Версия // Бизнес // Испания движется в неправильном направлении

Испания движется в неправильном направлении

511

Ремонт экономики

В разделе

В конце ужасного 2020 года Педро Санчесу есть что отпраздновать. Премьер-министру Испании удалось принять первый годовой бюджет страны с 2016 года, хотя он возглавляет правительство меньшинства. Целый ряд региональных партий внезапно отдали предпочтение его левой коалиции и их плану получить почти 140 миллиардов евро (170 миллиардов долларов) в виде грантов и займов от Европейского Союза, чтобы преодолеть кризис Covid-19.

Этот политический успех означает, что Санчесу не нужно бояться новых выборов. Но неясно, может ли такая политическая стабильность помочь долгосрочному экономическому восстановлению Испании. Правительство было занято отменой многих структурных изменений, которые способствовали его экономическому успеху перед пандемией. И, к сожалению, ЕС вряд ли получит какие-либо обязательства в обмен на деньги на восстановление.

Нижняя палата Испании приняла классический левый бюджет, который повышает налоги для корпораций и богатых, одновременно увеличивая социальные расходы. Меры также включают налоги на цифровые услуги и финансовые транзакции. Несколько региональных сил, в том числе сепаратистские Партии басков и Каталонии, поддержали бюджет, в котором только в 2021 году из фонда «Следующее поколение ЕС» выделено 27 миллиардов евро на инвестиционные расходы.

Испания вынуждена вступить в цикл слабых правительств и досрочных выборов отчасти потому, что Санчесу не удалось принять бюджет с тех пор, как он стал премьер-министром в июне 2018 года. Похоже, тенденция сохранится после того, как социалисты сколотили слабый союз с Подемосом после всеобщих выборов в ноябре 2019 года. Но фонд ЕС для восстановления после пандемии в 750 миллиардов евро изменил правила игры. Испанское правительство теперь может рассчитывать на неожиданную поддержку благодаря деньгам ЕС, которые оно сможет распределять по своему усмотрению.

Несомненно, Испания заслуживает поддержки со стороны своих европейских партнеров. Ожидается, что в этом году ее экономика сократится на 12,4%, что является максимальным показателем в ЕС (по данным Европейской комиссии), а дефицит бюджета, как ожидается, вырастет до 12,2% от валового внутреннего продукта. Доходность 10-летних суверенных облигаций Испании колеблется около нуля благодаря широкомасштабным программам покупки активов Европейского центрального банка. Но предоставление грантов ЕС на сумму более 70 миллиардов евро ограничит рост государственного долга, который должен вырасти до 123,9% национального дохода к 2022 году.

Долгосрочный вопрос для ЕС заключается в том, смогут ли такие страны как Испания встать на ноги и справляться самостоятельно после получения помощи.

Теоретически Испания является образцом того, как этого можно достичь. В 2012 и 2013 годах Мадрид получил 41,3 миллиарда евро в виде займов от Европейского механизма стабильности, фонда спасения еврозоны, для поддержки своей разрушающейся банковской системы. В свою очередь тогдашний премьер-министр Мариано Рахой принял амбициозную программу структурных реформ, которая включала придание большей гибкости рынку труда, что помогло превратить Испанию в одну из самых быстрорастущих экономик в Западной Европе. Как и в Ирландии и Португалии, сработал обмен европейской финансовой помощи на меры, направленные на повышение конкурентоспособности.

Европейская комиссия пообещала, что будет выплачивать деньги из фонда восстановления только в том случае, если страны направят их на полезные инвестиции. Но очень трудно увидеть, как такие страны, как Испания или Италия, немедленно приступят к усилиям по капитальному ремонту своей экономики, чтобы повысить темпы роста в долгосрочной перспективе.

В Испании, например, правительство пообещало отменить реформы рынка труда Рахоя, а теперь обещает пойти еще дальше. Заместитель премьер-министра Пабло Иглесиас, также лидер Подемоса, высказал идею введения четырехдневной 32-часовой рабочей недели для увеличения занятости. Исследование по 35-часовой рабочей недели во Франции показало, что нет никаких доказательств, что сокращение числа рабочих дней может привести к увеличению числа рабочих мест. Правительство Испании имеет право выбирать тот вариант, который оно сочтет оптимальным. Если страна хочет быть экономикой с высокими налогами и высокими расходами, пусть будет так. Но ЕС должен очень осторожно подходить к тому, что страны делают в отношении своей долгосрочной конкурентоспособности. Фонд восстановления задуман как временный, но есть веские аргументы в пользу наличия постоянного финансового инструмента для помощи странам, находящимся в трудном положении, по крайней мере в зоне евро. Такой бюджет может работать с политической точки зрения только в том случае, если не всегда одни и те же страны стремятся использовать его. Будущее ЕС зависит от долгосрочного успеха таких стран, как Испания.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.01.2021 12:54
Комментарии 0
Наверх