// // Главный редактор GEO Владимир Есипов рассказал «Новости СМИ» о возрождении журнала

Главный редактор GEO Владимир Есипов рассказал «Новости СМИ» о возрождении журнала

749

Нам важно было вернуть журнал на рынок

Журнал «Новости СМИ» №11, май 2016 год
Журнал «Новости СМИ» №11, май 2016 год
В разделе

В конце прошлого года, под самые новогодние праздники, читатели получили прескверный подарок – журнал GEO перестал выпускаться. Все недоумевали, почему такое издание ушло с российского рынка. Кто-то даже начал говорить, что это первый серьезный предсмертный всхлип печатных СМИ. Но буквально в марте, несмотря ни на что, журнал обрадовал своих читателей – GEO снова с нами.

Редакции НСМИ удалось поговорить с главным редактором GEO Владимиром ЕСИПОВЫМ. Он рассказал, как происходило «возрождение» журнала, какие стратегические цели и задачи намечены на будущее, как развивается ниша изданий про путешествия, а также дал советы, как должны развиваться и выживать современные СМИ.

Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах о журнале GEO

Журнал GEO – старейший и авторитетнейший научно-популярный познавательный журнал в России. Основанный в 1998 году, он был первым качественным глянцевым журналом на нашем рынке, который предложил отечественным читателям репортажи мирового уровня о самых разных аспектах: путешествиях, научных открытиях, природе и экологии, истории и медицине, энергетике, архитектуре и многом, многом другом.

Из-за чего в конце прошлого года он закрылся? Как вы смогли его возродить?

Летом 2015 года издательство «Аксель Шпрингер Раша», заключившее в 2010 году лицензионный договор на издание GEO в России с гамбургским издательством Gruner + Jahr (владельцем бренда), расторгло договор. Его действие закончилось в конце 2015 года.

На момент окончания срока действия старого договора он не был продлен, в связи с чем журнал остался без издателя и его выпуск был остановлен.

В начале 2016 года Александр Федотов, президент медиагруппы ACMG, смог достичь договоренности с издательством Gruner + Jahr о выпуске журнала в России. О подписании нового лицензионного договора было объявлено в конце марта. Тогда же вышел в продажу и первый номер журнала.

Тяжело ли было перезапускать журнал в кризисное время? Какие меры были предприняты для привлечения аудитории?

Нет, не тяжело. К счастью, редакция не успела разбежаться и трудоустроиться на новых местах, а все остальные редакционные процессы внутри новой медиагруппы были настолько отлажены, что запуск журнала «с нуля» не занял много времени. Нам важно было прежде всего вернуть журнал на рынок, то есть в киоски, а все наши маркетинговые мероприятия мы пока отложили на лето. Но само по себе возвращение GEO на российский рынок стало огромной новостью. И, собственно, для привлечения аудитории было достаточно пресс-релиза о возобновлении выхода журнала и видеозаписи из типографии с кадрами того, как печатается свежий номер GEO. Ликованию наших верных поклонников не было предела.

Как читатели отреагировали на закрытие издания? Обрадовались ли возвращению? Кто ваш читатель?

Читатели (как, впрочем, и редакция) были абсолютно шокированы. Никто и в кошмарном сне не мог себе представить, что такой журнал, как GEO, может уйти из такой страны, как Россия.

И, разумеется, все были безумно рады нашему возвращению – нас буквально захлестнула волна восторженных отзывов со всех концов страны. Люди очень, очень рады тому, что их любимый журнал вернулся.

Наш читатель – образованный горожанин. Абсолютное большинство наших читателей живут в городах-миллионниках России, образованны «выше среднего» и имеют стабильный, высокий доход. Другими словами, GEO – классическое СМИ для городского «среднего класса».

По теме

Изменилась ли бизнес-модель издания? Как развивались до перезапуска, как – сейчас?

Нет, модель не менялась по сути. Мы по-прежнему предлагаем российским читателя все лучшее, что можем найти и сделать, – самые разные репортажи высочайшего уровня со всех концов света.

Отличается ли контент перезапущенного издания от старого? Появилось ли что-то новое?

В данный момент мы работаем над концептуальным и визуальным «освежением» журнала, предварительно намеченным на вторую половину этого года. У нас появятся новые форматы и новые рубрики, но ничего более подробного рассказать пока не могу.

Сколько человек задействовано в выпуске вашего издания?

