Версия // Культура // Jethro Tull выступят 27 апреля в «Crocus City Hall»

Jethro Tull выступят 27 апреля в «Crocus City Hall»

4468

Силуэт с флейтой

В разделе

Иэн Андерсон - один из самых импозантных музыкантов мировой рок-музыки и обладатель Ордена Британской Империи, возвращается в Россию с уникальными концертами.

Весенний приезд Андерсона в Россию состоится в рамках «Jethro Tull 50th Anniversary Tour», то есть празднования 50-летия легендарной арт-роковой группы. До этого Иэн не раз и не два выступал в Москве, неизменно собирая аншлаги.

Его силуэт с флейтой узнаваем миллионами меломанов по всему миру. Каждая его новая запись вызывает интерес публики. Так происходит практически с самого начала образования группы в далеком 1967 году.

Лидер коллектива И́эн А́ндерсон стал первым рок-музыкантом, регулярно использующим флейту. Группа начинала с исполнения блюз-рока, однако вскоре в их музыке появились влияния фолка, джаза и классической музыки.

Напомним для читателей «Нашей Версии» историю группы. Она была названа по имени Джетро Талла — учёного-агротехника, жившего в Англии на рубеже XVII—XVIII веков и прославившегося изобретением усовершенствованной модели плуга-сеялки. Примечательным фактом является то, что в конструкции этого приспособления использовался принцип работы музыкального инструмента — орга́на.

Jethro Tull были далеки от мейнстрима. Они использовали крайне сложные аранжировки и писали необычные, замысловатые тексты. Тем не менее, в 1970-х годах им сопутствовал значительный коммерческий успех: 5 альбомов группы получили платиновый статус, 11 — золотой, всего же в мире было продано свыше 60 миллионов копий альбомов группы.

Первая группа Иэна Андерсона, основанная в 1963 году в Блэкпуле, называлась The Blades. В 1966 году название сменили на John Evan Band, по имени пианиста и барабанщика коллектива Джона Ивэна. В состав этой формации входил Бэрри Барлоу (Barrie Barlow), который позже станет участником Jethro Tull.

Группа выпустила свой дебютный альбом в стиле блюз «This Was» (1968). Андерсон получил возможность сполна продемонстрировать свой талант флейтиста в джазовой композиции «Serenade to a Cuckoo». Интересно, что Андерсон впервые взял в руки флейту всего лишь за полгода до выхода альбома.

«Stand Up» (1969) стал единственным в истории Jethro Tull, которому удалось взобраться на вершину британского рейтинга популярности. Вся музыка, за исключением джазовой обработки композиции Баха «Bourée», была написана Иэном Андерсоном. Фактически, это был уже совсем не блюзовый альбом, — музыкальный стиль, в котором стала играть группа, скорее можно определить как прогрессив-рок.

В 1971 году Jethro Tull выпустили свой самый известный диск «Aqualung». Работа получилась весьма глубокой по поэтическому содержанию; в текстах Андерсон выразил своё резкое мнение по поводу религиозных и общественных реалий того времени. Несмотря на то, что альбом состоит из весьма разнообразных песен, между ними существует некая связь, что позволяет критикам именовать «Aqualung» концептуальным произведением. Главный персонаж альбома — презренный бродяга, шатающийся по улицам и вожделенно роняющий слюни при виде маленьких девочек. Героиней песни «Cross-Eyed Mary» стала школьница-проститутка. Композиция «My God», написанная ещё до выхода альбома «Benefit», и уже успевшая стать важной частью концертных выступлений группы, тоже вошла в этот альбом. Самой большой популярности удостоилась композиция «Locomotive Breath», которая и поныне регулярно звучит в эфире радиостанций, и редкое выступление Jethro Tull обходится без неё.

По теме

Диск 1972 года «Thick as a Briсk» (1972) уже без всяких оговорок являлся концептуальным. Он, по сути, состоял из одной композиции, длившейся 43 минуты 28 секунд. Для того времени это явилось настоящим откровением! «Thick as a Brick» был первым настоящим вкладом Jethro Tull в прогрессивное направление рока, а также первым их диском, достигшим верхней строчки в американском хит-параде. Квинтет Андерсон-Барр-Ивэн-Хэммонд-Барлоу просуществовал до 1975 года.

В 1972 году группой был издан сборник композиций прошлых лет, по разным причинам не вошедших в альбомы. Он получил символическое название «Living in the Past» («Живя в прошлом»). Титульная композиция диска стала одним из самых успешных синглов группы.

Новый материал стал основой очередного концептуального творения Jethro Tull — альбома «A Passion Play» (1973). Основной темой на этот раз Андерсон избрал размышления на тему жизни после смерти. В музыкальном плане были продолжены неоднозначные эксперименты со звуком, в частности на диске заметное внимание было отдано саксофону.

Насколько явно портились отношения лидера Jethro Tull с критикой, настолько же очевидно усиливались внимание и любовь к группе со стороны слушателей. Подтверждением данной тенденции стала пластинка 1974 года «War Child». Большинство её композиций изначально предназначались для одноимённого фильма, который так и не вышел на экраны. Диск достиг в итоге второй строчки в списке популярности журнала «Billboard», а композиции «Bungle In The Jungle» и «Skating Away on the Thin Ice of the New Day» стали радиохитами.

В 1975 году группа представила на суд публики своё очередное творение «Minstrel in the Gallery», которое в целом напоминало «Aqualung», сочетая в себе нежные акустические вещи с более резкими композициями, основой которых стали электрогитарные пассажи Барра. Песни альбома были наполнены грустными размышлениями, граничащими порой с откровенным цинизмом, что объясняется определённым личностным кризисом Андерсона, вызванным разводом с его первой женой.

Диск 1976 года «Too Old to Rock ’n’ Roll: Too Young to Die!» («Слишком стар для рок-н-ролла, слишком молод, чтобы умереть») также содержал в себе определённый концептуальный замысел и повествовал о судьбе стареющей рок-звезды.

Черту под бурным десятилетем подвели три альбома, связанные фолковой тематикой: «Songs from the Wood», «Heavy Horsеs» и «Stormwatch» (первый из упомянутых дисков удостоился в целом позитивной оценки музыкальной критики впервые со времён Benefit). В этом жанровом повороте не было ничего удивительного, так как во-первых группа уже давно считалась своей в кругу фолк-рокеров (в частности имелись близкие дружеские отношения с известной командой данного направления Steeleye Span), а во-вторых к этому времени лидер Jethro Tull Иэн Андерсон поселился на загородной ферме и спокойная сельская жизнь очевидным образом отразилась на его последующем творчестве.

В 1978 году был издан двойной концертный альбом «Bursting Out», содержавший в себе яркие и динамичные выступления группы. Состав участников именно этого периода признаётся большинством поклонников ансамбля «золотым». Особый оттенок выступлениям Jethro Tull придавала непосредственная манера общения Андерсона с публикой и коллегами.

На протяжении первой половины 1970-х Jethro Tull не только существенно изменили своё стилистическое направление в музыке, но и достигли заметного прогресса в содержании своих сценических представлений. Живые выступления группы были весьма театральными и содержали в себе продолжительные импровизации с включениями различных соло-партий. Поначалу единственным ярким персонажем на сцене являлся фронтмен Андерсон с его взлохмаченными волосами и рваной одеждой, однако, в дальнейшем активными участниками шоу стали и другие члены группы.

Все музыканты Jethro Tull представляли на сцене определённые образы. Басист Гленн Корник всегда появлялся облачённым в жилетку и с повязкой на голове, в то время как его преемник Джеффри Хэммонд предпочитал одеваться в чёрно-белый полосатый костюм (таким же образом были оформлены и все его музыкальные инструменты). В дополнение к «зебровидному» Хэммонду в определённый момент на сцене появлялись двое актёров, изображавших зебру, которая «испражнялась» шариками для пинг-понга прямо в воодушевлённых зрителей и так далее…

По теме

Ярким примером экстравагантных представлений стали концерты Jethro Tull в поддержку альбома «Thick as a Brick». Во время выступления музыкантов по сцене бегали актёры, переодетые в кроликов, а во время антракта в установленной прямо на сцене пляжной кабинке переодевались участники группы Барр и Барлоу.

Выпущенный в 1980 году альбом «A» изначально планировался как сольник Андерсона. В записи диска приняли участие помимо Барра и Пегга ударник Марк Крэйни (Mark Craney) и специально приглашённый клавишник Эдди Джобсон (Eddie Jobson), работавший ранее с Roxy Music, UK и Фрэнком Заппой. Существенный акцент на синтезаторах привнёс в звучание Jethro Tull новые оттенки. Изменения в традиционном саунде Jethro Tull стали ещё более заметны на концертах группы, вовсю использовавшей последние достижения электроники.

После того, как команду покинул Крэйни, начались поиски подходящего ударника. В этот период с Jethro Tull поочерёдно выступали несколько известных музыкантов, в том числе и Фил Коллинз (Phil Collins). 1981 стал первым годом, не увидевшим выпуска очередного студийного альбома группы. В 1982 году был издан «Broadsword and the Beast», на котором звук вновь приобретает фолковую окраску, хотя синтезаторы тоже не были забыты. Последовавший концертный тур стал весьма успешным. Музыканты, облачённые в средневековые костюмы, выступали на сцене, оформленной в виде судна викингов.

В 1983 году Андерсон выпустил свой первый сольный альбом. Он получил название «Walk Into Light», изобиловал электроникой и повествовал об отчуждении в современном технологическом обществе. Большого резонанса работа не вызвала ни у старых фанов, ни у нового поколения слушателей. Тем не менее, несколько композиций с диска впоследствии вошли в концертную программу Jethro Tull («Fly by Night», «Made in England», «Different Germany»). Апофеозом увлечения электроникой стал диск «Under Wraps», на котором вместо живого барабанщика присутствует драм-машина.

В 1987 году состоялось возвращение Jethro Tull. Это было сделано с блеском. Их новый альбом «Crest Of A Knave» стал возвратом к более привычному «талловскому» звучанию 1970-х и получил восторженный отклик в прессе. Музыканты группы были отмечены высшей музыкальной наградой «Грэмми» в номинации «Лучшее хард-рок/метал-исполнение», обойдя сильных конкурентов в лице команды Metallica.

Результаты голосования вызвали неоднозначную оценку, так как многие обозреватели не считали Jethro Tull ни хард-роковой, ни тем более металлической командой. Стиль «Crest Of A Knave» был довольно близок к Dire Straits, что в частности объяснялось изменением голосового диапазона Андерсона. Самыми популярными песнями альбома стали «Farm on the Freeway» и «Steel Monkey», часто звучавшие в радиоэфире. Также стоит отметить концертную композицию «Budapest», содержавшую в себе эпизод с местной застенчивой девушкой и звучащую более 10 минут. Самую большую популярность в Европе получила песня «Mountain Men», посвящённая военной тематике.

В 1988 году был выпущен сборник «20 Years of Jethro Tull», содержавший в себе главным образом не издававшиеся ранее записи, а также концертные номера и переработанные композиции. Издание стало раритетом в кругу поклонников группы.

Последовавшая студийная работа «Rock Island» (1989) уступала предшествующему альбому Crest Of A Knave. Одна из композиций диска «Kissing Willie» отличалась вульгарной лирикой и нарочито тяжёлым гитарным саундом, что по-видимому должно было служить сатирическим ответом группы на критику по поводу получения премии «Грэмми».

Альбом 1991 года «Catfish Rising» отличался от предшествующего большей целостностью материала. Несмотря на заявление Андерсона о возвращении к блюзовым корням, здесь присутствовало существенное использование мандолины и акустической гитары, а участие электронных инструментов напротив было сведено к минимуму. В число лучших композиций диска вошли: «Rocks On The Road», содержащая в себе замечательную партию акустической гитары и блюзовая баллада «Still Loving You Tonight».

По теме

В 1992 году Jethro Tull провели гастрольный тур «A Little Light Music», на концертах которого исполняли в основном акустическую музыку. Было сыграно множество изрядно подзабытых и совершенно новых песен. Записи этих выступлений были изданы на одноимённом концертном альбоме того же года. Поклонники с удовольствием покупали новый диск группы, так как он содержал множество новых версий любимых произведений, в том числе весьма интересное прочтение фолковой песни «John Barleycorn». Нужно также отметить тот отрадный факт, что качество вокала Иэна Андерсона заметно улучшилось по сравнению с записями 1980-х.

В 1993 году группа широко отметила четверть века своего существования. Роскошным подарком для поклонников команды стали сборники под названием The 25th Anniversary Boxed Set (на 4 CD) и «Nightcap: The Unreleased Masters 1973—1991» (на 2 CD), на которых были представлены редкие и ранее не издававшиеся студийные и концертные записи.

После 1993 года Андерсон несколько поменял манеру игры на флейте, а в его песнях стало заметным присутствие этнических мотивов. Вышедшие во второй половине 1990-х годов альбомы группы «Roots to Branches» (1995) и «J-Tull Dot Com» (1999) звучали не столь жёстко, как предшествующие. Их основой стали впечатления от многочисленных гастрольных поездок по всему миру. В таких песнях, как «Out of the Noise» и «Hot Mango Flush» Андерсон ярко передаёт свои впечатления о жизни в странах третьего мира.

В 1995 году Андерсон выпустил свой второй сольник «Divinities: Twelve Dances with God». Альбом содержал в себе двенадцать инструментальных композиций, в которых Иэн в очередной раз продемонстрировал своё виртуозное владение флейтой. В работе над альбомом принял участие новый клавишник Jethro Tull Эндрю Гиддингс (Andrew Giddings), а также специально приглашённые оркестровые музыканты. В дальнейшем Андерсон записал ещё два сольных альбома: «The Secret Language of Birds» (2000) и «Rupi's Dance» (2003).

В 2003 году свет увидел рождественский сборник «Christmas Album». Здесь присутствовали как английские народные песни в исполнении группы, так и оригинальные композиции Jethro Tull.

В марте 2007 года был издан сборник лучших акустических произведений группы. В него вошли 24 композиции из альбомов различных лет, а также новое концертное исполнение «One Brown Mouse» и популярная английская песня «Pastime with Good Company», автором которой является король Генрих VIII. В сентябре того же года вышел очередной концертный DVD «Live at Montreux 2003». Он содержал в себе, помимо прочего, живое исполнение таких известных вещей, как «Fat Man», «With You There to Help Me» и «Hunting Girl».

Музыканты Jethro Tull активно гастролировали. В 2008 году состоялся тур, посвящённый 40-летию группы. В 2011 — тур в ознаменование 40-летия альбома «Aqualung». На концерте Jethro Tull в Перми 12 апреля 2011 года, в связи с 50-летием космического полёта Юрия Гагарина использовалась видеотрансляция с Международной космической станции, в которой американская астронавтка Кэтрин Коулман, находившаяся на станции в состоянии невесомости, поприветствовала зрителей на русском языке, поздравив публику и музыкантов Jethro Tull с Днём космонавтики. После чего, Коулман исполнила партию флейты в композиции «Bourée» под аккомпанемент музыкантов группы на сцене.

В конце 2011 года Мартин Барр заявил, что по крайней мере на два года покидает группу. Согласно статистике, опубликованной в конце 2006 года на сайте http://www.ministry-of-information.com, начиная с 1968 года Jethro Tull дали в общей сложности 2789 концертов, что в среднем равняется 73 выступлениям в год на протяжении 38 лет.

В сентябре 2013 года Jethro Tull дали концерты в Минске, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 2014 году Йен Андерсон заявил о распаде коллектива.

В сентябре 2017 года группа объявила о воссоединении в честь 50-летней годовщины This Was и о гастрольных планах, а также о выпуске нового альбома в 2018 году. В новый состав группы вошли Андерсон, Хаммонд, Опале, О’Хара и Гудье. Все эти музыканты ранее были в составе сольной группы Андерсона.

С тех пор каждый концерт Jethro Tull - масштабное событие! В Москве 2018 года мы предполагаем увидеть следующий состав Jethro Tull:

• Иэн Андерсон — вокал, акустическая гитара, флейта, губная гармоника, мандолина

• Джон О’Хара — клавишные

• Дэвид Гудье — бас-гитара

• Флориан Опале — соло-гитара

• Скотт Хаммонд — барабаны

Spika Concert Agency обращает внимание зрителей на то, что концерты Иэна Андерсона в 2018 году в России пройдут также в следующих городах: 27.04 - Москва – «Crocus City Hall»; 28.04 - Екатеринбург – «Космос»; 29.04 – Санкт-Петербург – «ДК Ленсовета». Российским зрителям выпал в 2018 году шанс стать свидетелями неповторимого музыкального действа, где прозвучат нетленные хиты коллектива и новые работы мастера.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.04.2020 12:19
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх