Версия // Власть // К чему приведёт урезание помощи Брюсселя странам Центральной и Восточной Европы

К чему приведёт урезание помощи Брюсселя странам Центральной и Восточной Европы

6512

Неблагодарные соседи

фото: DPA/ТАСС
В разделе

В скором времени Евросоюз начнёт сокращать дотации государствам Центральной и Восточной Европы, выделяемые в рамках «стратегии выравнивания». Восточноевропейцы и прибалты традиционно получают из бюджета ЕС куда больше, чем вносят в него, при этом позволяя себе резко критиковать политику Евросоюза.

Однако с выходом из европейских рядов Великобритании в бюджете ЕС образуется дыра, и в Брюсселе всерьёз задумались: а стоит ли и дальше подкармливать строптивых и неблагодарных соседей по общеевропейскому дому? Как резкое сокращение дотаций Евросоюза повлияет на поведение тех, кто уже привык их получать, разбиралась «Наша Версия».

Термином «стратегия выравнивания» или кохезией в Брюсселе называли политику перераспределения доходов в рамках ЕС от богатых государств более бедным. Когда Евросоюз в начале 2000-х только начинал расширяться за счёт стран Восточной Европы, предполагалось, что такая политика поможет подтянуть жизненный уровень «новичков» до общеевропейского. Однако многомиллионные – а в случае той же Польши многомиллиардные – вливания хоть и привели к экономическому росту в этих странах, но так и не превратили их в доноров Европы. Из 28, пока с учётом Великобритании, стран ЕС только 10 отдают в общий бюджет больше, чем получают из него. В первой тройке доноров Германия с 17 млрд евро в год, Великобритания с почти 14 млрд евро и Франция с чуть более 6 млрд евро. Дыру, которую Вrexit пробьёт в евросоюзном бюджете, эксперты оценивают в размере от 10 до 13 млрд евро в год. А поскольку бюджет ЕС формируется сразу на семь лет, убытки придётся умножить именно на эту цифру. И, кстати, приплюсовать сюда же взнос Лондона в капитал европейского Центробанка, который англичане, закрывая за собой дверь, вполне обоснованно изымут.

Доноры и иждивенцы

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на недавно прошедшем неформальном саммите ЕС назвал два возможных выхода из создавшегося положения: увеличить отчисления каждой страны, чтобы компенсировать уход британцев, или попросту меньше тратить.

Для стран Центральной и Восточной Европы предпочтительнее первый вариант. Согласно предложению главы Еврокомиссии, каждое государство должно будет увеличить свой взнос в бюджет ЕС примерно на 10%. Для всех трёх стран Балтии, например, это означает выплату 330 млн евро в год вместо 300. Учитывая, что ежегодная помощь Евросоюза этим государствам составляет порядка 3 млрд евро, желание Таллина, Риги и Вильнюса сохранить статус-кво вполне понятно. Однако главному донору ЕС – Берлину такая ситуация совсем не по душе. Во-первых, с выходом Великобритании удельный вес немецкого ВВП в рамках общеевропейской экономики вырастет с 21 до 25%, а это автоматически приведёт к увеличению выплат в евросоюзный бюджет. Во-вторых, всё больше немецких политиков начинают сомневаться в целесообразности продолжения «политики выравнивания». Да, в Польше, Чехии, Венгрии экономический рост составляет порядка 4–5%, превышая общеевропейский показатель чуть ли не вдвое. Но ведь и оплачен он во многом «общеевропейскими» деньгами – почти треть нынешнего бюджета ЕС на период 2014–2020 годов, или 351,8 млрд евро, предназначена для финансирования различных инфраструктурных проектов в «развивающихся» странах Союза. В итоге получаемые из Брюсселя средства в последние годы составляли от 11 до 23% ВВП этих стран. Румыния, например, демонстрируя 6-процентный рост экономики, получает из евросоюзной казны порядка 60% всех инвестиций. Венгрия – один из основных получателей сельскохозяйственных дотаций, а в странах Балтии без евросоюзных денег придётся остановить реализацию многих инфраструктурных проектов, например железной дороги Rail Baltica, призванной связать все три балтийские страны с Польшей и далее с остальной Европой. В самих же странах Балтии многие мелкие проекты на 85% финансируются из различных европейских фондов. «Понятно, что, сидя на денежном буксире, в самостоятельное плавание отправиться сложно», – констатирует депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин. По его словам, «в случае урезания или полного прекращения финансирования те или иные программы придётся просто закрыть».

