Версия // Общество // Генпрокуратура отдает на краудсорсинг антикоррупционную экспертизу законов

Генпрокуратура отдает на краудсорсинг антикоррупционную экспертизу законов

3381

Ловля блох федерального масштаба

В разделе

Краудсорсинг (в буквальном переводе – «использование ресурсов толпы», обращение за внешней помощью) показался привлекательной стратегией сотрудникам Генпрокуратуры РФ, которые занимаются антикоррупционной экспертизой действующих нормативно-правовых актов.

Сюжет: Коррупция

Найти дыры в законодательстве прокурорам помогут независимые эксперты. Расчет на то, что, работая «в поле», эти специалисты обнаруживают довольно много лазеек, о которых не подумали авторы того или иного нормативного акта.

Первым этапом станет создание реестра правовых актов – и ожидается, что к концу года он уже будет выложен на сайте Генпрокуратуры. Далее – работа привлеченных экспертов.

Специалистам, которые пожелают помочь в выявлении коррупционных факторов, необходимо аккредитоваться. Со временем на сайте Генпрокуратуры появится для этого специальный раздел, рассказывает заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства Аслан Юсуфов. А пока что собственные заключения по поводу усовершенствования нормативных актов можно направлять в Генпрокуратуру по электронной почте: anticor-expertiza@genproc.gov.ru. В прокуратуре обещают, что все присланные документы будут рассмотрены, и в случае если предположение о коррупционных фактах подтвердится, последуют меры прокурорского реагирования.

Большая чистка

Большая чистка нормативных актов продолжается с 2009 года. За это время в Генпрокуратуре успели проверить около 1 миллиона документов; «браком» были признаны примерно 5%. В числе выявленных слабых мест – формулировки вроде «вправе», «может», «повседневные потребности», «существенные неудобства». Размытость определений часто позволяет чиновникам принимать субъективные решения. Приведенные выше примеры взяты из классификатора видов использования земель, который был утвержден Минэкономразвития. Документ не определяет в точности, что именно является «неудобствами» и какие из них могут считаться существенными – и это делает возможным, например, размещение объектов капитального строительства там, где выгодно застройщику, без учета мнения местных жителей. «Существенные» им причиняют неудобства или «несущественные», решают чиновники на местах, в муниципальных органах власти – и это отличное пространство для коррупции. Сигнал, кстати, заметили: после того как Генпрокуратура обратила внимание на этот момент, к классификатору готовятся поправки.

Чертова дюжина

Основные «дыры» в нормативных актах специалисты прокуратуры уже выявили, их оказалась ровно дюжина. На основе этого перечня теперь и ведется, по специальной методике, зачистка нормативных актов. Однако лазейки более мелкие и менее очевидные выявить не так просто. Именно на этом этапе прокуратуре понадобились эксперты-практики, которые регулярно сталкиваются с неправомерной трактовкой законодательных актов (а, возможно, и сами пользуются пробелами в законах).

Конечно, логичнее ловлей блох было бы заниматься заранее, на подготовительном этапе, а не после того как нормативный акт вступил в силу и его стали неправедно применять. Но почему-то проекты нормативно-правовых актов проходят Минюст без серьезного анализа: в 99% случаев заключения, вынесенные на стадии законопроектной работы, просто игнорируются, утверждает, например, глава саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский. Свою лепту в совершенствование законодательных актов он уже внес, раскритиковав, вместе с другими представителями профессионального сообщества, утвержденные министерством правила проведения квалификационного экзамена для оценщиков. По словам Каминского, документ предоставляет широкие возможности для злоупотреблений. Располагающими к коррупции факторами являются, к примеру, закрытые списки вопросов, а также возможность формировать задания самостоятельно, вручную.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.07.2017 15:07
Комментарии 0
Наверх