Версия // Культура // «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» и «Манодром» – обзор сетевых премьер этой недели

«Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» и «Манодром» – обзор сетевых премьер этой недели

4128

Восхождение тирана

«Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» и «Манодром» – обзор сетевых премьер этой недели
В разделе

Сегодня мы посмотрим, каким получился приквел культовой подростковой антиутопии Фрэнсиса Лоуренса «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах», а также на драматический триллер с Джесси Айзенбергом «Манодром».

Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах

(16+)

Реж. – Фрэнсис Лоуренс

В ролях – Том Блит, Рэйчел Зеглер, Питер Динклэйдж, Хантер Шафер, Джош Андрес Ривера, Джейсон Шварцман, Виола Дэвис, Финола Флэнаган, Берн Горман

Производство – США

Фантастическая приключенческая антиутопия – еще одна часть культовой подростковой саги. Режиссером остался небезызвестный Фрэнсис Лоуренс, который помимо всех, кроме первой части «Голодных игр» снял «Константин: Повелитель тьмы», «Я — легенда», «Воды слонам!», «Красный воробей» и другие кинокартины. В основу сценария была также положена книга Сьюзан Коллинз.

Действие приквела происходит за шестьдесят лет до событий первого фильма серии, в канун десятых Голодных игр. Юный аристократ Кориолан Сноу (Том Блинт) в детстве потерял родителей, что оставило весь его знатный род без средств к существованию. В поисках лучшей доли и желании восстановить былое величие он поступает в университет, где в своё время и разработали концепцию Голодных игр. Там ему выпадает честь стать ментором одного из участников предстоящего кровавого шоу. По новым правилам организаторов, тот ментор, чей подопечный победит, получит не только славу и признание, но и ценный приз. Сноу берёт шефство над девушкой из Двенадцатого дистрикта по имени Люси (Рэйчел Зеглер), которая еще на этапе отбора успела прославиться благодаря отличному голосу и буйному нраву.

Кто бы и как не относился к «Голодным играм», но этот фильм, при всех своих недостатках и условностях, вписал себя в историю кино. Сам он ничего концептуально нового не придумал. Но именно первая часть «Голодных игр», снял которую одиннадцать лет назад Гэри Росс, запустила моду на подростковые антиутопии. В последующие несколько лет на большие экраны, словно из водопада, полились «Дивергенты», «Бегущие в лабиринте», «Посвященные», «5-ые волны», «Тёмные отражения» и т.п. Популярность данного поджанра быстро сошла на нет, исчерпав свой потенциал меньше чем за пятилетку. Казалось бы, прошло еще не так много лет, чтобы пытаться возродить мёртвый ныне жанр. Но ушлые голливудские воротилы решили вновь попытать счастья в сеттинге «Голодных игр». И, надо сказать, вышло у них это совсем не так, как мы ожидали.

Оговоримся еще раз: мы никогда не были поклонниками ни «Голодных игр», ни любых других фильмов-антиутопий для подростков. Возможно, поэтому к просмотру «Баллады о змеях и певчих птицах» мы подходили с ощутимой долей скепсиса. А как известно, зачастую заниженные ожидания делают из неплохого фильма средней руки хорошим. Правда, фильм уже успел провалиться в прокате на Западе, что для нас стало неожиданностью. Попробуем разобраться, насколько хорошим получился приквел и почему в прокате он потерпел фиаско.

Как мы уже сказали, фильм нам больше понравился, чем нет. Поэтому дальше речь пойдёт о плюсах. Первым очевидным является сеттинг. Создатели фильма перебрасывают нас в прошлое Панема, которое выполнено в стиле ретро-футуризма 30-х и 40-х годов. Упор на аналоговые технологии, монументальный конструктивизм и брутализм в архитектуре, модерн в одежде. Художественная часть картины существенно отличается от того, что мы видели в ленте 2012 года и её продолжениях.

