитической редакцией. Имиджевая реклама от «Хранителей» - отличный пролог для этого.

Справка

В «Хранителях» в совсем маленькой роли трактирщика Наркисса сыграл Николай Буров, будущий директор музея-памятника «Исаакиевский собор», активно протестовавший против его передачи РПЦ, будущий глава комитета по культуре Смольного. А вот Виктор Костецкий (Гэндальф) пошел и дальше по актерской линии и ныне больше всего известен как генерал Сан Саныч из сериала «Убойная сила». Там же отметился и тестем Васи Рогова Георгий Штиль.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.05.2021 14:00
Комментарии 0
Наверх