Версия // Общество // Грузовая азовская шхуна прошла три войны

Грузовая азовская шхуна прошла три войны

2317

«София» - «Советская Россия» - 75 лет в строю

Грузовая азовская шхуна прошла три войны (фото: pxhere.com, Creative Commons CC0)
В разделе

Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Одни погибают в бою, другие становятся кораблями-музеями и памятниками, а третьи долгие годы служили своей стране. В мирное время они незаметные труженики, а в годы войны их перекрашивают в шаровый цвет, вооружают, и они становятся боевыми кораблями флота. В этой статье мы расскажем об одном из таких судов, которое прослужило Российской Империи и Советскому Союзу 75 лет.

Азовские шхуны

С середины XIX века Российская империя становится одним из крупнейших экспортеров зерна в мире. Вывозят зерно, в основном, из портов Чёрного и Азовского морей. В Чёрном море основным экспортным портом по погрузке зерна стала Одесса, а в Азовском – Ростов-на-Дону, Ейск и Таганрог. Если в Одессе это было простым делом – пароход заходил в порт, швартовался к причалу, и начиналась погрузка, то в Азовском море всё было значительно сложнее. Это мелководное море.

До создания Керчь – Еникальского канала и Доно-Азовского морского каналов, которые соединили Керчь с Ростовом-на-Дону, Ейском, Таганрогом, Мариуполем и Бердянском, морские пароходы доходили только до внешнего рейда Керчи. Керчь-Еникальский канал был создан в конце XIX века (потом он постоянно углублялся), Доно-Азовский – только после Гражданской войны. До создания этих каналов экспортную пшеницу надо было на чём-то доставлять до рейда Керчи для погрузки её на морские пароходы.

В регионе Азовского моря родился необычный тип судов, которые стали называть «азовские шхуны». Это были грузовые суда грузоподъемностью до 1 000 тонн, с плоским днищем, широкие, с машинным отделением, расположенным в корме. Они могли работать в устьях Дона и Днепра, в Азовском море и прибрежной части Чёрного моря. По сути, это были предшественники современных судов класса «река-море». Такие небольшие сухогрузы оказались очень удачным типом торговых судов. Последними «азовскими шхунами» стала большая серия – 17 теплоходов - типа «Пионер», построенными в Одессе и Севастополе в 1928 – 1935 годах. Немного отвлекаясь, скажем, что «азовские шхуны» послужили основой для первых десантных кораблей Российского Императорского флота.

{I_2_C}

После начала Первой мировой войны, по планам Российского Генштаба, должен был быть высажен десант у Босфора для взятия Константинополя. Высаживать пехоту, как это делали до этого, на шлюпках военных кораблей, в данном случае было нельзя, так как слишком много войск планировалось к высадке. Поэтому было дано задание на проектирование и постройку большой серии десантных барж и десантных кораблей. Строительство велось на судостроительных заводах в Николаеве. Первыми были построены самоходные десантные баржи типа «Болиндер». Чтобы уменьшить сроки проектирования десантных кораблей, взяли за основу одну из «азовских шхун» - «Эльпидофор». Конструкторы добавили орудия, прожектора, радиостанцию и оборудовали в трюме помещение для десанта. Благодаря небольшой осадке получились неплохие десантные корабли. Все они получили название «Эльпидофор» и порядковый номер. До революции были построены «Эльпидофоры – 410, 411 и 412». Кроме высадки десанта они могли быть минными заградителями и тральщиками. После окончания Гражданской войны, Советскому Союзу десантные корабли были особенно не нужны, поэтому четыре «Эльпидофора» были перевооружены в канонерские лодки, а остальные корпуса переделаны в сухогрузы и танкеры.

«Азовская шхуна» «София»

В 1880 году в Великобритании, в Ньюкасле, были построены два однотипных парохода для работы в Азовском море – «София» и «Ольга». Надо сказать, что в то время практически все торговые суда для Чёрного и Азовского моря строились за границей, в основном, в Великобритании. Это объяснялось тем, что судостроительные заводы Юга России - в Николаеве и Севастополе – были заняты только так называемыми казенными заказами, то есть строительством военных кораблей. Длина этих стальных пароходов составляла 56 метров, ширина – 9 метров, осадка без груза – всего 0,92 метра, в полном грузу – 1,88 метров. В 4 трюма можно было загрузить 455 тонн пшеницы. Освещение на борту было с помощью специальных пиронафтановых ламп. Это были типовые небольшие пароходы своего времени, построенные по концепции «азовских шхун».

По теме

В те годы рынок перевозок экспортной пшеницы из русских портов до иностранных пароходов был большим и динамичным. Известно, что в 1891 году оба парохода работали во флоте, принадлежавшем купцу 1-й гильдии Александру Стороженко. О нем писали, что «Стороженко – единственный коренной крупный русский купец во всем Таганроге». Остальные купцы по национальности были турки, греки, французы. В 1907 году суда встали на капитальный ремонт, в ходе которого на них смонтировали судовые системы электрического освещения. После ремонта две «азовские шхуны» были проданы купцу М.В. Варварову из Ейска. Он их переименовал в «Омск» и «Томск». После Варварова, пароходы перешли во флот торгового дома «Луи Дрейфус и К». К тому времени это был крупнейший в Европе торговый дом по экспорту зерна. В Российской Империи было зарегистрировано 4 компании этого торгового дома. В основном их суда были приписаны к порту Ростов-на-Дону. Дрейфусы вернули пароходам первоначальные названия.