Сами Голодные игры здесь также не такие, к каким уже привыкли зрители. Вместо выживания на огромной территории в дикой природе группу подростков выпускают в небольшом амфитеатре, посреди арены которого свалена куча архаичного оружия. То есть в те годы Голодные игры длились совсем не много времени. И это не единственное отличие. Десятые игры отличались от семидесятых также сильно, как настоящие гладиаторские бои античности от современного футбола. И здесь мы выходим на второй плюс ленты. Она показывает эволюцию игр – то, как они перестали быть церемонией и стали шоу, которое должно не только усмирять население Дистриктов, но и развлекать патрициев Панема.

Тут же следует еще одна неплохая черта. В отличие от общества, где семьдесят лет приносят в жертву детей на потеху публике, в то, что происходит здесь, верится чуть легче. Да, сама идея бойни подростков онлайн вызывает у нас недоумение, но не такое сильное, как прежде. Видимо, создатели понимали это, потому что устами героев фильма буквально проговаривали, зачем и почему патрициям жизненно важно устраивать Голодные игры. По крайней мере, они попытались создать видимость убедительности, а не просто обставить всё происходящее кучей условностей.

Сюда же стоит отнести полную самостоятельность ленты. Можно не смотреть ни один фильм оригинальной франшизы и понять всё, что происходит в «Балладе». Скажем больше: зритель, не знакомый с оригинальными «Голодными играми» может быть более удовлетворен просмотром. Основа истории – восхождение и трансформация безобидного юноши из обедневшей, но знатной семьи, в кровавого тирана, коим увидели его уже значительно постаревшего в квадрилогии «Голодных игр».

Из остального хотелось бы отметить исполнителя главной роли – Тома Блинта. Молодой актер отлично попал в образ. Он не только внешне напоминает Дональда Сазерленда (Кориолана Сноу в оригинальной серии фильмов), ощущается даже некая доля харизмы. Хотя здесь выходит на сцену аксиома супергеройского кино: злодеи на экране всегда интереснее героев. А здесь Фрэнсис Лоуренс показывает не просто злодея, он показывает героя, которому суждено стать злодеем. Почему? Именно этот вопрос рождает интерес смотреть картину до конца, хотя она и длится почти два с половиной часа.

Неплохо смотрелась в своём образе и Рэйчел Зеглер – решительная, неунывающая и хитрая. Один недостаток: между её персонажем и героем Блинта мы не разглядели химии. Вообще никакой. То ли из-за существенной разницы во внешности персонажей. То ли из-за их особенностей характера. Хотя, возможно, кто-то эту самую химию и разглядит.

На вторых ролях здесь расположились незаурядные актёры: Виола Дэвис в роли ужасающего преподавателя университета Панема, доктора Волюмнии, главного распорядителя игр, Питер Динклейдж в роли другого преподавателя, профессора, отца Голодных игр, Джейсон Шварцман в образе фееричного телеведущего.

Но если всё так безоблачно, почему фильм не снискал популярности у западного зрителя? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности – он перестал быть подростковой антиутопией. Да, фильм пытается идти по стопам своих предшественников. Здесь есть любовная линия, те же игры с примерно такими же юношами и девушками. Но, в общем, это кино кажется куда более серьёзным и взрослым, чем предыдущие адаптации. Фильм мрачный и местами суровый. В нём практически отсутствуют однозначно положительные персонажи. Героиня Рэйчел Зеглер далеко не такая белая и пушистая, как та же Китнисс Эвердин. А на первый взгляд и не скажешь.

Еще одним фактором неуспеха оказывается смещение акцентов с самих игр на закулисные интриги вокруг них. То, как подростки истребляют друг друга, показано в фильме мало и скупо. Совсем не так продолжительно и подробно, как в других частях. Это касается экшна. В общем, его очень мало для такого хронометража. Одна полноценная боевая сцена длится от силы минут пять, и единственная её изюминка – это работа оператора.

Не любят подростки и отсутствие хэппи-ендов. Как можно понять, история восхождения злодея (а именно злодеем Кориолан Сноу предстаёт перед зрителями оригинальных «Голодных игр») не может окончиться хорошо. Создатели прекрасно понимали это, поэтому даже не попытались сделать из него антигероя. Это перечеркнуло бы последующую сюжетную линию этого персонажа.

Эпикриз: то, что такой фильм прошел мимо собственной аудитории, – закономерность. Мы же умеренно порекомендуем картину любителям антиутопий, но с заранее заниженными ожиданиями от просмотра. Как нам показалось, «Баллада о змеях и певчих птицах» законченное самостоятельное произведение, которое на голову выше всех остальных частей «Голодных игр».

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023), реж. – Фрэнсис Лоуренс.

Манодром

(18+)

Реж. – Джон Тренгов

В ролях – Джесси Айзенберг, Эдриан Броуди, Одесса Янг, Филип Эттинджер, Сальё Сесе, Эван Джоникайт, Калеб Эберхардт, Итан Сапли, Ламар Джонсон

Производство – Великобритания, США

Независимый драматический триллер от малоизвестного южноафриканского режиссера Джона Тренгова, до этого работавшего лишь над одной полнометражной картиной – драмой «Рана».

Ральф (Джесси Айзенберг) испытывает ряд жизненных трудностей: он потерял работу, его девушка по имени Сэл (Одесса Янг) на сносях. Нехватка денег вынуждает пойти таксовать. Чтобы не падать духом, он принимает антидепрессанты и посещает тренировочный зал. Но его жизнь меняется, когда приятель по тренировкам сводит его с людьми, которые могут поправить плачевное положение дел в жизни Ральфа.

«Манодром» при беглом взгляде может напомнить еще одну картину из фильмографии Джесси Айзенберга – «Искусство самообороны» 2018 года. И там, и тут персонаж Айзенберга – неуверенный в себе молодой человек. Он пытается бороться с жизненными трудностями путём нахождения в себе стержня мужественности. Но после просмотра резюмируем: если эти две картины и похожи, то только на первый взгляд.

«Манодром» можно примерно перевести на русский как «Мужикодром» или «Мужицкий круг». Можно подумать, что в центре этой истории маскулинность в своём крайнем воплощении – женоненавистничестве. Эта тема проходит сквозь всю картину, являясь двигателем сюжета. Но по ходу повествования к развитию маскулинности главного героя примешивается сильный психоз, который вызывает у него припадки неконтролируемой агрессии. И это очень странно, так как сбивает акценты фильма. Трудно сказать, что собой представляет это кино: исследование крайнего маскулизма в современном обществе или локальная история городского «поехавшего».

Если говорить о женоненавистничестве, то отечественный ситком «Счастливы вместе» с его обществом «Без баб» демонстрировал смыслы куда более понятным сатирическим языком. «Манодром» доводит всё до абсурда при абсолютном отсутствии самоиронии.

Но всё же третий акт фильма вносит немного ясности. Авторы кое-как выводят на поверхность основную идею, которая, если отбросить всё, что было показано до этого, вполне себе здраво выглядит. Чтобы не спойлерить, углубляться в смыслы этого фильма мы не будем.

Как и подобает полуартхаусной драме, события в нём развиваются медленно, но с определенным темпом. Нельзя сказать, что кино приковывает внимание зрителя. Его спокойно можно смотреть на фоне без существенных потерь для понимания.

Главную роль здесь исполнил хорошо нам знакомый Джесси Айзенберг. Он вновь примеряет на себя образ молодого человека, хотя сам уже разменял пятый десяток. И надо отметить, что смотрится в своей роли Айзенберг более чем убедительно. Это, пожалуй, наиболее существенный повод смотреть это кино. Актер отлично показал травмированный внутренний мир своего героя, его психоз, метания в поисках себя, сильнейшую депрессию, а также ненависть и любовь. Видеть Айзенберга в качалке – само по себе зрелище диковинное, хотя внешне он практически не поменялся со времён «Социальной сети».

Из остальной труппы наиболее известен Эдриан Броуди. Нельзя сказать, что здесь его роль большая, и он смог отметиться чем-то выдающимся, но своё дело он делает убедительно.

Эпикриз: «Манодром» если и стоит кому-то смотреть, то только любителям независимых социальных драм. И, возможно, таким же большим любителям Джесси Айзенберга, так как актер снимается в большом кино не так часто.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.11.2023 18:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх