Версия // Власть // Стремление угодить партнерам в Брюсселе и Берлине грозит президенту Франции Эммануэлю Макрону кризисом доверия

Стремление угодить партнерам в Брюсселе и Берлине грозит президенту Франции Эммануэлю Макрону кризисом доверия

6582

Вера или высокомерие

В разделе

Эммануэль Макрон проделал путь от неопытного политического аутсайдера, без поддержки истеблишмента, до президента Французской Республики и лидера новой политической партии с впечатляющим парламентским большинством. Удастся ли ему сохранить этот багаж?

Эммануэль Макрон обязан успехом не только удаче, но и своей способности пользоваться ошибками других. Избирателям, которые испытывали недоверие к политическому истеблишменту, ему удалось предоставить привлекательный вариант, который не требовал смещения к крайностям, будь то право или лево. Он стал восприниматься как разрушитель тезисов популистов.

Экономическая программа Макрона была особенно успешной, поскольку она безошибочно учитывала скопившиеся за более чем десять лет проблемы французской экономики. Он обязался смягчить чрезмерное и тягостное налоговое бремя, связанное с предпринимательством, пообещал сократить госаппарат Франции, рационализировать устаревшую систему социального обеспечения.

После своего избрания Эммануэль Макрон сохранял имидж «глотка свежего воздуха», создав правительство, состоящее из молодых представителей всех слоев общества - неопытных, может быть, но умных и полных энтузиазма. Те, кто давно сожалел об экономическом упадке Франции, не могли поверить, что чудо происходит на их глазах.

Но большие ожидания могут обернуться большим разочарованием, и нынешние сигналы от администрации Макрона уже вызывают беспокойство. Хотя обещанная реформа рынка труда идет полным ходом и может быть принята уже в сентябре, макроэкономическая программа администрации, основы которой сформулировал премьер-министр Эдуард Филипп, является серьезным разочарованием.

Филипп объявил, что планирует сократить государственные расходы всего на три процентных пункта за пять лет. Он отложил несколько разумных проактивных налоговых предложений, некоторые до конца нынешнего срока Макрона (2022 год). Через пару дней Макрон изменил курс и немного ускорил процесс снижения некоторых налогов. Тем не менее он намерен со следующего года повысить социальный налог, представляя его в качестве компенсации сокращения других сборов.

Защищая это решение, Филипп ссылается на официальные данные Счетной палаты, которая сообщила о серьезных перерасходах бюджета в 2017 году - результат неискренних предвыборных обещаний прошлого президента Франсуа Олланда. Поэтому его преемникам необходимо вернуть дефицит до уровня 3% ВВП, как было обещано в прошлом году европейским партнерам Франции. Это, как утверждает Филипп, вопрос доверия.

Стремление угодить партнерам в Брюсселе или Берлине грозит кризисом начавшегося экономического восстановления Франции, причем в тот момент, когда необходимо проводить важные, порой даже непопулярные реформы. В нынешнем виде ВВП на душу населения сейчас лишь немного выше своего докризисного уровня, а безработица начала медленное снижение только в прошлом году.

Макрон должен все это понимать. Так почему он берет на себя этот макроэкономический риск? И, возможно, более важно, это указывает на то, как будет выглядеть остальная часть его президентства?

Наиболее позитивная интерпретация предполагает, что Макрон решил сосредоточиться на глубоких и смелых реформах, и при этом с осторожностью подходить к макроэкономическим вопросам, как и его предшественники, Николя Саркози и Олланд. Оба изначально отказались от аскетизма только для того, чтобы в конечном итоге принять его.

По теме

Но Саркози и Олланд увидели, что их рейтинг общественного одобрения резко упал после того, как они поддержали меры жесткой экономии. Макрон считает, что удача и дальше будет сопутствовать ему, что приведет, скажем, к более стремительному экономическому восстановлению, чем ожидается сейчас. Или он просто полагает, что у него есть более сильная позиция, чтобы выдержать неутешительный рост и более высокий уровень безработицы, чем у его предшественников. Другими словами, Макрон движим верой или высокомерием?

Самая тревожная интерпретация решений Макрона заключается в том, что он уже захвачен собственной администрацией. Лучшие французские государственные служащие, которых он собрал, традиционно характеризуют две вещи: они чрезмерно осторожны и плохо понимают макроэкономическую стратегию.

Учитывая это, представляется вероятным, что многие в администрации Макрона воспринимают европейские соглашения очень серьезно. Даже слишком серьезно, и движимы идеей энергичного сокращения расходов, поскольку их сила связана с размером кошелька, который они контролируют. Если это так, то французское правительство останется неустойчивым, а налоговое бремя - удушающим.

Быстрое восхождение Эммануэля Макрона отражает его способность правильно говорить в правильных обстоятельствах. Но это также означает, что он занял Елисейский дворец, не показав, кто он на самом деле. Можно надеяться, что он окажется человеком, которого мир увидел с хорошо продуманной экономической программой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.03.2018 17:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх