Версия // Общество // Как идейные противоречия Германии середины XX века вторглись в область детства

Как идейные противоречия Германии середины XX века вторглись в область детства

10787

Недетские картинки

В разделе

После поражения во Второй мировой войне Германию ждало новое разочарование. Страна была поделена на западную и восточную части, и символом такого деления стала Берлинская стена. Восточная Германия, ГДР оказалась под влиянием политики СССР, что вызвало у немцев новые опасения за свое будущее. В атмосфере недоверия немцы снова обратились к языку символов, чтобы рассказать о событиях конца 20-х годов, связанных с приходом к власти А. Гитлера. Этот рассказ они запечатлели на детских открытках. Но, возможно, они переиздали часть открыток конца 20-х гг. XX века, дополнив их серией начала 50-х гг.

Открытки были привезены бывшим фронтовиком Григорием из Германии в начале 50-х годов XX века на территорию Украины, а затем в Грузию, где они хранились до распада Советского Союза. Григорий, который подарил их своей супруге, дружил с немцами, пока проходил службу в ГДР. Возможно, его немецкие друзья в знак дружбы сами подарили ему эти открытки. Это, казалась бы, подтверждает почтовая карточка с сердечным приветствием из Германии на русском языке. Но она не относится к одной общей серии, что и десять других детских открыток.

На первый взгляд эти детские открытки изображают обыденную жизнь жителей Германии, домики, которые были типичны для сельских поселений Пруссии, Польши или Прибалтики. Они напоминали украинские хаты, но в отличие от хат, не имели соломенных крыш. Своей обыденностью эти изображения не должны были выделять эту серию открыток о немецкой жизни из числа других открыток, которые продавались на немецких лавках.

Серия открыток 1953-1954 гг. Первая из них – почтовая карточка 1954 г.
Серия открыток 1953-1954 гг. Первая из них – почтовая карточка 1954 г.

Открытки объединяла общая тема жизни детей. Вот девочка смотрит в окно на дома с красными крышами и держит куклу в красном платье. А вот другая девочка (первая открытка из следующего ряда) роняет голубую куклу, когда мимо нее кот гонится за мышью. И именно на этой открытке с бегущим за мышью котом обнаруживается что-то странное, после чего все открытки перестают казаться детскими. У кота и мыши лапы имеют неестественную форму. Это должно было напомнить немцам их традиционные представления об оборотнях. По средневековым народным представлениям волка-оборотня можно узнать именно по неестественной форме ног. В частности, считалось, что лапы животного-оборотня вывернуты в обратную сторону.

При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что профиль кота напоминает профиль А. Гитлера. На обратной стороне всех пяти открыток данной серии стоит одна дата - III/18/29 (18 марта 1929 г.). На открытках верхнего ряда напечатаны разные даты, но все они относятся ко времени 1952-1954 годов.

Серия открыток под общим кодом III/18/29
Серия открыток под общим кодом III/18/29

Вот почему на открытках начала 50-х годов немецкая девочка играет с красной куклой (коммунизм). На изображениях, относящихся к 1929 году, она роняет голубую куклу, когда кот Гитлер гонится за мышью в том направлении, который на географических картах соответствует востоку. Девочка в национальной немецкой одежде символизирует немецкий народ, ее кукла – игра в элиту, в «голубую кровь», кот-оборотень символизирует немецкого лидера конца 30-х годов.

По теме

Это значит, что все детские открытки символически изображают то, о чем в Германии в конце 20-х – 40-е годы нельзя было рассказывать открыто. И в 50-е годы для того, чтобы показать новый порядок, немцы опять прибегают к символу – красная кукла. Тогда изображения простой деревенской жизни перестают казаться таковыми, а кролики, сидящие в клетках, куры, подбирающие корм с земли, напоминают о недавнем существовании на этих территориях концентрационных лагерей. И кролики, и куры на открытке не люди, но и люди выглядят не совсем обычно. Голубая девочка, «голубая» элита, которая трудится на ферме, подкармливая кроликов. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что у мальчика в красной рубашке что-то неправильно с левой рукой. Рукав рубашки доходит до его пальцев. Изображение снова не выглядит детским.

Не вызывает сомнение то, что кот, мышь, кролики и даже куры на самом деле символизируют людей. Куры ничего не видят вокруг, клюют свое зерно. В отношении кроликов вспоминаются слова А. Блока из «Незнакомки», о как, что пьяницы с глазами кроликов кричат, что истина в вине. Символист Блок пишет слово «вино» на латинском языке, а на русском языке его фраза «Истинна в вине» обретает двойственность благодаря созвучию со словом «вина». Первая половина XX века была временем расцвета дионисийства, культа бога вина, страсти, дикой природы Диониса, под влиянием трудов Ф. Ницше. И кролики – это те, кто пьют «вину».

Первая половина XX века было временем влияния восточных культов, а на Востоке с давних времен существовало представление об удаве, который гипнотизирует кролика и проглатывает его. В некоторых кругах у И. Сталина было прозвище Великий Удав. Ему удалось выжить в политической борьбе, когда большинство участников революционных событий 1917 года погибли во время политической борьбы и террора. Но еще раньше в революционных кругах Грузии у него было прозвище Коба, возможно, Коб(р)а, учитывая тягу революционеров к таким прозвищам. В том же Закавказье, в традиционной культуре Армении было представление, что драконы вишапы захватывают не только природные объекты, но и людей, страны, вселяются в правителей. У персов имелось представление о существе Мышь, которая захватывает небесные объекты. Этот образ являлся лингвистической интерпретацией персами еврейского обозначения дракона, небесного змея Муш.