По теме

Европа двух скоростей

В Париже и Берлине к обеспокоенности своих восточноевропейских соседей относятся с пониманием, однако дают понять, что «жить по-старому» уже не получится. Позицию старой Европы выразил еврокомиссар Гюнтер Эттингер, заявивший, что «верховенство закона и независимость судов станут условием для получения европейских бюджетных ресурсов». Эти слова были адресованы националистическим правительствам Венгрии и Польши. Обе страны фактически бойкотируют решения ЕС о приёме беженцев, при этом Варшаву критикуют ещё и за судебную реформу, которая может, по мнению Брюсселя, поставить под вопрос независимость судей, а Венгрию – за новый закон об НКО, ущемляющий в правах структуры Джорджа Сороса. За это ЕС уже грозит Венгрии и Польше потерей права голоса в Совете Европы. Скрытое недовольство Брюсселя вызывают и страны Балтии, которые вместе с Польшей делают всё, чтобы осложнить отношения ЕС с одним из главных экономических партнёров – Россией.

Всевозможные препятствия, которые Варшава, Таллин, Рига и Вильнюс чинят проекту газопровода «Северный поток-2», – лишь один из подобных примеров «добрососедства». Героизация фашизма и дискриминация русскоязычного населения в странах Балтии, снос и демонтаж памятников советским воинам-освободителям в Польше, поддержка Румынией молдавских националистов, стремящихся затащить Молдавию в НАТО и решить проблему Приднестровья силовым путём, – всё это раздражает старую Европу, за последние десятилетия привыкшую с Москвой в первую очередь торговать. И даже считающийся пророссийским премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стремится проводить независимую от Брюсселя внешнюю политику, резко критикуя Украину, которую ЕС в свете договора об ассоциации официально рассматривает как «привилегированного партнёра». На этом фоне президент Франции Эмманюэль Макрон вновь обратился к идее «Европы двух скоростей», которая фактически делит ЕС на франко-германский альянс с примкнувшими к нему государствами старой Европы и непослушных «младоевропейцев». Положение последних осложняется ещё и тем, что с уходом Великобритании они теряют влиятельного защитника и союзника – Лондон всегда поддерживал все наиболее антироссийские шаги своих восточноевропейских, в первую очередь прибалтийских, сателлитов.

Политика сдерживания

С одной стороны, в этих странах может снизиться градус антироссийской риторики. В той же Чехии на президентских выборах вновь победил евроскептик Милош Земан, как и венгерский премьер Виктор Орбан, считающийся «пророссийским». В то же время уменьшение влияния ЕС может означать увеличение влияния НАТО. Развёрнутые год назад в странах Балтии и в Польше дополнительные контингенты альянса призваны, по словам руководства блока, продемонстрировать России «политику сдерживания». Учитывая непростые российско-американские отношения, можно предположить, что Вашингтон не откажется и от планов размещения элементов ПРО в Румынии и Польше. Правда, противоракеты и радары вряд ли смогут заменить финансовые потоки из Брюсселя.

Однако на смену европейским деньгам могут прийти китайские. Прошедший в ноябре прошлого года в Будапеште саммит глав правительств государтв Центральной и Восточной Европы и Китая «16+1» вновь подтвердил: Пекин намерен использовать все слабые места ЕС для закрепления на европейских рынках. Пока что общие вложения китайцев в экономику стран Восточной Европы не превышают 15 млрд евро. Но, как заявил тогда же премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, «мир меняется, и у Китая есть все средства для того, чтобы обеспечить Европе такое развитие, которое было бы невозможно с одними только ресурсами ЕС».

СПРАВКА

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.03.2018 13:44
Комментарии 0
Наверх