Версия // Власть // Европа сможет стабильно развиваться и без Великобритании

Европа сможет стабильно развиваться и без Великобритании

2816

Три пути вперед

В разделе

После непростого года политики, похоже, успокаиваются по всей Европе. Хотя крайне правая «Альтернатива для Германии» (АдГ) получила почти 13% голосов на последних федеральных выборах, это не угрожает правительству канцлера Ангелы Меркель. Во Франции - другом столпе европейского проекта - президент Эммануэль Макрон может рассчитывать на большинство в парламенте. И, несмотря на неопределенность, связанную с деталями брекзита, нет никаких сомнений в том, что будущее Европы состоится и без Великобритании.

Теперь вопрос заключается в том, как ЕС и, в частности, еврозона, будут двигаться вперед. У Европы, как представляется, есть три пути.

Первый вариант - это «более тесная интеграция», о которой говорил президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер. Юнкера отвергает идею «многоскоростной» Европы в пользу идентичных шагов со стороны всех членов ЕС. Это означает, например, расширение шенгенской зоны на Болгарию и Румынию. Юнкер также призвал к прогрессу в Европейском союзе социальных стандартов, отражающем общее понимание права на социальное обеспечение на едином рынке.

Что касается евро, Жан-Клод Юнкер подчеркнул, что он создавался как валюта всего ЕС, а не какой-либо одной страны, имея в виду, что ЕС должен стремиться к созданию полного банковского союза, где банковские правила и надзор согласованы во всех государствах-членах. Комиссар по экономическим и финансовым вопросам должен стать европейским министром финансов, а Европейский стабилизационный механизм должен стать Европейским валютным фондом.

Год назад такой «жесткий» интеграционизм не имел бы поддержки; в конце концов, Великобритания никогда не пошла бы на это. Но, в связи с брекзитом точка зрения Юнкера, по-видимому, приобрела определенный вес.

Тем не менее, «односкоростной» подход Юнкера к интеграции остается весьма противоречивым. Таким образом, Макрон изложил свое амбициозное видение для Европы, которое отражает многие предложения Юнкера, но, по-видимому, позволяет в большей степени дифференцироваться в ЕС, по крайней мере в среднесрочной перспективе.

Например, если Польша не хочет принимать евро, ее не следует принуждать, и это решение не должно препятствовать другим странам еврозоны двигаться по пути интеграции. Вот почему Макрон хочет отдельный парламент еврозоны, который будет решать вопросы, не относящиеся ко всем членам Европейского парламента. Различия в уровне интеграции стран, существующие сегодня, не помешали бы никому - или каждому - в конечном итоге присоединиться к глубоко интегрированному «ядру» ЕС.

Наконец третий и, кажется, наиболее вероятный путь вперед для еврозоны. Экономический кризис, который долгое время требовал большей интеграции, а в некоторых случаях и большей фрагментации, сократился, поскольку рост ВВП в еврозоне в настоящее время превышает 2%, а уровень безработицы значительно снизился. Даже Греция - единственная страна, которая до сих пор остро переживает кризис - продолжает восстанавливаться.

В этом контексте политики могут решить, как это уже не раз бывало, что пришло время провести амбициозные реформы еврозоны на периферии. Это позволило бы уделить больше внимания таким областям как энергетика, цифровое регулирование и миграция.

Если политики выйдут на этот маршрут, есть серьезные риски. Да, еврозона в настоящее время функционирует, и ключевые реформы в периферийных областях важны. Но у валютного союза сохраняется фундаментальный недостаток: отсутствие механизмов, способных предотвратить расхождение в ценах между странами, которые потеряли способность участвовать в корректировке обменного курса.

По теме

Одним из таких механизмов может стать мобильность рабочей силы в сфере услуг. Но даже если страны еврозоны согласились бы продолжить либерализацию рынка труда, рабочие столкнутся с высокими культурными и лингвистическими барьерами. В любом случае без такого рода механизма тенденции, которые достигли кульминации во время последнего экономического кризиса, вполне могут привести к противоположному результату.

Учитывая опыт пережитого кризиса, если в будущем появятся признаки растущих расхождений в ценах, различия в процентных ставках среди стран еврозоны будут расти намного быстрее, чем до последнего кризиса, вызывая сигнал тревоги. Тем не менее, учитывая, что судьба долговых обязательств остается подвешенной, и большая часть спасательных мер уже принята, следующий шок может вызвать коллапс.

Поскольку Ангела Меркель все еще формирует свое новое коалиционное правительство, нельзя точно сказать, какой подход к интеграции в Европе будет использоваться в ближайшие годы. Но, учитывая вероятность, что в ее коалицию войдут евроскептически настроенные демократы и проинтеграционные зеленые, быстрое достижение амбициозных целей интеграции для всего ЕС представляется маловероятным.

Более реалистичным вариантом является «многоскоростная» теория, когда одни страны еврозоны продвигаются вперед, а другие - ждут. Результат будет далек от идеального, но лучше - намного лучше - чем сохранение статус-кво.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.10.2017 15:04
Комментарии 0
Наверх