В этом контексте становится понятен смысл открытки, где изображен кот Гитлер гонящимся за мышью-драконом Сталиным в направлении востока. Они оба являются оборотнями, то есть не настоящими мышами и котами. В Европе первой половины XX века интересовались Востоком, и персидский символ Мыши-Дракона знали. В работах Ф. Ницше имелся литературный образ древнеиранского пророка Заратустры. В Европе интересовались митраизмом как предшественником христианства, а в самом Германии в это время расцвел мистицизм. Кот вполне мог соответствовать митраистскому уровню посвящения «Лев», но на детских открытках был уместен образ кота. А. Гитлер вполне мог входить в одно из таких обществ, хотя сам позже запретил этот мистицизм в Германии.

Митраизм в новой возрожденной форме мог существовать в Европе давно. Не случайно у Фонвизина появляется образ типичного русского дворянина – Митрофанушка. Ф. Кюмон пишет об историческом митраизме с подачи католической церкви, так как он использует архивы Ватикана с разрешения Римского Папы. На умы европейцев влияли также буддизм, теософия.

На открытках нижнего ряда даны изображения людей, которые оказывали влияние на духовную жизнь Европы и Востока. Эти открытки на обратной стороне обозначены общим числовым кодом III 26 13 NL 500 336 52 DDR. По аналогии серии из пяти открыток от 18 марта 1929 года, первая часть кода, может означать дату. Последняя часть кода указывает на издание или переиздание этих открыток в некотором количестве в 1952 годы в ГДР.

Серия открыток под общим кодом III 26 13 NL 500 336 52 DDR
Серия открыток под общим кодом III 26 13 NL 500 336 52 DDR

По теме

Открытки этого ряда отражают людей и организации, влиявших на духовную жизнь немецкого общества. На центральной из трех открытке вполне узнаваемыми являются Е. Блаватская и американский покровитель теософов. Ее давно уже не было в живых, но само влияние ее идей на духовную жизнь сохранялось. В книгах Блаватской было много фантастичного, но она привлекала европейцев рассказами о Востоке. Возможно, Е. Блаватскую, овдовевшую в раннем возрасте, подразумевал А. Блок в образе незнакомки в шляпе с траурными перьями. «Властители умов» изображены детьми так же, как и детскими казались уже разговоры о духовности на фоне становления техногенной цивилизации, где человек сам становился частью мира машин.

Первая открытка из этого ряда, возможно, изображала шаха Ирана первой половины XX века. С ним связывали надежды не только в Иране, но и в индоевропейской культуре. В сталинском искусстве в фильме «Свинарка и пастух» пастух внешне удивительно напоминает Реза-Шаха. Сам образ пастуха, пастыря, просьба дать пастуха людям имеется в «Авесте». И. Сталин не щадил своих врагов. И хотя Реза-Шах заключил вынужденное торговое соглашение с Германией в конце 30-х годов, в идеологическом кино сталинской эпохи образ пастуха трудно назвать отрицательным. Пастушок на открытки что-то слышит от сидящей рядом птицы, возможно, основания для его будущих обвинений в сговоре с А. Гитлером.

Но именно Иран должен был стать первой жертвой военной оккупации. Политические отношения шаха с Гитлером были очень неровными, дошло до того, что он чуть не разорвал все связи с Германией после статьи в немецкой газете об Иране. На 22 августа 1941 г. немецким правительством было намечено свержение шаха, несмотря на то, что еще 17 августа шли переговоры, призванные фактически заставить Иран вступить в войну с СССР. Подготовка свержения шаха шла полным ходом, о чем свидетельствовал перенос даты переворота с 22 августа на 28 августа 1941 года. Для такой подготовки участникам переворота нужно было время.

У иранцев были идейные основания для этого конфликта. В традиционном и возрожденном митраизме имелась стадия посвящения «Перс», что было причиной размывания этничности персов. Вероятно, именно по этой причине Реза-Шах резко высказывался против этнонима перс и названия Персия, дав новое название своей страны – Иран, основываясь на традиции Сасанидов. Шах взял под личный контроль защиту памятников и исследований в стране.

На открытках обозначенных кодом III/18/29. «персидский мотив» заметен в сюжете с пробуждением девочки в восточных шароварах. Девочка может символизировать Персию. На другой открытке этой же серии (из пяти открыток), мальчик в зеленой шляпе пастушка ведет девочку вверх по старым деревянным ступеням (посвящения?). На открытке с пробуждением девочки изображен маленький белый щенок. Затем он представлен взрослой собакой, от которой девочка спасает кота.

Открытки этой серии образуют общий смысловой ряд, белый восточный пёс смотрит на кота, которого держит в руках девочка в оранжевом платье. Оранжевый цвет в то время имел не очень много символических значений, и главным из них был буддизм. И тогда смысл открытки становится более или менее понятен. Получившего посвящение А. Гитлера пытались удержать. Тот же смысл имеется на изображении немецкого мальчика, балансирующего над пропастью, когда он попытался сорвать алые цветы.

Но на фотографии с оборотнями само появление оборотней, угрожающих персонажей древних легенд, соответствует духу событий марта 1929 года. Девочка в национальной немецкой одежде заметно повзрослела, выражение ее лица отражает испуг. А ее жест – поднятые наверх руки – можно понять как отступление перед безысходностью. Характерно, что только на одной поздней открытке с кроликами в клетках различима подпись художника. И ее одновременно можно трактовать как завершение художественного повествования о событиях первой половины XX века и одновременно – как общий итог произошедших событий.

Ирина Москаленко, кандидат культурологии

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.02.2020 09:00
Комментарии 0
Наверх