В скором времени Евросоюз начнёт сокращать дотации государствам Центральной и Восточной Европы, выделяемые в рамках «стратегии выравнивания». Восточноевропейцы и прибалты традиционно получают из бюджета ЕС куда больше, чем вносят в него, при этом позволяя себе резко критиковать политику Евросоюза.
Однако с выходом из европейских рядов Великобритании в бюджете ЕС образуется дыра, и в Брюсселе всерьёз задумались: а стоит ли и дальше подкармливать строптивых и неблагодарных соседей по общеевропейскому дому? Как резкое сокращение дотаций Евросоюза повлияет на поведение тех, кто уже привык их получать, разбиралась «Наша Версия».
Термином «стратегия выравнивания» или кохезией в Брюсселе называли политику перераспределения доходов в рамках ЕС от богатых государств более бедным. Когда Евросоюз в начале 2000-х только начинал расширяться за счёт стран Восточной Европы, предполагалось, что такая политика поможет подтянуть жизненный уровень «новичков» до общеевропейского. Однако многомиллионные – а в случае той же Польши многомиллиардные – вливания хоть и привели к экономическому росту в этих странах, но так и не превратили их в доноров Европы. Из 28, пока с учётом Великобритании, стран ЕС только 10 отдают в общий бюджет больше, чем получают из него. В первой тройке доноров Германия с 17 млрд евро в год, Великобритания с почти 14 млрд евро и Франция с чуть более 6 млрд евро. Дыру, которую Вrexit пробьёт в евросоюзном бюджете, эксперты оценивают в размере от 10 до 13 млрд евро в год. А поскольку бюджет ЕС формируется сразу на семь лет, убытки придётся умножить именно на эту цифру. И, кстати, приплюсовать сюда же взнос Лондона в капитал европейского Центробанка, который англичане, закрывая за собой дверь, вполне обоснованно изымут.
Доноры и иждивенцы
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на недавно прошедшем неформальном саммите ЕС назвал два возможных выхода из создавшегося положения: увеличить отчисления каждой страны, чтобы компенсировать уход британцев, или попросту меньше тратить.
Для стран Центральной и Восточной Европы предпочтительнее первый вариант. Согласно предложению главы Еврокомиссии, каждое государство должно будет увеличить свой взнос в бюджет ЕС примерно на 10%. Для всех трёх стран Балтии, например, это означает выплату 330 млн евро в год вместо 300. Учитывая, что ежегодная помощь Евросоюза этим государствам составляет порядка 3 млрд евро, желание Таллина, Риги и Вильнюса сохранить статус-кво вполне понятно. Однако главному донору ЕС – Берлину такая ситуация совсем не по душе. Во-первых, с выходом Великобритании удельный вес немецкого ВВП в рамках общеевропейской экономики вырастет с 21 до 25%, а это автоматически приведёт к увеличению выплат в евросоюзный бюджет. Во-вторых, всё больше немецких политиков начинают сомневаться в целесообразности продолжения «политики выравнивания». Да, в Польше, Чехии, Венгрии экономический рост составляет порядка 4–5%, превышая общеевропейский показатель чуть ли не вдвое. Но ведь и оплачен он во многом «общеевропейскими» деньгами – почти треть нынешнего бюджета ЕС на период 2014–2020 годов, или 351,8 млрд евро, предназначена для финансирования различных инфраструктурных проектов в «развивающихся» странах Союза. В итоге получаемые из Брюсселя средства в последние годы составляли от 11 до 23% ВВП этих стран. Румыния, например, демонстрируя 6-процентный рост экономики, получает из евросоюзной казны порядка 60% всех инвестиций. Венгрия – один из основных получателей сельскохозяйственных дотаций, а в странах Балтии без евросоюзных денег придётся остановить реализацию многих инфраструктурных проектов, например железной дороги Rail Baltica, призванной связать все три балтийские страны с Польшей и далее с остальной Европой. В самих же странах Балтии многие мелкие проекты на 85% финансируются из различных европейских фондов. «Понятно, что, сидя на денежном буксире, в самостоятельное плавание отправиться сложно», – констатирует депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин. По его словам, «в случае урезания или полного прекращения финансирования те или иные программы придётся просто закрыть».
Некоторые азиатские страны уже дают понять об отсутствии готовности брать на себя дополнительные риски из-за вторичных санкций и могут присоединиться к антироссийским мерам Запада.
Европа двух скоростей
В Париже и Берлине к обеспокоенности своих восточноевропейских соседей относятся с пониманием, однако дают понять, что «жить по-старому» уже не получится. Позицию старой Европы выразил еврокомиссар Гюнтер Эттингер, заявивший, что «верховенство закона и независимость судов станут условием для получения европейских бюджетных ресурсов». Эти слова были адресованы националистическим правительствам Венгрии и Польши. Обе страны фактически бойкотируют решения ЕС о приёме беженцев, при этом Варшаву критикуют ещё и за судебную реформу, которая может, по мнению Брюсселя, поставить под вопрос независимость судей, а Венгрию – за новый закон об НКО, ущемляющий в правах структуры Джорджа Сороса. За это ЕС уже грозит Венгрии и Польше потерей права голоса в Совете Европы. Скрытое недовольство Брюсселя вызывают и страны Балтии, которые вместе с Польшей делают всё, чтобы осложнить отношения ЕС с одним из главных экономических партнёров – Россией.
Всевозможные препятствия, которые Варшава, Таллин, Рига и Вильнюс чинят проекту газопровода «Северный поток-2», – лишь один из подобных примеров «добрососедства». Героизация фашизма и дискриминация русскоязычного населения в странах Балтии, снос и демонтаж памятников советским воинам-освободителям в Польше, поддержка Румынией молдавских националистов, стремящихся затащить Молдавию в НАТО и решить проблему Приднестровья силовым путём, – всё это раздражает старую Европу, за последние десятилетия привыкшую с Москвой в первую очередь торговать. И даже считающийся пророссийским премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стремится проводить независимую от Брюсселя внешнюю политику, резко критикуя Украину, которую ЕС в свете договора об ассоциации официально рассматривает как «привилегированного партнёра». На этом фоне президент Франции Эмманюэль Макрон вновь обратился к идее «Европы двух скоростей», которая фактически делит ЕС на франко-германский альянс с примкнувшими к нему государствами старой Европы и непослушных «младоевропейцев». Положение последних осложняется ещё и тем, что с уходом Великобритании они теряют влиятельного защитника и союзника – Лондон всегда поддерживал все наиболее антироссийские шаги своих восточноевропейских, в первую очередь прибалтийских, сателлитов.
Политика сдерживания
С одной стороны, в этих странах может снизиться градус антироссийской риторики. В той же Чехии на президентских выборах вновь победил евроскептик Милош Земан, как и венгерский премьер Виктор Орбан, считающийся «пророссийским». В то же время уменьшение влияния ЕС может означать увеличение влияния НАТО. Развёрнутые год назад в странах Балтии и в Польше дополнительные контингенты альянса призваны, по словам руководства блока, продемонстрировать России «политику сдерживания». Учитывая непростые российско-американские отношения, можно предположить, что Вашингтон не откажется и от планов размещения элементов ПРО в Румынии и Польше. Правда, противоракеты и радары вряд ли смогут заменить финансовые потоки из Брюсселя.
Однако на смену европейским деньгам могут прийти китайские. Прошедший в ноябре прошлого года в Будапеште саммит глав правительств государтв Центральной и Восточной Европы и Китая «16+1» вновь подтвердил: Пекин намерен использовать все слабые места ЕС для закрепления на европейских рынках. Пока что общие вложения китайцев в экономику стран Восточной Европы не превышают 15 млрд евро. Но, как заявил тогда же премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, «мир меняется, и у Китая есть все средства для того, чтобы обеспечить Европе такое развитие, которое было бы невозможно с одними только ресурсами ЕС».
СПРАВКА