Несколько десятков людей самых разных профессий – от дизайнеров и редакторов до фотографов и корректоров. И, разумеется, журналистов.

Как выбирается тема того или иного номера, материала?

На редколлегии, которая собирается раз в месяц. С учетом статистики розничных продаж за последние пять-семь лет – у наших читателей прослеживаются явные предпочтения. Лучше всего «продаются» популярные «отпускные» направления, крупные европейские города, репортажи об экспедициях в далекие страны.

Как развивается сайт журнала? Какова посещаемость?

Нет предела совершенству – посещаемость хорошая, но могла бы быть еще лучше. Еще на вторую половину года мы планируем фундаментальный перезапуск сайта, а также скорейший запуск версий наших журналов для айпадов.

Какие темы больше всего привлекают вашу аудиторию в России, а какие – за рубежом?

Аудиторию в России больше всего привлекают темы путешествий и популярной науки (эволюция, история, домашние животные).

Аудиторию в Германии, где выпускается наш «материнский» журнал, больше привлекают «эзотерические» темы (любовь и отношения между людьми, психология, медитация, религия).

Сколько в журнале российского контента и сколько иностранного?

Трудно измерить в процентах, да мы и не ставим себе такой цели. Оценивая грубо: наверное, треть контента из-за границы и две трети российского.

Какие источники дохода у GEO?

Как и у всех – реклама и распространение.

Какое место реклама занимает на страницах вашего журнала? Как вы взаимодействуете с рекламодателями?

Реклама, к сожалению, занимает мало места – могла бы и должна бы занимать больше. К сожалению, в стране падает потребительский спрос и покупательная способность, в связи с этим сокращаются бюджеты на рекламу, что напрямую бьет по СМИ.

Каковы стратегические цели и планы издания на ближайшее будущее?

Планы – редизайн журнала, перезапуск сайта, удвоение тиража и удвоение посещаемости на сайте, запуск айпад-версии. Все козыри сейчас в наших руках: на сужающемся рынке выживут только сильнейшие, а GEO, безусловно, относится к их числу.

В чем вы опережаете конкурентов на российском рынке? В чем они – вас?

Знаете, в стране с населением в 142 миллиона человек говорить о конкуренции смешно. Каждый журнал может увеличить тираж втрое без ущерба для конкурентов. У нас огромная потенциальная аудитория, огромное количество образованных людей, которые любят читать и тянутся к знаниям, а тиражи наших научно-познавательных журналов сегодня – это капля в море. Так что я предпочитаю никого ни с кем не сравнивать.

В чем специфика СМИ о путешествиях? Как развивается эта ниша?

Ниша развивается очень энергично – совсем недавно, например, наша медиагруппа вывела на рынок великолепный журнал L’Officiel Voyage. Наш любимый городской «средний класс» с каждым годом все больше входит во вкус, все больше путешествует (несмотря на все кризисы и спады) и все больше интересуется новыми местами и новыми идеями для путешествий. Одновременно с этим социальные сети позволяют блогерам успешно конкурировать с именитыми СМИ – что только идет на пользу всем участникам рынка. Instagram становится самостоятельной и очень важной платформой для публикаций; инстаграмеры уже частично заменяют журналистов. В общем, я с восхищением смотрю на эту «нишу» – она стремительно меняется.

Главные проблемы, стоящие сейчас перед печатными СМИ. Как их решить?

Главная проблема печатных СМИ в том, что они воспринимают себя «печатными». Тот, кто в 2016 году называет себя «печатным» СМИ, может начинать планировать свои похороны – вы, простите, или работаете мультимедиально, включая социальные сети, или не работаете вообще. Понятие «печатные СМИ» безнадежно устарело. Если вы хотите сохранить ваше рабочее место завтра, вы должны сегодня же работать мультимедиально – на всех платформах. Иначе – смерть.

Какой прогноз дадите отрасли?

Выживет умнейший и креативнейший. Тот, кто будет работать «как всегда», проиграет, причем очень быстро. Наш бизнес меняется, и меняется стремительно. И составной частью нашей работы должно стать быстрое распознавание этих изменений, адаптация к ним, а еще лучше – использование этих изменений в наших интересах. Тот, кто поставит новые технологии себе на службу, кто «оседлает» их, тот выиграет. Все остальные отправятся искать новую работу.

Журнал «Новости СМИ» №11, май 2016 год

Опубликовано:
Отредактировано: 24.08.2016 12:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх