Пересмотр государственной позиции в отношении высшей меры наказания уже не просто назрел, а, пожалуй, перезрел – судя по динамике особо тяжких преступлений. Политики в своей массе избегают чётко высказываться на эту «скользкую», по их мнению, тему – но не глава «Справедливой России» Сергей Миронов.
Три десятилетия в нашей стране не казнят преступников за совершённые ими тяжкие злодеяния – серийных убийц, насильников-педофилов и наркоторговцев. Гуманность гуманностью, вот только статистика тяжких преступлений от этого лишь растёт. Налицо чёткий общественный запрос – пересмотреть правоприменительную практику в этом отношении. Вот и Сергей Миронов такого же мнения: «Убеждён, нужно предусматривать высшую меру наказания для террористов, их пособников, убийц детей, нужно возвращать смертную казнь». Миронов обратился к президенту России – предложил «сделать шаг», «пересмотреть позицию Конституционного суда в отношении смертной казни».
В Конституции нет моратория на смертную казнь, напоминает глава «Справедливой России». А то всякие «знатоки» у нас продолжают талдычить о каком-то якобы имеющемся законодательном запрете. «Ключевым в этом вопросе, – разъясняет Миронов, – стало определение Конституционного суда от 19 ноября 2009 года, где говорится об отмене смертной казни как об одном из условий приглашения России в Совет Европы. Но в 2022 году Россия вышла из Совета Европы – нет причин соблюдать несуществующие обязательства! И нет причин щадить нелюдей, которые зверски насилуют и убивают детей, организовывают и осуществляют теракты, уносящие жизни сотен невинных». Согласитесь, предложение убедительное. Настолько, что аргументы оппонентов на его фоне выглядели бледновато. «Реакция либералов на моё обращение к президенту показывает отсутствие внятных аргументов у противников смертной казни, – отмечает Миронов. – А когда нечего сказать, прибегают к прямым подтасовкам. Люди, мнящие себя специалистами по конституционному праву, на голубом глазу заявляют, что возвращение смертной казни невозможно без принятия новой Конституции. Особенно циничной выглядит апелляция к соблюдению конституционного права на жизнь. Получается, адвокаты террористов, маньяков и убийц детей отказывают в праве на жизнь их потенциальным жертвам?! Государство не способно надёжно защитить своих граждан, пока у этих извергов есть возможность выйти на свободу и снова творить свои чёрные дела». А защиту от судебной ошибки мог бы обеспечить механизм правоприменительной практики в виде отсрочки исполнения приговора на год с последующим его пересмотром другим составом суда.
Редакция «Нашей Версии» сочла целесообразным дать высказаться на страницах газеты как сторонникам, так и противникам возвращения смертной казни – что-то вроде заочной общественной дискуссии.
От автора
Возможно, предложение Сергея Миронова в значительной степени обусловлено событиями, с которыми сталкиваются наши сограждане (как военнослужащие, так и гражданские лица, являющиеся жертвами и потерпевшими) в связи с СВО. Четвёртый год все мы являемся свидетелями регулярных сообщений о террористических актах, массовых убийствах мирных жителей, надругательствах и издевательствах над ними. В то же время, по сообщениям судебных органов, по рассмотренным уголовным делам применяется мера наказания в виде пожизненного заключения, тогда как отдельные лица заслуживали более сурового наказания – смертной казни. В 20-й статье Конституции между тем отмечается: «Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Уголовный кодекс, принятый федеральным законом, в статье 105 «Убийство» предусмотрел при отягчающих обстоятельствах возможность применения судами наказания в виде смертной казни. Отметим, что убийства невинных людей на территории России украинскими боевиками-националистами полностью охватываются квалификацией действий виновных лиц по указанной статье 105 УК РФ. С учётом изложенного инициатива Миронова в публичном пространстве выглядит обоснованной и мотивированной.
Позиция российских властей по вопросу о возвращении смертной казни в стране на сегодняшний день продолжает оставаться прежней и изменению не подлежит.
Анатолий Лысков, заслуженный юрист Российской Федерации, в недавнем прошлом – председатель комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации
– Дискуссия о необходимости переосмыслить отказ от смертной казни назрела в связи с изменением геополитического контекста, выходом России из международных институтов, а также усилением угроз национальной безопасности, включая террористические акты и враждебные действия в отношении граждан и территорий нашей страны. Ряд правовых и конституционных изменений, закрепляющих приоритет национального законодательства, создаёт предпосылки для этой дискуссии.
В определении КС содержится пассаж – «опираясь на обязательства и договорённости». Речь о намерении «подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее чем через три года после вступления в Совет Европы протокол № 6, касающийся отмены смертной казни». Причём ПАСЕ рекомендовала комитету министров Совета Европы пригласить Россию стать членом Совета Европы. При этом отказ от смертной казни фигурировал как неотъемлемое условие направления ей приглашения. Протокол № 6 Федеральным Собранием на сегодняшний день так и не ратифицирован. 15 марта 2022 года российская сторона уведомила о выходе из Совета Европы. Кабинет министров Совета Европы принял резолюцию о «немедленном» прекращении членства России в совете с 16 марта 2022 года. Другими словами, мы теперь никому ничего не должны.
Положения Конституции Российской Федерации, в свою очередь, не содержат моратория на применение смертной казни. А протокол № 6 как таковой, повторюсь, не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта, непосредственно отменяющего смертную казнь. При этом в федеральном законодательстве сохраняются положения, предусматривающие данный вид наказания и соответственно процедуры его назначения и исполнения. Таким образом, принятые ранее «обязательства и заверения об их выполнении», в том числе касающиеся моратория, потеряли актуальность и не только «не имеют существенного политико-правового значения», но и, по моему мнению, угрожают безопасности и целостности России. Следует заметить, что определение КС от 19.11.2009 № 1344-О-Р, подготовленное по запросу Верховного суда РФ, является неотъемлемой частью разъясняемого решения и подлежит применению в нормативном единстве с ним. Вместе с тем, учитывая изменившуюся геополитическую ситуацию, враждебные действия «коллективного Запада», направленные против России, заключающиеся как в принятии незаконных экономических, политических и иных мер против нашей страны, а также в осуществлении террористических актов и убийстве мирных граждан, возникает необходимость переосмысления правовых позиций КС. А равно их уточнение с учётом запросов общества и стоящих перед обществом и государством вызовов и угроз. Таким образом, угрозы национальной безопасности, прекращение действия некоторых международных договоров, изменение геополитического контекста, а также изменения в Основном законе, усилившие приоритет национального права над международным, создают основания для корректировки подходов к толкованию норм статьи 20 Конституции. И могут рассматриваться как новая правовая динамика, требующая переоценки конституционных принципов.
Смертную казнь давно надо вернуть!Но с нашим правительством и Думой это не возможно