Военная и мирная жизни

Есть один интересный факт. В начале XXI века количество гражданских судов, которые в случае мобилизации должны пополнить состав ВМФ, значительно меньше, чем было в начале ХХ века. Это объясняется тем, что современные узкоспециализированные, оснащенные сложным профильным оборудованием суда плохо подходят под переоборудование в сторожевые корабли, тральщики, или противолодочные корабли. Действительно, сложно представить современный большой траулер-процессор в роли боевого тральщика. Суда начала ХХ века были простыми, позволяющими легко устанавливать на них оружие того времени. После начала Первой мировой войны трафик перевозки зерна через Чёрное море быстро сошел на нет – Турция, встав на сторону Германии и Австро-Венгрии закрыла проливы. Поэтому почти все «азовские шхуны» были мобилизованы в состав Черноморского флота. И почти все они стали тральщиками. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, «азовские шхуны» имели небольшую осадку, что в те годы было важным для траления мин. А во-вторых, они имели просторную палубу, на которой можно было разместить артиллерийские орудия и противоминное вооружение. 9 сентября 1916 года «София» была мобилизована, а 13 ноября в состав Черноморского флота вошел тральщик ТЩ-295.

Азовская шхуна «Эльпидофор» - прототип десантных кораблей и канонерских лодок (фото: wikipedia/Гражданская война в России: Черноморский флот)
Азовская шхуна «Эльпидофор» - прототип десантных кораблей и канонерских лодок (фото: wikipedia/Гражданская война в России: Черноморский флот)

Тральщик входил в состав трального отряда Севастопольского порта. Он активно участвовал в боевых действиях флота у берегов Румынии – выходил на боевое траление, обстреливал береговые цели, перевозил войска. 1 мая 1918 года тральщик захватили немцы. После капитуляции Германии, ТЩ-295 попал под контроль стран Антанты. В январе 1920 года ТЩ-295 захватила Красная Армия, тральщик демобилизовали. Его передали Главводу как сухогрузный пароход «София», но ненадолго. Уже 20 июня 1920 года судно мобилизовали вновь, на этот раз как канонерскую лодку Азовской флотилии. «Софию» в очередной раз переименовали в «Советскую Россию» и вооружили двумя 120-мм орудиями. Но в качестве канонерской лодки «Советская Россия» служила недолго. В конце 1920 годе её разоружают, а через два года, в 1922 году, возвращают в торговый флот. «Азовская шхуна» приступила к своей привычной работе. Вообще, по числу мобилизаций она вполне может стать рекордсменом. Третий раз её мобилизовали 29 октября 1939 года. Через год, 10 ноября 1940 года «Советскую Россию» снова вернули в торговый флот. Последний, четвертый раз, сухогруз подвергся мобилизации 29 июня 1941 года. Вероятно, из-за неразберихи в первый год войны в 1941 году корабль воевал под своим гражданским названием «Советская Россия». Потом ему присвоили тактический номер Т-486. Тральщик получил стандартное вооружение мобилизованного гражданского судна – две 45-мм пушки 21К, два 7,62 мм пулемета М-1, трал Шульца и змейковый трал. Дополнительно он мог принять на борт 50 морских мин заграждения. Т-486 входил в состав 4-го дивизиона тральщиков ОВР Севастопольской базы.

Тральщик активно участвовал в боевых действиях Черноморского флота. Он перевозил военные грузы в Азовском море, доставлял войска в Одессу, а потом эвакуировал гарнизон города. После этого Т-486 принимал участие в морских операциях в Азовском море. Во время высадки десанта из-за ошибки командира тральщика десант был высажен в другом месте. Но как оказалось, эта ошибка спутала карты и немцам, которые оказывали яростное сопротивление десанту, высадившемуся в месте, предписанному планом операции, и совсем пропустила высадку с тральщика «Советская Россия». 9 августа 1942 года тральщик получил повреждение и ушел на ремонт в Сухуми. После окончания ремонта, 15 октября 1943 года Т-486 торпедировала немецкая подводная лодка U-23 в районе мыса Кодор. Корабль остался на плаву и своим ходом пришел в Сухуми на ремонт. В июне 1944 года тральщик вооружили электромагнитным тралом и переклассифицировали в электромагнитный тральщик ЭМТЩ-486.

{I_3_L}

Но все-таки это был грузовой пароход, и когда на Черноморском театре стало немного полегче, в декабре 1944 года ЭМТЩ-486 демобилизовали и возвратили в состав Азовского Государственного морского пароходства как грузовой пароход «Советская Россия». «Азовская шхуна» снова стала перевозить мирные грузы. Этим она занималась до 5 марта 1955 года, когда совсем старый пароход был списан, и передан на разборку структурам «Главвторчермета».

Заключение

Небольшой торговый пароход, каких по морям ходили сотни, прослужил 75 лет и участвовал в трех войнах. Скромный труженик повторил судьбу страны, флаг которой он нес на кормовом флагштоке.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.12.2023 16:00
Комментарии 0
Наверх