Версия // Общество // Доходы от продажи алкоголя государству дороже жизней своих граждан

Доходы от продажи алкоголя государству дороже жизней своих граждан

15255

Скажи водке нет

фото: Сергей Тетерин
В разделе

На протяжении всего года власти демонстрировали обеспокоенность падением доходов казны из-за уменьшения производства алкоголя. Дошло до того, что правительство решило заморозить акцизы из-за стремительного пересыхания потока «пьяных» денег, поступающих в бюджет. В сфере борьбы за трезвость кабинет не столь последователен, хотя экономические потери от злоупотребления алкоголем на порядок превосходят выгоду от сборов с отрасли.

Известны подсчёты Всемирной организации здравоохранения: алкоголизм наносит ущерб обществу, равный 2–5% внутреннего валового продукта. Имеется подобная информация и в российских инстанциях. Вот только, судя по дате её сбора, никто системным изучением вопроса так до сих пор и не озаботился.

В 2008 году Общественная палата РФ, решившая изучить взаимосвязь пьянства населения и состояния экономики, получила следующие – надо признать, шокирующие – цифры. Демографические потери страны от алкоголя составили 500 тыс. человек, экономические потери – 1,7 трлн рублей, или 4% ВВП.

Сравним всё это с данными по сбору водочных акцизов – 163 млрд рублей. Разница более чем в 10 раз!

Получается, что российское правительство, собирая крохи алкогольных сборов, в упор не замечает финансовую дыру, которую никакими акцизами, даже самыми высокими, не прикроешь.

Слишком мало пьёте…

Тем временем ситуация с потреблением алкоголя в России усугубляется. Даже Росалкогольрегулирование приводит в своей брошюре пугающие факты: из-за сверхвысокого употребления алкоголя в стране ежегодно умирают до 700 тыс. человек, смертность от алкогольных отравлений в России – самая высокая в мире, при нынешнем уровне потребления через 15 лет население РФ только из-за водки сократится на 11 млн человек.

Значит, наличие проблемы власть признаёт. Однако эксперты отмечают: современная антиалкогольная политика в РФ поражает своей непродуманностью. Чего стоят, к примеру, произнесённые в ходе Сочинского инвестфорума слова главы правительства Дмитрия Медведева, очень переживавшего из-за того, что в бюджет поступает всё меньше «пьяных» денег, собираемых в виде акциза с продажи алкоголя. По прогнозу Минфина, в этом году их будет меньше на 16,9% по сравнению с 2013-м, потому надо «навести порядок».

Интересно, как? Суммы сборов напрямую зависят от объёмов продажи и потребления алкоголя в стране. Получается, что россиянам надо пить больше? А коль так, то как это соотносится с тем, что менее полугода назад российское правительство утвердило госпрограмму, предусматривающую… сокращение потребления алкоголя до 10 литров этилового спирта на душу населения ежегодно?

На этом фоне совершенно феерически выглядят отдельные политические инициативы. Например, депутаты фракции ЛДПР в Госдуме недавно предложили снабжать бутылки с алкоголем устрашающими картинками на манер тех, что сейчас печатаются на сигаретных пачках.

Складывается устойчивое ощущение, что для властей пресловутая «антиалкогольная кампания» – не более чем клоунада. Шума и блеска много, но представление закончится и все останутся при своих.

Меры не впрок

Самым ярким решением властей в деле борьбы с алкоголизацией населения стало введение временных ограничений продажи спиртного. Как отмечает главный нарколог РФ Евгений Брюн, «запрет на торговлю крепкими напитками в ночное время привёл к тому, что спустя два-три года мы имеем снижение отравлений алкогольной продукцией примерно на 25%». Установление временных рамок на продажу алкоголя успешно было опробовано в скандинавских странах, ещё в начале прошлого века буквально вымиравших из-за неумеренного потребления спиртного. По словам Евгения Брюна, в течение XX столетия скандинавы смогли найти пути решения этой проблемы – алкоголь начали продавать только в определённые часы и в определённых магазинах.

По теме

Впрочем, не все эксперты расценивают «скандинавский опыт» как положительный. В частности, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз убеждён, что эффективность борьбы с алкоголизацией населения не зависит от количества запретов. «Вы сравните уровень жизни с российским, уровень медицины, уровень социальных программ. Идёт подтасовка фактов. В этих странах алкоголизация продолжала жить все эти 30 лет. Позитивного опыта в этих странах нет. В России нет ни одной экономической причины для снижения потребления алкоголя», – констатирует Дробиз.

Как бы то ни было, но одной этой меры мало. «Любые меры, которые ограничивают доступ к алкоголю, в России оправданны», – считает член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков.

Кошелёк или жизнь?

Какие же меры использует правительство? Самым популярным механизмом оказывается повышение цен на водку. Да, водка дорожает. Менее чем за год минимальная цена бутылки взлетела почти в два раза: со 125 рублей на конец 2013-го до 220 целковых сейчас. При этом отдельные наблюдатели считают, что этот рост недостаточен. «На мой взгляд, цена на водку должна расти быстрее, чем на пиво или вино. Думаю, что по справедливости водка должна стоить минимум 500 рублей за бутылку», – уверен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. В его видении радикальное переписывание прейскуранта на алкоголь поспособствует снижению потребления не самого полезного в мире продукта.

Однако всё дело в том, что повышение цены очень мало связано с желанием правительства снизить объёмы потребления россиянами национального напитка. Акциз с «беленькой» – одна из тех дойных коров, которые традиционно являются опорой государства. Тут достаточно вспомнить слова Дмитрия Медведева, сокрушавшегося, что казна недобирает «пьяных» денег. Именно интересы пополнения бюджета стали причиной того, что за последние два года сборы с литра спирта выросли в два раза – с 213 рублей до 500 (!) рублей. Но стали ли россияне из-за этого меньше пить? Как показал августовский опрос фонда «Общественное мнение», только 2% респондентов изъявили готовность отказаться от водки из-за её подорожания. Вспоминается анекдот: «Ты будешь меньше пить, папа? – Нет, сынок, ты будешь меньше кушать».

В связи с этим эксперты констатируют: правительству необходимо выстраивать чёткую стратегию по противодействию алкоголизации населения. Но прежде ему всё-таки надо уяснить, что для него важнее: сиюминутные доходы от продажи спиртного или здоровая страна в будущем.

Мнение

Сергей МАРКОВ, политолог:

– Сильные отличаются от слабых тем, что делают серьёзные выводы из поражений. Пётр после поражения от Карла XII создал новую армию и новую госбюрократию.

Союзника России – президента Total убили русское пьянство и разгильдяйство. Что надо делать? Начать кампанию в обществе по снижению уровня алкоголизации России. Каждый должен понять, что водка – это главный враг России, главный убийца русского народа. Те, кто считает себя патриотом России или социально ответственной личностью, должны отказаться от водки вообще – не пить водку самому и не давать её пить друзьям. Такие решения, без крайностей антиалкогольной кампании времён перестройки, могут привести к огромному позитиву для России, сократить травматизм, сохранить семьи, сократить криминальные разборки и бытовые убийства, повысить производительность труда, повысить среднюю продолжительность жизни.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.10.2014 12:10
Комментарии 0
Наверх