28 марта 2024 на сайте Московской Патриархии появилась новость о служении архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Рождественском соборе г. Баку. В числе прочего, отмечались заслуги архимандрита Алексия (Никанорова), бывшего секретаря епархии, последним Синодом отправленного в распоряжение временно управляющего приходами Московского Патриархата в Италии митрополита Корсунского и Западноевропейского Нестора, Патриаршего экзарха Западной Европы.
Однако, через пару часов упоминание об отце-архимандрите загадочно исчезло.
В последнее время в Бакинской епархии вообще много чего происходит загадочного об этом и пойдёт речь.
После смерти уважаемого архиепископа Александра (Ищеина) в Азербайджан – многоконфессиональную страну с отработанным взаимодействием епархии с республикой был назначен архиепископ Пятигорский Феофилакт. Вероятно, поссорившись с властями Карачаево-Черкессии он был отправлен в отлаженную епархию в мусульманской стране. Сможет ли он с его мягким манерным подходом зарекомендовать себя? Начало было положено очень категоричное – чуть ли не весь аппарат архиепископа Александра разогнан. Текущим управленцем был назначен архимандрит Алексий, который все кассы городских храмов, похоже, замкнул на себя. Его принципиальная чёткость с прихожанами, больше походила на грубость.
Руководство Азербайджана не высказывалось против, но регулярно вспоминало архиепископа Александра, которого Президент республики решил похоронить на первой аллее почетного захоронения, в аллее славы Баку. Два года прошло, взаимодействия с конфессиями не заметно. Сомнительные персонажи, как протоиереи Дионисий Свечников, Мефодий Эфендиев на плаву, в лучших отношениях с архимандритом и прочими его приближенными. На последнем в 2023 году заседании Синода в Баку был избран новый архиерей – клирик Коломенской епархии архимандрит Филарет (Тихонов). Скромный батюшка, который готов был трудится до конца своей жизни в вверенной ему епархии. Однако архимандрит Никаноров, видится, поднял невиданный скандал – пошел против назначения нового архиерея. По слухам, Феофилакт сказал ему, что «Патриарх поставит тебя епископом». Не вышло. Выходит, Никаноров пошёл против главы церкви? После скандала все начали ждать следующий синод. И он, состоявшись, принял новое решение – никого пока не назначать.
Отметим, что нерешительность Синода напрямую ставит под удар отношения государства и церкви. После распада Советского Союза светское руководство республики Азербайджан не раз в кулуарах высказывалось о желании видеть во главе Бакинской епархии архиерея в сане митрополита, так как это свидетельствовало бы о высоком статусе представителя Русской Церкви в Азербайджане. При архиепископе Александре действительно, был статус. Но уровень, кажется, не дотягивал. Митрополит во главе церкви предоставил бы возможность в будущем создать ещё одну епархию, или викариатство и ещё более укрепить каноническое положение РПЦ в Азербайджане. Следует упомянуть, что это также усилило бы позиции РПЦ в противовес структурам Католической епархии, которая возглавляется пока только епископом. Но такого плана у синода мы до сих пор не видим.
В Азербайджане начали производство российских автомобилей Lada Granta. Руководство АвтоВАЗа ожидает, что объем выпуска по итогам этого года достигнет 1,5 тыс.
Еще одна, пока не дошедшая до верха церкви история также не способствовала нормализации отношений. Это – установление памяти местночтимых святых, которые исторически были связаны с Кавказской Албанией. Данный вопрос был как раз таки поднят архимандритом Алексием (Никаноровым) и поддержан архиепископом Феофилактом. Но учли ли все исторические аспекты? Память данных святых предлагается праздновать как местночтимых, имеющих связь с древним государством Кавказской Албанией. К сожалению, в долгосрочной перспективе это может вызвать недовольство мусульманского населения, которых большинство. Стоило ли рисковать?
История Кавказской Албании и народности «удин» и по сей день вызывает разногласия. С одной стороны государственное руководство Азербайджана благожелательно относится к общине «удин» как проживавших на территории Карабаха и эти исторические данные используются чтобы показать, что на упомянутой территории проживали не только армяне, с другой стороны их исторические культурные и языковые связи с Армянской церковью, деятельность которой запрещена на территории Азербайджана, могут сыграть негативную роль и также косвенно вызывать недовольство деятельностью Русской Церкви. Например, в найденной в 1996 году грузино-албанской рукописи, сообщается, что удинский был литературным языком Албании, к которому и писал алфавит албанам Месроп Маштоц. Создание алфавита и привело к окончательному формированию удинского народа с единым языком. И само название «албанцы» выступало синонимом «удин». Христианство также изначально распространялось первыми христианами и армянами через «утийские земли», где находится Гис, важнейшая святыня Албании. Албанская Церковь была в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью, а её архиепископ рукополагался армянским католикосом. С 552 года и вовсе армянский язык стал языком богослужения и письменности церкви.
Уже раздаются голоса непонимания, как РПЦ может так поддерживать «удин» прославляя в том числе и святых, связанных с Кавказской Албанией. Некоторые «горячие головы» в Азербайджане уже поднимают вопрос почему временно управляющим Бакинской епархией епархией является Пятигорский архиерей, который как известно в своей епархии тесно общается с Армянской диаспорой.
Также пока не понятно почему Бакинская епархия активно начинает внедрять азербайджанский язык на богослужении. До недавнего времени азербайджанский язык мог использоваться раз в году во время чтения Евангелия на Пасху. Подобные шаги следовало бы делать хотя бы с устным согласованием шейха Аллахшукюра Паша-заде. Но, по-видимому, им заручаться архиепископ Феофилакт не стал. Как это отзовётся в стране, где 97% населения исповедует ислам, не трудно догадаться.
При всей напряжённости текущей обстановки архимандрит Алексий (Никаноров) выдвигается по согласию с архиепископом Феофилактом в Италию. Да еще с благодарностью за труды, которые, заметить, были выражены специальным однодневным приездом временно управляющего. Издалека кажется, что на местах масштаб проблем критический недооценивают.
Вы правильно всё изложили и показали. Но ещё есть вопрос.. Может ли настоятель во время самого поста Стратной Седницы участвовать в концерте Преснякова. Это было 28 мая в Баку. И это был новый настоятель Новиков. И ещё может ли настоятель пянствовать в Церкви. Издеваться над сотрудниками, устраивать в территории Храма гулянки и пить то последнего вздоха?
Вот что сегодня делается в Бакинской Епархии. И при том назначают на место секретаря человека с позорной статьёй которая до сих пор на нём и дело не закрыто. Таких даже таксистом на работу не берут а Тут его назначили секретарём.. Очень больно всё это видеть.