В начале декабря в махачкалинский пункт базирования из Астрахани прибыл 21 корабль Каспийской флотилии. Таким образом начался завершающий этап перебазирования судов и личного состава флотилии на новое место. «Наша Версия» изучила, как проходит этот баснословно дорогой переезд.
Идея создания в Каспийске военного порта была озвучена ещё в 2011 году. Однако об окончательном решении о переводе Каспийской флотилии (КФ) из Астрахани в Дагестан представители Минобороны сообщили только осенью 2017 года. В качестве новых мест базирования выбраны Махачкала и Каспийск. Минобороны объясняет это решение желанием «повысить мобильность основных сил объединения» – военные считают, что выход кораблей из Астрахани занимает слишком много времени. Также приводятся ссылки на мнения учёных, которые прогнозируют падение уровня Каспийского моря в северной его части. Это затруднило бы эксплуатацию здесь сравнительно крупных ракетных кораблей Каспийской флотилии – проектов 11661 и 21631.
База ценой в 4 миллиарда
В начале декабря было объявлено, что объекты инфраструктуры, предназначенные для базирования Каспийской флотилии, построены в гавани Махачкалы и готовы к работе. Возводить пришлось всю инфраструктуру – пирсы, причалы, пункты обслуживания, а также жильё для моряков. Полная стоимость строительства новой базы не раскрывается, но можно предположить, что речь идёт о гигантской сумме – официально Минобороны только на проектирование новой базы потратило 459 млн рублей. При этом известно, что обычно стоимость проектно-изыскательских работ составляет около 3–10% стоимости всего строительства. Частично расходы будут покрываться за счёт продажи высвобождаемой недвижимости в Астрахани. В настоящее время идёт оценка всего недвижимого имущества. По её результатам будет принято решение, что именно пойдёт на продажу.
Основной пункт базирования флотилии разместится в Каспийске в военном городке № 71. База расположена на участке площадью 129 гектаров. Для её прикрытия в ЮВО сформирован полк морской пехоты. Строительство ведётся в два этапа. Первый начинался в июле 2018 года, полностью закончено строительство должно быть к февралю 2020 года. Первый этап подразумевает, в частности, строительство причалов. Второй – создание комплекса защитных гидротехнических сооружений, дноуглубительные работы во вновь образованной акватории, причальные стенки и комплекс сопутствующих инженерных сетей. В настоящее время завершены работы по углублению дна, возведена причальная стенка. Плавучие двух- и трёхпонтонные причалы способны принять более 20 боевых кораблей. Сейчас на объекте заканчивают благоустройство территории.
Для обслуживания кораблей флотилии планируется перепрофилировать АО «Завод «Дагдизель», построив дополнительные судоремонтные мощности. Стоимость проекта оценивается в 1,4 млрд рублей. Для этого оборонное предприятие будет включено в проект государственной программы развития ОПК РФ на 2018–2027 годы. При этом экспертов настораживает настойчивость, с которой Минобороны заключает контракты с этим предприятием, которое уже неоднократно срывало контракты. Суммарный долг предприятия превысил 4 млрд рублей, и непонятно, кто и когда вернёт Минобороны деньги.
После перевода основных сил флотилии в Каспийск в Астрахани останутся только подразделения охраны водного района Каспийской военной флотилии ВМФ РФ. Здесь будут находиться корабли для охраны водного района ближней морской зоны, осуществляющие охрану района базирования основных сил.
По темеПредставители Российского союза туриндустрии сообщили, что в Дагестан продолжают прибывать туристы, массовой отмены туров не наблюдается. Путешественников призвали не поддаваться панике.
Александр ПЕРЕНДЖИЕВ, эксперт Ассоциации военных политологов:
– По всей видимости, у властей есть чёткая задача – создать дополнительный силовой кластер в Дагестане и сделать более гражданской и привлекательной Астрахань. Астраханская область сейчас развивается как туристический центр, и порт потребовался для гражданских нужд. Большая часть недвижимости, которая есть у военных в этом регионе, будет продаваться и передаваться гражданским властям. На вырученные средства удастся укрепить военную структуру в Дагестане, где по-прежнему неспокойно.
Главной базой Каспийской флотилии Астрахань стала после распада СССР. В советские годы основным пунктом базирования флотилии был Баку. В 1992-м флотилия была разделена между прикаспийскими государствами – Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией, в связи с чем российскую часть пришлось передислоцировать из Баку. Выводили практически в «чистое поле», из-за неимения лучшего пришлось размещать в цехах местного рыбоконсервного завода. Штаб флотилии разместили в старом здании бывшей гидрографии и в стоявших рядом сараях. А вывезенное из Баку оружие и боеприпасы пришлось хранить на одном из островов в дельте Волги.
При этом уже тогда существовали проекты по созданию базы в Дагестане, который имеет более выгодную со стратегической точки зрения локацию. Однако из-за сложной военно-политической обстановки власти побоялись размещать корабли вблизи кавказских горячих точек. До последнего времени в Астрахани базировался 293-й аварийно-спасательный отряд, база материально-технического обеспечения, группа гидрографических судов и отряд связи. На причалах Астраханской области дислоцированы 198-й дивизион тральщиков (Николо-Комаровка), 727-й отдельный батальон морской пехоты (Новолесное), центр материально-технического обеспечения (Трудфронт), 73-я бригада кораблей охраны водного района (Золотой Затон) и 327-й дивизион ракетных катеров (Золотой Затон). Все эти части имеют налаженную инфраструктуру.
Флотилия мощнее флота
Состояние Каспийской флотилии начиная с постсоветского периода оставляло желать лучшего. Большая доля средств, выделенных на перевооружение ВМФ РФ, тратилась на оснащение других флотов, в связи с чем обновление плавсостава КФ постоянно откладывалось. Ситуация изменилась в 2010 году, когда был заложен малый ракетный корабль «Град Свияжск» и первый серийный малый ракетный корабль «Углич», которые стали основой для обновления КФ. В конце 2015 года Сергей Шойгу объявил, что доля новых кораблей и катеров в составе КФ была доведена до 85%.
В состав флотилии входит: несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск, 70 кораблей и судов, в том числе два сторожевых корабля проекта 11661К («Татарстан» и «Дагестан»), три малых ракетных корабля проекта 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг»), четыре малых артиллерийских корабля проекта 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала») и другие. Основными задачами КФ стало обеспечение «национально-государственных интересов России в регионе Каспийского моря».
Напомним, что именно корабли КФ дважды привлекались для поражения крылатыми ракетами «Калибр-НК» объектов «Исламского государства»* (запрещено в РФ) в Сирии, осуществив в общей сложности 44 пуска. Ряд экспертов считают, что КФ является одним из самых боеготовых объединений, по своим возможностям превосходящим даже Балтийский флот.
Впрочем, как писала «Наша Версия» в № 36, очень похоже, что перевод вузов в Кронштадт затеян лишь для того, чтобы продать здания, расположенные в центре Санкт-Петербурга.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
– Лазерные комплексы «Пересвет» заступили на опытно-боевое дежурство в Вооружённых силах России. Боевые расчёты «Пересветов» прошли теоретическую и практическую переподготовку на базе Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Большая часть информации о комплексе засекречена, однако, по оценкам экспертов, он предположительно выполняет задачи противовоздушной и противоракетной обороны.
– В 2019 году Кронштадт начнут готовить под переезд из Петербурга военно-морских вузов. Часть военно-морских вузов, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, будет передислоцирована в Кронштадт в рамках создания учебно-научной базы (УНБ) Военно-морского флота. Среди основных целей создания учебно-научной базы ВМФ в Кронштадте называется обеспечение единства учебно-материальной базы, интеграция науки и образования, а также развитие учебных и научно-исследовательских кораблей.
- *
- «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.
«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.
«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.