// // Качествозамещение как способ выжить в условиях экономического кризиса

Качествозамещение как способ выжить в условиях экономического кризиса

1727

Россия под пальмой

4
В разделе

Уже больше года прошло с момента введения продовольственных контрсанкций, а одним из самых заметных результатов этого решения до сих пор является увеличение… поставок в Россию пальмового масла. Политика импортозамещения, по мнению экспертов, провалилась, уступив место политике замещения качественных продуктов некачественными.

За год импорт пальмового масла в Россию увеличился на 30%. Рост спроса на данный товар интересным образом совпал с ростом производства в нашей стране сыра и сыроподобных изделий. Парадокс подкрепляется тем, что взрывного прогресса в молочной отрасли так и не случилось – стада и удои всё те же. А значит, вопрос, из чего выпускается большинство лежащих на наших прилавках «маасдамов», является сугубо риторическим.

Впрочем, население радо и этим сомнительным продуктам. Потому что только они теперь по карману большинству населения. Согласно опросу ВЦИОМ, доля граждан, уже более полугода вынужденных приобретать более дешёвое, чем обычно, продовольствие, выросла с 22% в январе до 32% в июле. И есть основание полагать, что количество вынужденных экономов будет только расти: стоимость минимального месячного набора продуктов питания увеличилась за первое полугодие на 14,3%.

То есть «пальма» оказалась удивительно к месту в экономике страны, давно переставшей самостоятельно обеспечивать себя продовольствием. И не исключено, что именно замена натуральных продуктов их дешёвыми аналогами позволяет правительству делать бодрые заявления. Так, в начале августа премьер Дмитрий Медведев уверенно сообщил: «Что бы там ни говорили, какие бы прорицания на эту тему ни делались, никакого дефицита ни по мясу, ни по молоку, ни по овощам и фруктам в нашей стране нет». И добавил: «Во всяком случае, в этом году ситуация абсолютно стабильная».

Однако чем менее проблема дефицита кажется властям актуальной, тем более острой становится проблема качества еды.

Пальма первенства

Переориентация покупателя на бюджетные продукты влияет на производителей, провоцируя их на некачественный выбор, а часто на прямой обман. Как выяснили аналитики PwC, «немногие компании, предлагающие потребительские и промышленные товары, разрабатывают дешёвую продукцию, ведь гораздо проще изменить характеристики существующих видов продукции для снижения затрат. Директор совхоза им. Ленина Павел Грудинин сокрушается: «Мы достигли импортозамещения каким образом? Мы пальмового масла стали больше ввозить в страну. Мы по свинине достигли импортозамещения. Но не потому, что мы намного больше стали производить, а потому, что меньше стали покупать». Способов «изменения характеристик» существует великое множество.

Удешевить сыры, йогурты, творог, сметану и прочие молочные продукты можно упомянутой «пальмой», заменив ею дорогие животные жиры. Из кондитерских изделий уходит «какао тёртое», уступая место в лучшем случае какао-порошку, а в худшем – той же «пальме» или рапсовому маслу. Колбасная продукция прирастает таинственным «мясом птицы механической обвалки» – это суспензия, полученная из скелета клушки, лишённого значительной части мяса. Макароны выпускаются из хлебопекарной муки, а не из той, что получена из твёрдых сортов пшеницы. Но бывает и более наглый обман, когда замороженная треска оказывается… дешёвой пикшей, а сёмга – горбушей.

По теме

Несъедобные формулировки

Любопытные результаты были получены недавно во Всероссийском государственном центре качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов. По заданию Россельхознадзора центр изучил 14 образцов продукции отечественного производства – от молока до свинины. Все они без исключения несли в себе остаточный след антибиотиков, которыми перекармливают животных, чтобы уберечь их от болезней. Результаты исследования вылились в скандал: СМИ сразу написали о том, что «Россельхознадзор выявил нарушения в 100% российской продукции». Однако в ведомстве назвали подобные заголовки «неграмотной формулировкой» и подчеркнули: «Речь идёт не о тотальной проверке продукции отечественного происхождения, а о рядовом лабораторном мониторинге, который осуществляется службой регулярно».

