// // Как агрегаторы такси Яндекс, Убер и Гетт взвинтили цены, и почему тут нет ничего удивительного

Как агрегаторы такси Яндекс, Убер и Гетт взвинтили цены, и почему тут нет ничего удивительного

8935

Совсем задрали

В разделе

Антимонопольщики заподозрили онлайн-такси в картельном сговоре и намеренном завышении цен перед Новым годом. Поводом для разбирательства стали жалобы граждан в социальных сетях. В ФАС заявили, что таксисты повысили цены синхронно. Агрегаторы привычно ответили, что работают по законам рынка, и причины в традиционном высоком спросе. Им можно было бы поверить, если бы стоимость поездок в этом году уже не взлетела в несколько раз.

Как будто сговорились

«ФАС России начала расследование возможных картельных соглашений между компаниями-агрегаторами такси, в связи с которым им будут направлены запросы о методах формирования цены на перевозки и причинах ее роста». Это официальное заявление замруководителя антимонопольной службы Андрея Цариковского. Регулятор обратил внимание на посты граждан в социальных сетях: люди массово жалуются, что перед новогодними праздниками агрегаторы резко повысили цены на поездки. В общем-то, тут ничего удивительного.

Перед Новым годом и другими праздниками традиционно дорожает все, что пользуется спросом. 8 марта – самый урожайный день для цветочников. Новый год – в эти дни дорожают продукты питания, особенно всякие маринованные огурчики и яйца. И, безусловно, перед любым праздником и во время него повышаются цены на такси. Люди ездят в гости, за подарками, вызывают в такси, устав на корпоративе, а машин не всегда хватает. Вот только обычно цены на такси, как показали прошлые годы, повышаются раза в полтора-два. В этот же раз население пожаловалось, что стоимость поездок выросла в два-три раза, причем сразу во всех самых популярных агрегаторах: Яндекс, Убер, Гетт.

Хотите ехать? Разоряйтесь!

Проверить информацию ФАС не составляет труда. Вот результаты поиска декабрьских постов только в Фейсбуке о поездках по Москве (орфография пользователей сохранена):

«Только у нас в Москве в час пик, в гололед, в чп, терракты, в ливневые дожди такси наживается и сдирает в три шкуры! Вы опаздываете? А нам плевать. Все опаздывают и высокий спрос!»
«Вызывал машину из ЮЗАО в аэропорт Домодедово. Насколько мне известно, в аэропорты у Убера фиксированный тариф, для этого округа 850. В результате получаю квитанцию, где вместо аэропорта указана Unnamed Road, Moskovskaya oblast', и цена в два раза выше. Друзья, остерегайтесь!»
«Открываю приложение «Яндекс.Такси», пункт назначения: ул. Тверская 26/1, отель Marriott Grand, цена 1 000 рублей. 1 000??? Что? Обычно поездка до центра обходится мне максимум в 400 рублей!»

Автор этих строк и сам, мягко выражаясь, поразился цене, которую на днях выставили такси за поездку из ближайшего Подмосковья до торгового центра в районе Третьего кольца. Расстояние чуть больше 20 километров, ехать практически по прямой, выходной день, пробки небольшие. Агрегаторы предложили заплатить примерно 1500 рублей, хотя обычно такая поездка стоит раза в два, а то и в три дешевле. А за 1500 рублей из этой точки можно легко уехать в любой столичный аэропорт. Но высокий спрос, понимаете ли. А, может быть, просто жадность?

Это система виновата

Агрегаторы, разумеется, ответили антимонопольщикам. Но ответили так, как они отвечают всегда. В Яндексе, например, заявили, что не меняли цены, а их рост связан с повышенным спросом и нехваткой машин. В этом случае система может автоматически включать повышенный коэффициент. Делается это для того, чтобы пассажиры имели возможность срочно уехать, потому что чем выше цена, тем больше вероятность, что водитель приедет быстрее. Но эта мера вынужденная и временная, подчеркнули в Яндексе. Кто бы сомневался! Когда праздники пройдут, то цены сразу резко снизятся. Однако неужели у онлайн-сервисов настолько большая проблема с нужным количеством машин, что они задирают цену в несколько раз?

По теме

Все верно, работают законы рыночного спроса. Но не надо забывать, что на таком резком повышении хорошо зарабатывают не только водители, но и сами агрегаторы. Так что может быть оставить в сторону красивые слова про систему и вынужденную меру, а сказать прямо: уважаемые пассажиры, желание повышенной маржинальности вынуждает нас взвинтить цены в несколько раз. Добавим, что сервис Убер, который сейчас объединяется с Яндекс.Такси, ответил на претензии как под копирку: повышенный спрос, система повышает цены, все ради пассажиров.

Не нравится – не ешьте

Антимонопольщики и сами нередко предъявляют достаточно нелепые претензии. Например, к производителям сотовых телефонов, которые выставляют на свои гаджеты в России высокие цены. Но это, в общем-то, их дело, за сколько хотят, за столько и продают. Тем более цены хоть и высокие, но они не меняются. А если и меняются, то в сторону понижения, потому что смартфоны постоянно устаревают. Что же касается такси, то в этом идеологическом споре скорее хочется встать на сторону ФАС. Новогодние праздники – это почти стихийное бедствие, когда каждому жителю России требуется совершить определенный ритуал, и без такси часто не обойтись. Наверное, не слишком корректно будет сравнивать, но у кого повернется объяснить рыночным законом, когда после трагедии таксисты задирают цены? Так поступают обычно нелегалы, те же самые агрегаторы, как показали страшные события в Санкт-Петербурге, наоборот, готовы вести людей бесплатно.

Но Новый год для них «священная корова», которую требуется доить. Интересно, а как отреагируют все, имеющие отношение к онлайн-такси, если их прямо сейчас собрать и отвести покупать продукты в магазине, где цены будут в три раза выше. Вот вам яички по триста рублей десяток, а вот колбаска по полторы тысячи за кило. Нет, ну а что вы хотите, у нас коэффициент, Новый год ведь. Не застрянет ли у этих «рыночников» кусок в горле? Они, конечно, ответят, что их же никто не заставляет покупать в конкретном магазине. И тогда этих граждан отведут в соседний гастроном, только там колбаса будет стоить еще дороже. А не хотите – не ешьте, сидите за новогодним столом голодными. Господа из Яндекса, Убера и Гетт, поставьте, пожалуйста, себя на места пассажиров, которых вы обдираете как липку.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.12.2017 10:00
Копировать текст статьи
Комментарии 2
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх