Версия // Культура // Джаз-роковые реалии прошлых лет на примере 50-летия альбома «Birds of Fire» (1972) Джона Маклафлина

Джаз-роковые реалии прошлых лет на примере 50-летия альбома «Birds of Fire» (1972) Джона Маклафлина

6207

«Сарынь» джаза – на «кичку» рока. Часть 4

Джаз-роковые реалии прошлых лет на примере 50-летия альбома «Birds of Fire» (1972) Джона Маклафлина
(фото: Wikimedia Commons/Pix Gremlin)
В разделе

Сам процесс слияния джаза и рока проходил весьма непросто. Многими молодыми музыкантами джаз воспринимался как искусство традиционное, сложное для освоения, олицетворявшее вкусы старших поколений музыкантов. Многие исполнители пытались найти точки соприкосновения джаза, блюза и фолка. Среди них можно назвать и таких колоссов, как: Earth, Wind and Fire, Manhattan Transfer, Little Feat, The Brecker Brothers, The Allman Brothers Band…

Заслуга Майлза Дэвиса как раз и состояла в том, что он не только вывел американский (да и общемировой) джаз из тупика в 1970-х годах, но сумел гениально предвидеть и постепенно воплотить в своих музыкальных проектах принцип плодотворного синтеза элементов, которые никто бы раньше и не додумался соединить в одном музыкальном произведении. Как, например, в «In a Silent Way» (1969), двойном «Bitches Brew» (1970) или в саундтреке 1971 года к фильму о чемпионе по боксу Джеке Джонсоне «A Tribute to Jack Johnson» (где также приняли участие Маклафлин и Кобэм), которые в некоторых чертах предопределили развитие экспериментального рока, став краеугольными камнями в истории джаз-рока и джаза.

В придачу ко всему Дэвис смог привлечь для работы над альбомами талантливейших музыкантов, которые стали развивать джаз-рок, его направление фьюжн и так далее, работая в дальнейшем самостоятельно, пусть под некоторым влиянием, но уже без самого Маэстро. Круг этих музыкантов (их учеников, а также сотоварищей) оказался не таким уж и обширным. Но зато их имена широко известны, причем, не только в меломанских кругах.

The Allman Brothers Band 
(фото: Wikimedia Commons/Capricorn Records)
The Allman Brothers Band (фото: Wikimedia Commons/Capricorn Records)

К их звездному числу принадлежат гитаристы: Джон Маклафлин, Аллан Холдсуорт, Пако Де Лусия, Джон Аберкромби. Пианисты: Джо Завинул, Чик Кориа, Хэрби Хэнкок, Кит Джеррет, Джордж Дюк, Джон Серри. Скрипачи: Джерри Гудмен и Жан Люк Понти. Трубачи: Чак Маньони, Билл Чейз. Басисты: Стенли Кларк, Дейв Холланд, Маркус Миллер. Барабанщики: Билли Кобэм, Мишель Уолден, Джек Де-Джонет, Тони Уильямс, Ленни Уайт, Стив Гэдд. Саксофонисты: Уэйн Шортер, Майкл Брейкер, Дэвид Сэнборн, о чем мы упоминали в предыдущих частях нашего исследования.

Не менее знамениты, оказались не только группы, но и сольные проекты, записанные вышеперечисленными музыкантами. Основными здесь, конечно, были Lifetime (обр.1969), в год, когда Джон Маклафлин покидает Дэвиса. Последующий яркий проект Маклафлина – Mahavishnu Orchestra (обр. 1971), Return To Forever (обр. 1972), Weather Report (обр. 1970 – по 1986 гг.) и другие формации. Любопытно, что составы команд, игравших джаз-рок и впоследствии фьюжн часто «тасовались», поскольку музыканты отлично знали стили и уровни игры друг друга.

Paco De Lucia 
(фото: Wikimedia Commons/Cornel Putan)
Paco De Lucia (фото: Wikimedia Commons/Cornel Putan)

Несмотря на достаточно узкий круг музыкантов, игравших джаз-рок и пришедшую к нему на смену в начале 1970-х, длившуюся вплоть до середины 1980-х «линию» фьюжн, их музыкальная продукция имеет высочайшую пробу качества. Здесь стоит упомянуть такие важнейшие для становления саунда джаз-рока альбомы, как: «Heavy Weather» от Weather Report, «Crossing» и «Headhunters» Херби Хэнкока, «Spectrum» Билли Кобхэма, сольные работы басиста Жако Пасториуса, гитаристов Эла Ди Меолы, Пако Де Лусии (с его дотошными исследованиями фламенко в ранних альбомах), Пэта Метени, а также любой альбом Джона Маклафлина периода его игры в Mahavishnu Orchestra (c 1971 – 1975 гг.). Об одном из которых, в частности, празднующем свой 50-летний юбилей «Birds of Fire» 1972 года выпуска (хотя, если быть точными, он был издан 3 января 1973 года, но записывался в течение 1972-го!) мы скажем несколько слов далее.

Об этой работе Маклафлина с присущим ему сарказмом, маскирующим (как известно у Заппы подчас высшую похвалу) Фрэнк сказал так: «Нужно быть полным придурком, чтобы не оценить технику Джона Маклафлина. Этот парень, бесспорно, владеет гитарой так, словно в руках у него пулемёт». Блестящая игра Джона и его умение находить контакт с участвовавшими в записи скрипачом Джерри Гудманом и клавишником Яном Хаммером также феноменальны.

Ибо, начиная с заглавного, одноименного с альбомом «Birds of Fire» фееричного трека, музыканты демонстрируют поражающий воображение слушателя «микс» из рока, джаза и блюза. Далее в треках «Celestial Terrestial Commuters», 23-х секундном «Sapphire Bullets of Pure Love» и «Thousand Island Park» настаёт черед кельтского фолка и индийской оригинальной музыки, чьи мелодические линии рисуют фантастические «картины». В опусах «Hope», «Miles Beyond», «One Word», импровизации артистов взаимно дополняют друг друга, предлагая помянуть чудеса телепатии и отточенного мастерства, апофеозом чего выступают закрывающие пластинку «Sanctuary», «Open Country Joy» и «Resolution».

Нечто подобное Mahavishnu Orchestra удалось показать на своем предыдущем диске «The Inner Mounting Flame» (1971), который я также всячески рекомендую к прослушиванию.

Подытоживая наше исследование, отмечу, что хотя музыканты джаз-рока (в целом) и фьюжна (в частности) не избежали к закату своего развития в конце 1970-х «искусов» коммерциализации, им, тем не менее, удалось сказать новое слово в области джаза, что архисложно! И, в придачу, оказать не менее мощное влияние на рок и поп-музыку в целом. Честь и хвала им за это!

О том, как стал развиваться джаз-рок в современности, то есть ближе к началу 1980-х годов и далее, стоит говорить отдельно! Исследователями вопроса отмечается, что джаз-рок, достигнув к середине 1970-х своего пика развития в форме фьюжна, к концу семидесятых начал стагнировать, самоповторяться. В 1980-х, 1990-х и «нулевых» в джаз-рок вливается свежая «кровь» и идеи новых музыкантов. Джаз-рок «осознает» себя как стиль. Эксперименты и находки первых лет его развития подготовили «унавоженную» почву для роста различных направлений джаз-рока, который, на мой взгляд, будет не совсем корректно (после всех экспериментов) именовать «джаз-роком»!

Ведь помимо синтеза джаза и рока (или рока и джаза) в джаз-рок привносятся многочисленные «посторонние» стили. Я имею в виду не только основанную на джазе импровизацию и собственно роковую ритмику, но и студийные эксперименты, возрастающую роль продюсирования пластинки, электронику (где тот же Хэнкок в начале 1980-х талантливо воплотил один из гимнов брейк-данса под названием «Rock It», о чем мы писали), этнические мотивы народов разных стран (в первую очередь Африки, Латинской Америки и Азии), заимствования из наследия композиторов классической музыки. То есть, джаз превратился во фьюжн!

Из чего следует, на мой взгляд, то наблюдение, что необходимо различать и ни в коем случае не смешивать (!) такие стили, как, к примеру, прогрессив-рок, неопрогрессив-рок и фьюжн, которые в определенном смысле, являются вещами «самими в себе». Так как, прогрессив-рок во многом наследует арт-роковым музыкальным наработкам, развивая их в более гитарно-металическом ключе, в то время как во фьюжне, выросшем из джаз-рока, постепенно сменилась ритмико-фактурная основа, в которой стали доминировать «извивающиеся» ритмы фанка, весьма далекого от ритм-энд-блюза и рока.

Здесь даже появился, «закрученный», словно штопор, термин «авангардный джазовый фанк», где любопытны игры таких команд, как The Mars Volta, Pain Of Salvation, Tool, Sons Of Apollo, Mastodon, не говоря уже о «панк-фанке» или инструментальном лаунже.

Weather Report 
(фото: Wikimedia Commons/Jun Tendo)
Weather Report (фото: Wikimedia Commons/Jun Tendo)

Всё упомянутое является очень интересным вопросом, к которому стоит вернуться в дальнейшем, ибо влияние качественной импровизационной арт- и джаз-роковой музыки (не вдаваясь сейчас в вышеуказанные подробности) на многие музыкальные направления (от поп – до виртуозной гитарно-инструментальной музыки) весьма велико!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.05.2022 20:45
Комментарии 0
Наверх