В США продолжает набирать обороты антирасистское движение, и очередной его жертвой стала компания Facebook, которую бойкотировали крупные рекламодатели в рамках кампании Stop Hate for Profit. Всего за сутки Марк Цукерберг лишился более семи миллиардов долларов.
От сотрудничества с Facebook* отказались многие крупные работодатели, фактически устроившие компании бойкот. Они присоединились к масштабной кампании Stop Hate for Profit («Остановить ненависть ради прибыли»), призывающему бизнес игнорировать социальную сеть из-за политики ее администрации, согласно которой в Facebook допускаются ненавистнические высказывания и дезинформация. В качестве инициаторов данного движения предстали организации Anti-Defamation League, которая ведет борьбу с антисемитизмом, NAACP, защищающая права цветных людей, и Color Of Change, выступающая за защиту гражданских прав. 17 июня правозащитники обратились к бизнесу с призывом отказаться от рекламы в Facebook, так как правила социальной сети не отвечают ценностям, которые они пропагандируют. В частности, организации считают, что в социальной сети не в достаточной степени ведется борьба с подстрекательством против протестующих, расизмом, ненавистью и фейковой информацией в преддверии грядущих выборов президента США. Активисты потребовали, чтобы администрация Facebook более жестко реагировала на жалобы о преследовании и кибербуллинге, автоматически удаляла рекламу, разжигающую ненависть и противоречия, а также модерировала закрытые сообщества экстремистов.
Рекламодатели уходят
Бренды откликнулись на призыв: на сегодняшний день к бойкоту Facebook подключились 16 крупных компаний. По данным агентства Bloomberg, в их числе оказались The North Face и Unilever, которая, к слову, была одним из основных рекламодателей. Сейчас представители компании заявили, что Unilever откажется сотрудничать с Facebook до конца года, и это касается не только самой соцсети, но и ее продуктов ,в том числе, Instagram. Twitter тоже потеряет рекламу. Там считают, что реклама, размещенная на этих площадках, «не принесет пользы людям и обществу». Как пояснили в Unilever, соответствующее решение было обусловлено «поляризованной атмосферой», наблюдающейся в Штатах.
Среди тех, кто принял решение о приостановке размещения рекламы в Facebook и других социальных сетях, оказалась телекоммуникационная компания Verizone. Ее представители уточнили, что не будут сотрудничать с Facebook до тех пор, пока компания Марка Цукерберга не предложит решение, которое обеспечит комфорт рекламодателю.
От рекламы в Facebook отказались и такие гиганты как Coca-Cola и Starbucks. Производитель напитков заявил по этому поводу следующее: «В мире нет места расизму, и в социальных сетях нет места расизму». Среди участников кампании оказались Honda Motor Co., Hershey Co., Diageo Plc, PepsiCo, Levi Strauss & Co., Diamond Foundry Inc., Patagonia Inc., Ben & Jerry’s Homemade Inc., Viber, REI, Upwork Inc. и Eileen Fisher Inc.
Пошли в минус
Основатель Facebook Марк Цукерберг понес небывалые потери из-за сложившейся ситуации. Его деньги стремительно уходят: только в минувшую пятницу его прибыль на фоне бойкотов уменьшилась на 7,1 миллиарда долларов, и, вероятно, это еще не конец. В соответствии с данными рейтинга Forbes Real-Time в настоящее время состояние Цукерберга снизилось до 79,7 миллиарда, но если тенденция продолжится, и компания по-прежнему будет недосчитываться прибыли от рекламы, положение дел может усугубиться.
В Тбилиси решили воздержаться от принятия ответных мер против Литвы и Эстонии на фоне введённых этими странами ограничений в отношении представителей грузинского руководства.
Ежегодный доход от рекламы, который получает Facebook, по информации Stop Hate for Profit составляет порядка 70 миллиардов долларов. Только от Verizone ей приходит порядка 1 миллиарда долларов в год.
Цукерберг отреагировал на происходящее, разместив пост на своей странице в Facebook и прокомментировав бойкот. Основатель компании пообещал пойти навстречу активистам и расширить перечень запрещенных категорий контента.
Марк Цукерберг:«Мы уже ограничиваем определенные типы контента в рекламе, которые разрешаются в обычных публикациях. Но мы хотим сделать больше и запретить спорные выражения, которые могут использоваться, чтобы сеять раздор. Поэтому сегодня мы расширяем категории рекламного контента, которые будут запрещены».
Кроме того, Цукерберг заявил, что социальная сеть будет проверять посты, относящиеся к теме будущих президентских выборов, во избежание распространения фейковой информации.
Facebook крайне заинтересован в том, чтобы вернуть рекламодателей, поэтому фактически пошел им навстречу. Крупнейшим из них было направлено письмо, где говорилось о предпринятых компанией для борьбы с нежелательным контентом шагах. Тем не менее, эффекта это не возымело. Впрочем, бренды готовы вернуться к сотрудничеству, если платформа пересмотрит свою прежнюю политику.
Удар по всем
Антирасистские выступления, активизировавшиеся в США в последние несколько недель, навредили не только Facebook. Пострадали и некоторые бренды. Так, например, тот же Unilever, который, впрочем, примкнул к движению Stop Hate for Profit, намерен произвести ребрендинг упаковок для товаров по уходу за кожей и, в частности, отказаться от слов «светлый», «белый, «осветляющий». Предполагается, что этот шаг позволит избавиться от расовых стереотипов.
Mars и PepsiCo откажутся от логотипов брендов, где присутствуют изображения афроамериканцев, а производитель мороженого Dreyerʼs не будет использовать название Eskimo Pie, поскольку оно якобы является оскорбительным для эскимосов.
Крупный производитель средств по уходу за кожей Johnson & Johnson перестанет выпускать косметику, которая делает тон кожи светлее. Любителям продукции Neutrogena и Clean & Clear придется попрощаться с ними.
Новый тренд не обошел стороной даже музыкантов. Так, к примеру, рок-группа Slaves планирует сменить название, поскольку это слово переводится как «рабы» и вызывает ассоциации с рабами-афроамериканцами. 7 августа коллектив выпустит свой последний альбом под старым названием, а потом займется ребрендингом. При этом, название не имеет никакого отношения к расовой ненависти: по словам музыкантов, оно восходит к их борьбе с наркотической зависимостью в прошлом.
Обвинения в расизме затронули и сериалы. Так, например, создатели знаменитых «Симпсонов» решили отказаться от идеи озвучивания темнокожих персонажей белыми актерами, и проект покинул Фрэнк Азария, озвучивавший эмигранта из Индии Апу. Майк Генри, голосом которого говорил афроамериканец Кливленд, ушел из сериала «Гриффины», заметив, что персонажей должны озвучивать люди одного с ними цвета кожи. Из сериала «Клиника» убрали три эпизода, где присутствует blackface – изображение темнокожих людей белыми персонажами.
- *
- 21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.