28 марта 2024 на сайте Московской Патриархии появилась новость о служении архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Рождественском соборе г. Баку. В числе прочего, отмечались заслуги архимандрита Алексия (Никанорова), бывшего секретаря епархии, последним Синодом отправленного в распоряжение временно управляющего приходами Московского Патриархата в Италии митрополита Корсунского и Западноевропейского Нестора, Патриаршего экзарха Западной Европы.
Однако, через пару часов упоминание об отце-архимандрите загадочно исчезло.
В последнее время в Бакинской епархии вообще много чего происходит загадочного об этом и пойдёт речь.
После смерти уважаемого архиепископа Александра (Ищеина) в Азербайджан – многоконфессиональную страну с отработанным взаимодействием епархии с республикой был назначен архиепископ Пятигорский Феофилакт. Вероятно, поссорившись с властями Карачаево-Черкессии он был отправлен в отлаженную епархию в мусульманской стране. Сможет ли он с его мягким манерным подходом зарекомендовать себя? Начало было положено очень категоричное – чуть ли не весь аппарат архиепископа Александра разогнан. Текущим управленцем был назначен архимандрит Алексий, который все кассы городских храмов, похоже, замкнул на себя. Его принципиальная чёткость с прихожанами, больше походила на грубость.
Руководство Азербайджана не высказывалось против, но регулярно вспоминало архиепископа Александра, которого Президент республики решил похоронить на первой аллее почетного захоронения, в аллее славы Баку. Два года прошло, взаимодействия с конфессиями не заметно. Сомнительные персонажи, как протоиереи Дионисий Свечников, Мефодий Эфендиев на плаву, в лучших отношениях с архимандритом и прочими его приближенными. На последнем в 2023 году заседании Синода в Баку был избран новый архиерей – клирик Коломенской епархии архимандрит Филарет (Тихонов). Скромный батюшка, который готов был трудится до конца своей жизни в вверенной ему епархии. Однако архимандрит Никаноров, видится, поднял невиданный скандал – пошел против назначения нового архиерея. По слухам, Феофилакт сказал ему, что «Патриарх поставит тебя епископом». Не вышло. Выходит, Никаноров пошёл против главы церкви? После скандала все начали ждать следующий синод. И он, состоявшись, принял новое решение – никого пока не назначать.
Отметим, что нерешительность Синода напрямую ставит под удар отношения государства и церкви. После распада Советского Союза светское руководство республики Азербайджан не раз в кулуарах высказывалось о желании видеть во главе Бакинской епархии архиерея в сане митрополита, так как это свидетельствовало бы о высоком статусе представителя Русской Церкви в Азербайджане. При архиепископе Александре действительно, был статус. Но уровень, кажется, не дотягивал. Митрополит во главе церкви предоставил бы возможность в будущем создать ещё одну епархию, или викариатство и ещё более укрепить каноническое положение РПЦ в Азербайджане. Следует упомянуть, что это также усилило бы позиции РПЦ в противовес структурам Католической епархии, которая возглавляется пока только епископом. Но такого плана у синода мы до сих пор не видим.
Стало известно, что в новом санкционном пакете против России, который разработали в Евросоюзе, не предусмотрен полный запрет на импорт российского СПГ. На этой мере настаивали Финляндия, Польша и прибалтийские республики.
Еще одна, пока не дошедшая до верха церкви история также не способствовала нормализации отношений. Это – установление памяти местночтимых святых, которые исторически были связаны с Кавказской Албанией. Данный вопрос был как раз таки поднят архимандритом Алексием (Никаноровым) и поддержан архиепископом Феофилактом. Но учли ли все исторические аспекты? Память данных святых предлагается праздновать как местночтимых, имеющих связь с древним государством Кавказской Албанией. К сожалению, в долгосрочной перспективе это может вызвать недовольство мусульманского населения, которых большинство. Стоило ли рисковать?
История Кавказской Албании и народности «удин» и по сей день вызывает разногласия. С одной стороны государственное руководство Азербайджана благожелательно относится к общине «удин» как проживавших на территории Карабаха и эти исторические данные используются чтобы показать, что на упомянутой территории проживали не только армяне, с другой стороны их исторические культурные и языковые связи с Армянской церковью, деятельность которой запрещена на территории Азербайджана, могут сыграть негативную роль и также косвенно вызывать недовольство деятельностью Русской Церкви. Например, в найденной в 1996 году грузино-албанской рукописи, сообщается, что удинский был литературным языком Албании, к которому и писал алфавит албанам Месроп Маштоц. Создание алфавита и привело к окончательному формированию удинского народа с единым языком. И само название «албанцы» выступало синонимом «удин». Христианство также изначально распространялось первыми христианами и армянами через «утийские земли», где находится Гис, важнейшая святыня Албании. Албанская Церковь была в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью, а её архиепископ рукополагался армянским католикосом. С 552 года и вовсе армянский язык стал языком богослужения и письменности церкви.
Уже раздаются голоса непонимания, как РПЦ может так поддерживать «удин» прославляя в том числе и святых, связанных с Кавказской Албанией. Некоторые «горячие головы» в Азербайджане уже поднимают вопрос почему временно управляющим Бакинской епархией епархией является Пятигорский архиерей, который как известно в своей епархии тесно общается с Армянской диаспорой.
Также пока не понятно почему Бакинская епархия активно начинает внедрять азербайджанский язык на богослужении. До недавнего времени азербайджанский язык мог использоваться раз в году во время чтения Евангелия на Пасху. Подобные шаги следовало бы делать хотя бы с устным согласованием шейха Аллахшукюра Паша-заде. Но, по-видимому, им заручаться архиепископ Феофилакт не стал. Как это отзовётся в стране, где 97% населения исповедует ислам, не трудно догадаться.
При всей напряжённости текущей обстановки архимандрит Алексий (Никаноров) выдвигается по согласию с архиепископом Феофилактом в Италию. Да еще с благодарностью за труды, которые, заметить, были выражены специальным однодневным приездом временно управляющего. Издалека кажется, что на местах масштаб проблем критический недооценивают.
Вы правильно всё изложили и показали. Но ещё есть вопрос.. Может ли настоятель во время самого поста Стратной Седницы участвовать в концерте Преснякова. Это было 28 мая в Баку. И это был новый настоятель Новиков. И ещё может ли настоятель пянствовать в Церкви. Издеваться над сотрудниками, устраивать в территории Храма гулянки и пить то последнего вздоха?
Вот что сегодня делается в Бакинской Епархии. И при том назначают на место секретаря человека с позорной статьёй которая до сих пор на нём и дело не закрыто. Таких даже таксистом на работу не берут а Тут его назначили секретарём.. Очень больно всё это видеть.