Тем не менее в июле Россельхознадзор заявлял о том, что 91,4% некачественной молочной продукции – оте­чественного производства. Действительно, между 100 и 91,4% – серьёзная разница.

Впрочем, указанное ведомство не единственная структура, предпочитающая смотреть на мир оптимистично. Роспотребнадзор, регулярно выявляя некачественное продовольствие, особый упор делает на том, что нарушения свойственны именно импорту. «По 2014 году и по первому полугодию 2015 года мы видим, что удельный вес некачественных проб импортной продукции в общем числе отобранных выше в 1,5–2 раза, иногда в 3 раза, чем аналогичная продукция отечественная», – уверяет глава службы Анна Попова.

С ней спорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: «Есть виды продукции, по которым всё обстоит вроде бы ничего. Имею в виду сыр и сырные продукты. Но когда начинаешь с этим разбираться, то выясняется, что там на первый план выходит проблема качества. Вроде бы импорт заместили и нарастили производство. Действительно прирост тех же сыров составлял каждый месяц после введения продовольственного эмбарго 20–30%. Но невольно возникает вопрос: зачем такие сыры, если в них пальмового масла больше, чем самого сыра? Поэтому импортозамещение кое-где привело к таким последствиям, что лучше бы, на мой взгляд, его не вводили. И вообще, эффект от импортозамещения переоценили. Не учли того, что для него нужны инвестиции, и хорошие. И работает оно лучше всего не в стадии погружения в кризис, а на выходе из него».

Литр в новом измерении

Параллельно с удешевлением состава еды идёт и другой процесс: продукты фасуются в более дешёвую или менее вместительную упаковку. Вообще, мода на это началась ещё в прошлый кризис 2008–2009 годов, и подобной практикой не брезговали даже международные компании. Так, корпорация «Кока-Кола» тогда вывела на рынок свои напитки в баночках 0,238 литра. Известные производители Kellogg’s и Kraft, наоборот, нового не изобретали, а, похоже, просто уменьшили размер привычной для потребителей тары. Компания Procter & Gamble сделала другой «финт ушами» – изменила фасовку подгузников Pampers в пачке. Стандартные упаковки будто «усохли». А Unilever удешевила упаковку своих товаров, сэкономив на этом десятки миллионов долларов.

В лихую годину передовой мировой опыт оказался крайне востребован отечественными производителями. Так, литровый пакет молока или сока во многих случаях сделался не таким уж и литровым, похудев до 970, 950, 920 и даже 900 граммов. Крупы и сахар всё чаще фасуются по тому же принципу: не килограммами, а сотнями граммов. То же с маслом: 200-граммовые брикеты практически сошли со сцены, вместо них на полках лежат 180-граммовые пачки. Мороженое давно не продаётся в 100-граммовых стаканчиках – они сжались до 60 граммов. Если такое творится с «молочкой», то что говорить о деликатесах? Худеют шоколадные плитки – со 100 до 90 граммов. Икра выпускается уже в 100–130-граммовых баночках, а не как раньше – в 140-граммовых. Даже некоторые марки пива выходят на рынок не в полулитровых, а в 0,44–0,46-литровых бутылках.

По теме

Само собой, компании пытаются объяснить причины этих странных игр с упаковкой. Иностранные производители ссылаются на маркетинговые исследования: мол, «потребители часто сообщали, что предпочли бы чуть меньшую по формату упаковку как альтернативу изменения стоимости продукта». Упирают на незначительность изменений: «Производители вынуждены были пойти на незначительное уменьшение объёмов и веса продуктов, чтобы по-прежнему предлагать покупателям продукты по оптимальной цене». Но ведь «пипл хавает»: до 80% покупателей, замечая разницу в цене двух аналогичных продуктов, объёмом уже не интересуется, хотя разница в нём может быть весьма существенной. О содержимом усечённой тары и говорить не приходится. Управляющий партнёр Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко уверен, что нет и не будет импортозамещения: «Адыгейский сыр не может заменить пармезан, как «Жигули» и советские шампанское с коньяком не могут заменить оригинал. Всё, что мы по факту делали, это подделки и с ужасающим качеством… Как бы нам ни хотелось, но в РФ нет круглогодичной плодоовощной продукции, твёрдые сыры невозможно заместить жалким подобием полусквашенного молока, называемым сыром, сброженный виноградный сок не станет вином».

Рок изобилия

Тем не менее купить литр молока и обнаружить, что он вовсе не литровый, – далеко не самое страшное, что может случиться с потребителем. Ничего не обнаружить – вот где настоящий страх.

Всё идёт к тому, что ассортимент в российских продуктовых магазинах будет сужаться. Не исключено, что в перспективе десятки видов макарон будут заменены одной вермишелью, а разнообразие колбас сведётся к ливерной.

Нам и впрямь грозит дефицит мясных изделий. По прогнозу главы исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, «импорт мяса может почти полностью прекратиться, так как внутренние цены и снижение покупательной способности делают это экономически нецелесообразным». И заменить выбывающее продовольствие будет нечем: «При этом вырастет собственное производство, но не настолько, чтобы закрыть весь импорт», – уверен эксперт.

Ожидается дефицит вина. Министр сельского хозяйства Александр Ткачёв недавно выступил с идеей запретить ввоз в РФ иностранного винного материала. А из него, к слову, выпускается три четверти отечественного вина и, в частности, 9 из 10 бутылок российского шампанского.

Однако ткачёвская мысль – далеко не самая радикальная. Гораздо смелее инициатива главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. Он фактически выступил за полную ликвидацию еды, предложив уничтожать произведённую в России ту самую «фальсифицированную продукцию». «Первое, что нужно сделать, – абсолютно подходить идентично, так, как подошли сейчас к фальшивым документам и всей этой [санкционной] продукции, – уничтожать нужно», – заявил чиновник. Если к Данкверту прислушаются, то под угрозой окажется практически весь нынешний ассортимент продовольственных магазинов – от «пальмовой» сметаны и перемороженной пикши до шприцованной свинины и колбасы из куриных костей. То есть проблема дефицита встанет в полный рост. А там и до голодных бунтов недалеко.

Уроки рынка не для всех

Впрочем, пропадут не все. По свидетельствам ресторанных критиков, вкусная и здоровая пища в России есть. В дорогих ресторанах. Каким образом рестораторы умудряются пополнять закрома? Секрет прост: дорожат своей репутацией, поэтому крутятся, ищут и находят. Рынок! Он сложнее первобытной формулы «купи подешевле, продай подороже». Вот бы и магазинам побольше ориентироваться на качество, одновременно поддерживая отечественного производителя, но не всякого, а ответственного. Там, глядишь, и всякие пальмолюбы перестанут травить людей – тоже рынок!

Mнение

Игорь БУХАРОВ, президент Федерации рестораторов и отельеров России:

– На сегодняшний день в ситуации импортозамещения и ухода продуктов с рынка никакого ступора не возникло. Даже иностранные повара восприняли это как вызов. Острая фаза пришлась на конец декабря прошлого года, потом поняли, что делать, куда идти.

Двадцать лет рестораторы в городах-миллионниках пытались работать с импортными продуктами, приглашали иностранных шеф-поваров, хотели преподнести гостям нечто отличное от того, что те привыкли есть в семье, на чём были воспитаны. Мы предлагали импортные вещи из Италии, Франции, Германии, Южной Америки и так далее. Менялась мода. В тренде оказывалась то французская кухня, то итальянская, то японская. Шеф-повара стали внедрять идеи, связанные с молекулярной кулинарией. Всё это происходило в той части ресторанов, которые были на гребне модных тенденций, о которых писали Afisha, Village, блогеры. Эти рестораны следовали курсу на полезную, интересную кухню, ориентированность в продуктах, винах, сочетаниях еда – вино. Но большинство ресторанов на территории России всё равно употребляло российские продукты. Иногда это принимало гипертрофированные формы: приезжаешь в глубинку, заказываешь салат «Цезарь», а там вместо ромен-салата белокочанная капуста, и официантка объясняет, что это такое видение повара.

Но и модные рестораторы ещё 10 лет назад поняли, что нужно заниматься собственными продуктами, работать с фермерами, предлагать что-то национальное, из русской кухни, проанализировать то, что наработано нашими предками, и назвать это «новая региональная кухня России». Ведь разве туристу из Франции или Италии будет интересно ходить в России во французские или итальянские рестораны?

Стало расти предложение. Например, раньше у нас не было калиброванной говядины для стейков, сейчас ею обеспечивают «Мираторг» и «Заречное». Причём качество этих стейков не уступает привозному. Даже традиционное картофельное пюре превратилось из дежурного блюда бывшей советской столовки в изысканный продукт, вкус которого восхищает.

Конкретно

Последнее слово секвестрированных аналитиков

1 сентября было подписано распоряжение о ликвидации Аналитического центра при правительстве РФ. Незадолго до этого её эксперты подготовили доклад «Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли». Наблюдатели полагают, что эти события могут быть взаимосвязаны.

Что касается собственно доклада, то документ содержит много данных, свидетельствующих о провале курса на замену запрещённых товаров отечественными аналогами. В частности:

– Введение ответных контрсанкций со стороны России привело к существенному росту цен на внутреннем рынке, усилившемуся впоследствии в связи с девальвацией российской национальной валюты. Так, за полтора года, к маю 2015 года, продовольственная инфляция достигла 28,7% (по отношению к ценам декабря 2013 года).

– Потребительские цены на все ключевые социально значимые товары росли за год двузначными величинами. В мае 2015 года средние потребительские цены на говядину выросли на 23% к маю 2014 года, на свинину – на 22%, на сыр – на 20%, на рыбу замороженную неразделанную – на 38%, на морковь – на 39%, на яблоки – на 37%, на крупы и бобы – на 49,2%. Примечательно, что цены на товары, которые не попали под эмбарго, росли не меньшими темпами: цена на сахар выросла на 52,2%, на подсолнечное масло – на 23,7%, на макаронные изделия – на 21,6%.

– Отечественным производителям молочной продукции пока не удаётся в достаточной мере компенсировать в краткосрочном периоде выпавшие объёмы импорта. Лучшие результаты демонстрирует производство сыров и творога. Однако необходимо отметить, что тенденция роста производства сыров наблюдалась на отечественном рынке ещё с 2013 года. Это говорит о том, что данный результат является скорее следствием осуществлённых ранее инвестиций, а не результатом импортозамещения. Кроме того, несоответствие объёмов имеющегося сырья и роста производства сыров может свидетельствовать о том, что столь резкое увеличение может быть частично обусловлено ростом производства фальсифицированной продукции.

– Анализ динамики отечественного производства показывает, что наращивание объёмов в отдельных секторах является результатом ранее сделанных инвестиций, однако в силу объективных причин прироста производства недостаточно для компенсации выпавших объёмов импорта.

– С точки зрения конкурентной политики введение внешнеторговых барьеров, безусловно, крайне негативно сказывается на конкуренции – как ценовой, так и неценовой. Результатом ограничения конкуренции с импортной продукцией явился не только рост цен, но и снижение качества продукции. Без обеспечения внутренней конкуренции оба эти эффекта в долгосрочной перспективе будут только усугубляться.

Опубликовано:
Отредактировано: 08.09.2015 18:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх