Версия // Культура // Драматург Валентин Красногоров и увлекательное путешествие в мир драмы и ее законов

Драматург Валентин Красногоров и увлекательное путешествие в мир драмы и ее законов

4007

Взглянуть на театр по-новому

Драматург Валентин Красногоров и увлекательное путешествие в мир драмы и ее законов (фото: pxhere.com, Creative Commons CC0)
В разделе

В 2023 году вышла в свет новая книга Валентина Красногорова «Основы драматургии». «Родилась книга, в которой новый подход к теории драмы сочетается с непринужденным и нестандартным изложением ее. Я без колебаний рекомендую книгу читателям», – написал в предисловии народный артист России Александр Ширвиндт. Журналист РОСМИПРЕСС Олег Злобин представляет книжную новинку читателям «Нашей версии».

Здесь есть все о драматургии, теория и практика связаны в ней воедино. Это очень важно, поскольку среди современного книжного разностилья возникает потребность собраться с мыслями и вернуться к главным вопросам о глубинных основах драматургии.

Драматурга Валентина Красногорова особо представлять театральной общественности не надо. Его пьесы «Жестокий урок», «Комната невесты», «Собака», «Рыцарские страсти», «Прелести измены», «Любовь до потери памяти», «Сегодня или никогда», «Его донжуанский список», «Легкое знакомство», «Три красавицы» и многие другие, поставлены более чем в 600 профессиональных и 800 любительских театрах по всему миру.

Он – один из основателей Гильдии драматургов России, доктор технических наук, член Союза писателей и Союза театральных деятелей России, лауреат премии им. А. Володина, один из основателей Гильдии драматургов Петербурга.

Как теоретик драмы Красногоров выступает не впервые. Красногоров много раз делился на страницах печати своим опытом и взглядами на современный театральный процесс. Книга, безусловно, будет интересна и полезна широкому кругу творческих, дерзающих авторов, которые не перестают задавать себе вопросы – куда двигаться, на что опираться, что есть истинное, что наносное.

При этом, Валентин Красногоров адресует свои наблюдения и размышления не только профессионалам от театра. «Основы драматургии» – это чтение для всех, кто искренне любит литературу, драматургию и театр. И особенно для тех, кто готов бесстрашно покорять театральный Олимп.

Автор справедливо замечает, что многим профи обычно кажется, что они знают о драматургии все и вся. Между тем, драматургия – слишком сложный род литературы. Пособий и учебников не так уж много, и нередко они слишком «сухи» и слишком прагматичны. А ведь теория драмы настолько увлекательна и многогранна, что, по убеждению Красногорова, достойна приключенческого романа. Он приводит слова итальянского культуролога Умберто Эко, который рекомендовал даже научную работу делать похожей на детективный роман.

В своей предыдущей книге «Четыре стены и одна страсть» Валентин Красногоров уже излагал основы теории драмы. Прочитав ее, известный режиссер Георгий Товстоногов, написал:

«Главное достоинство творения в том, что оно представляет собой не сухое теоретизирование на известном материале, как это часто встречается, а живое исследование, направленное на постижение еще не изученных законов драмы».

Именно драма на протяжении всех двух с лишним тысячелетий, что существует, была зажата в «прокрустово ложе» суровых литературных кодексов, пишет Красногоров в «Основах драматургии».

В наше время драма стряхнула с себя догмы прошлого и приобрела невиданную ранее художественную свободу. Теперь драма раскованна, изменчива и разнообразна, как сама жизнь. Никто не решается теперь диктовать драме свои законы. Но значит ли это, что она их не имеет? Именно этот вопрос автором поставлен во главу угла.

По теме

Драма свободна. Но пошла ли свобода ей на пользу? Ведь законы не только стесняют, но и организуют творческое произведение. И бунт против них лишен смысла, считает Валентин Красногоров. И приводит пример пушкинской «Мадонны», восхищающей нас не только чистейшей прелестью своей поэзии, но и чеканностью сонетной формы, гармонией и соразмерностью.

Опытный драматург, Валентин Красногоров, убежден, что жанр драмы требует дисциплины и уважения к своим законам – законам объективным и потому весьма жестким. Преодолеть их сопротивление, подчиниться им, чтобы в конечном счете подчинить их себе, – задача непростая и требует прирожденного дарования, подкрепленного опытом и упорной работой.

Конечно, легче этими законами пренебречь, что теперь и входит в моду: убогий натурализм, вялость действия, топчущийся на месте диалог, грубый сленг, прямолинейная дидактичность – провозглашаются литературными новациями.

Но не является ли это проявлением элементарной профессиональной беспомощности? Как правило, отмечает Красногоров, суть всех этих новаций заключается в каком-нибудь отрицании: нет действия, нет сюжета, нет конструкции. Отсюда – не приобретения, а потери, засилье литературного ширпотреба, от которого страдает зритель.

С этими размышлениями автора невозможно не согласиться. Даже самый не искушенный в искусстве зритель, посещая спектакль, посмотрев очередной сериал, в массе своей тонко чувствует фальшь подобных поделок, пусть и упакованных в самые яркие обертки.

Чтобы вести за собой зрителя, сеять в его душе, что называется, разумное, доброе, вечное, драматургам, сценаристам, режиссерам – всем, кто работает со словом, безусловно, нужно безжалостно предъявлять к себе жесткие рамки и требования, и всегда думать о том, «как слово наше отзовется».

Наверное, самый важный посыл новой книги об основах драматургии заключен в понимании того, что именно теперь, когда современная драма освободилась от навязанных ей догм, надо вдумчиво и скрупулезно искать ее законы, изучать ее поэтику, ее изобразительные средства, своеобразие, особенности, формирующие ее как особый литературный жанр.

Кажется это универсальная книга, которая подходит для всех – маститых и начинающих режиссеров, состоявшихся актеров и только что поступивших в театральный вуз студентов-первокурсников, а также литературоведов и культурологов всех уровней.

В это увлекательное путешествие приглашает нас Валентин Красногоров.

Как заметил когда-то Поль Валери, «у драмы есть железные законы. Беда только в том, что они решительно никому не известны».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.11.2023 18:13
Комментарии 0
Наверх