Вопросы, связанные с регулированием времени продажи алкоголя, - это всегда палка о двух концах, ведь речь идет о выборе между экономией на лечении людей и снижением налоговых поступлений и занятости.
В Вологодской области решили бороться с пьянством с использованием новых методов. В регионе намерены ввести ограничения продажи алкоголя - оставить гражданам такую возможность по будням всего на два часа - с 12.00 до 14.00. Инициатором новшеств стал губернатор Георгий Филимонов. Соответствующий законопроект уже опубликован на сайте регправительства. Речи о тотальном запрете в нем не идет, нововведения не затронут выходные дни, да и в течение недели те, кто не успеет купить алкоголь в магазине, всегда смогут зайти в кафе и ресторан.
Сам Филимонов назвал свое предложение заботой о каждой семье. По его словам, Вологодчина и Русский Север вымирают - сокращение население характеризуется страшными цифрами. Губернатор отметил, что за последний год число умерших жителей региона соответствует целому муниципалитету, причем 71% смертей трудоспособного населения непосредственно связаны с алкоголем. Для большей наглядности Филимонов в своем видеообращении на эту тему продемонстрировав фотографии пьяных подростков и заснувших на газонах мужчин.
Такие ограничения пока не ступили в силу - их планируется ввести с марта следующего года, поэтому оценивать их эффективность пока преждевременно. Однако недавнее ЧП, связанное с увлечением вологодца самогоноварением, на фоне этих намерений кажется весьма показательным. В частности, в одной их вологодских пятиэтажек взорвался самогонный аппарат, вызвав обрушение межквартирной перегородки. Пострадали несколько человек, двое из них в тяжелом состоянии были госпитализированы.
Насколько оправданны инициативы региональных властей? И будет ли работать эта мера так, как запланировано? Или инциденты с самогонными аппаратами станут постоянной угрозой? Эксперт оценила вероятные перспективы.
Марина Мельничук, д.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ:
«Инициатива регионов по ограничению продажи алкогольной продукции направлена на решение экономического бремени алкоголизма, значимой проблемы для всей России. Согласно данным ВОЗ, в России около 30% всех смертей связаны с чрезмерным употреблением алкогольных напитков. Однако, с другой стороны, строгие ограничительные меры могут привести к сокращению поступлений в региональные бюджеты от акцизных сборов на алкоголь, распространению практики самогоноварения, появлению «серого» рынка алкогольных напитков, увеличению продаж алкоголя в соседних регионах при запрете в других. Введение любых запретов сегодня должно: 1) учитывать негативный опыт прошлых лет (антиалкогольная кампания М.С. Горбачева в СССР в 1985-1988 гг.), 2) иметь точечный характер с предварительной оценкой эффекта от вводимых мер; 4) учитывать экономический аспект рынка алкогольной продукции».