Версия // Культура // «Доктор Сон», «Во всё тяжкое» и «Райские холмы» - обзор кинопремьер этой недели

«Доктор Сон», «Во всё тяжкое» и «Райские холмы» - обзор кинопремьер этой недели

44131

Возвращение в отель «Оверлук»

В разделе

На этой неделе в российский прокат выходят следующие новинки кино: фильм ужасов – продолжение культового «Сияния» Стивена Кинга - «Доктор Сон», американская трагикомедия с Джонни Деппом «Во всё тяжкое» и испанская подростковая антиутопия «Райские холмы».

Доктор Сон

(18+)

Реж. – Майк Флэнеган

В ролях – Юэн Макгрегор, Кайли Кёрран, Ребекка Фергюсон, Дэнни Ллойд, Карел Стрёйкен, Джейкоб Тремблей, Эмили Элин Линд, Зан Маккларнон, Клифф Кёртис, Брюс Гринвуд, Александра Эссоу

Производство – США

Фильм ужасов, являющийся продолжением культового «Сияния» Стивена Кинга, снятый также по его роману. Поставил ленту Майк Флэнеган, набивший себе руку на съемках односложных хорроров – «Окулус», «Сомния», «Тишина», «Игра Джералда», «Уиджи: Проклятие доски дьявола» и других.

Действие фильма сначала продолжает события первой части, а затем переносится вперед на спустя тридцать лет. Главный герой – мальчик по имени Дэниэл Торренс (Юэн Макгрегор) выжил в заснеженном горном отеле после помешательства собственного отца. Его мать рано скончалась, и Дэнни вырос непутевым человеком, склонным к наркотикам, развратным девушкам и выпивке. Всё это заглушает «сияние», которым он уже не желает пользоваться. Пристрастие к алкоголю Дэнни связывает с наследственностью – его отец помешался на фоне алкоголизма. Опустившись на дно, наш герой решает встать на правильный путь – уезжает в захолустный городок на севере штатов, завязывает с выпивкой, заводит друга, находит работу. Но однажды, с ним связывается с помощью сияния девочка-подросток по имени Абра (Кайли Кёрран), силы которой имеют колоссальную мощь. Она становится целью охоты группы «Истинный узел», члены которой питаются страхом и болью обладателей «сияния». Это позволяет им жить неестественно долгие года, не стареть и усиливать собственные способности. Этими людьми с черными душами руководит кровожадная и хитрая Роуз (Ребекка Фергюссон).

Не будем оригинальными, если скажем, что «Сияние», которое снял Стэнли Кубрик по роману Кинга, стало иконой жанра психологического триллера и хоррора. Тем не менее, Кубрик порядочно отошел от оригинальной книги Стивена Кинга, чему автор был крайне не рад, и даже отказался от продвижения картины. В конце 90-х Кинг даже организовал съемки ремейка – мини-сериала, который не получил должного признания, хотя был куда ближе к первоисточнику. «Доктор Сон» также снимался и продвигался при участии Кинга. Получилось ли у создателей не посрамить «Сияния» Кубрика и одновременно снять близкий произведению автора фильм ужасов? Сейчас узнаем.

Да, получилось. Майкл Флэнеган, в фильмографии которого нет выдающихся или хотя бы примечательных картин, сумел снять кино, которое прекрасно располагается на двух стульях сразу. «Доктор Сон», снятый по одноименному роману, старается говорить со зрителями языком Кинга. Здесь, как и в романах писателя, упор делается на сияние и его носителей, попытки управлять им, самосознание и передачу опыта следующему поколению одаренных детей. Как в свое время Дэнни перенимал премудрости Дика, встретившегося ему в горном отеле, так уже сам взрослый Торренс берет под свою опеку крайне яркую Абру. Середина фильма вышла целостной настолько, что если бы создатели решили вовсе обрубить все связи с оригинальным «Сиянием», то зрители бы получили быстро вылетающий из головы средненький мистический триллер. Но грамотная привязка к «Сиянию» (спасибо автору первоисточника) делает фильм куда более насыщенным и занимательным.

Но как же Кубрик? А с ним всё прекрасно – пролог и финал ленты отдают дань гениальному режиссеру и его творению, ставшему культовым. Флэнеган не старался переснять на иной лад, переиначить или даже спародировать (привет «Тёмные судьбы») кубриковское «Сияние». Он бережно воссоздал некоторые, самые сочные моменты ленты, органично вплетя их в собственное повествование. И, пожалуй, главная его заслуга – это чувство меры. Отсылок к «Сиянию» 1980 года – как визуальных, так и звуковых, ровно столько, сколько нужно, чтобы точно попасть в ностальгические чувства фанатов и, в то же время, не успеть надоесть. Получается, что зритель видит полностью оригинальный фильм, но вишенка на этом торте – аккуратная реминисценция Кубрика. Если мерить по иным экранизациям Кинга, то, конечно, до «Сияния» 1980 года фильму очень далеко, но он и не старается переплюнуть его, но должным образом отдает честь. Но в сравнении с недавним «Оно 2» картина Флэнегана на одну-две головы выше.

Но, при всей своей интересности и увлекательности, а также ностальгическом порыве, «Доктор Сон» нельзя назвать отличным фильмом. Далее о минусах. Во-первых: это кино не отвечает заявленному жанру хоррор. Действительно страшного здесь практически ничего нет, да и ход повествования фильма более напоминает мистический триллер, нежели ужастик. Режиссер пытается нагнать страху с помощью звуковых эффектов, но это слабо действует на опытного зрителя. «Бу-эффектов» не так уж и много, но среди них есть весьма «приятные» образцы (без уточнения - спойлер). Но все равно – это не фильм ужасов. Во-вторых: лента долго запрягает. Если пропустить небольшой пролог про детство Дэнни, то далее фильм начинает долгую и не особо интересную экспозицию, которая сперва развивается в нулевых годах, а после – девять лет спустя. Незаинтересованный зритель может легко заскучать за это время. В-третьих: образы злодеев. Кучка хиппи на передвижных трейлерах не особо пугают, хоть и творят ужасные вещи. А уж когда обнаруживается, у кого самое сильное «сияние», то ощущение исходящей от них опасности улетучивается безвозвратно. И последний существенный недостаток – логические дыры в сюжете. Да, ближе к финалу некоторые несуразные поступки главных действующих лиц будут вызывать вопросы.

Отдельно стоит упомянуть об актерах – Макгрегор справился отлично, нечего добавить. Приятно удивила дебютантка Кайли Кёрран в образе Абры. А вот антагонисты на их фоне смотрелись гротескно и наигранно, будто заглянули сюда из другой, не самой удачной экранизации Кинга.

Эпикриз: «Доктор Сон» сделал невозможное – угодил фанатам и Кубрика, и Кинга, при этом, не являясь шедевральным фильмом (недостатков много, но достоинства их перекрывают). Это новая ступень в карьере режиссера и отличный повод сходить в кино всех поклонников романов Стивена Кинга или экранизаций 1980 и 1997 года.

Во всё тяжкое

(16+)

Реж. – Уэйн Робертс

В ролях – Джонни Депп, Розмари ДеУитт, Одесса Янг, Дэнни Хьюстон, Зои Дойч, Девон Террелл, Рон Ливингстон, Линда Эмонд, Матрея Скаррвинер, Шиван Фэллон

Производство – США

Голливудская трагикомедия от малоизвестного сценариста и режиссера Уэйна Робертса, до этого снявшего лишь одну драму «Кэти прощается». Оригинальное название фильма – «Профессор», и никакого отношения к сериалу или героям сериала «Во все тяжкие» этот фильм не имеет.

По сюжету профессор предпенсионного возраста престижного американского университета по имени Ричард (Джонни Депп) узнает, что у него диагностировали четвертую стадию рака легких. Это сильно ударяет по жизнелюбивому интеллектуалу, который в первую очередь решает все рассказать своим близким. Но за обедом он узнает, что его жена (Розмари ДеИутт) ему изменяет, а его старшеклассница-дочь (Одесса Янг) – лесбиянка. Ричард решает ничего не говорить семье, и провести остаток жизни – а это не более полугода, в собственное удовольствие.

«Ни одной недели без идиотски адаптированных названий фильмов!» - кажется, именно таков лозунг российских локализаторов. Это же надо настолько притянуть за уши название популярного сериала, причем непонятно на каком основании. Чувство негодования и злости усиливается испанским стыдом, когда видишь такое. Если нас читают люди, которые так твердолобо локализуют названия, хочется сказать вам – остановитесь! Но никто не остановится…

Что касается самого фильма, то в его основу легла наираспространённейшая концепция смертельно больного главного героя, который на исходе собственной жизни осознает всю бренность и заурядность прожитых лет. Фильм оставляет надежду на оригинальную трактовку или новый моральный посыл в финале, но нет – «Профессор» оказывается обычной драмой о том, как уходит и прощается с близкими добродушный и начитанный профессор. «Во всё тяжкое», как обозвали фильм прокатчики, он не особо-то и ударяется – лишь увеличивает количество алкоголя в крови, меняет форму проведения лекций и курит травку. «Ну и что же здесь криминального?», - спросите вы и будете абсолютно правы в собственном недоумении. Вызывающее поведение главного героя не настолько радикально, чтобы пытаться заинтриговать этим, а сделанные им в финале постулаты даже неопытные зрители видели не в одном фильме со схожей темой.

Для комедии фильм имеет слишком трагический настрой, который усиливается к финалу. Шутки здесь есть, причем неплохие в большинстве своем, но их немного и распределены они неравномерно. Последняя четверть проходит вовсе без юмора.

Примечательны пара моментов, где троллинг главного героя направлен на лево-демократические взгляды и феминисток – запретная тема для современного Голливуда. Но дальше режиссер не отваживался развивать эту тему, боясь бойкота со стороны активного американского общества. Единственно хорошей сюжетной линией являются отношения Ричарда с его коллегой и другом Питером. Давненько в голливудском кино никто так натурально не показывал настоящую мужскую дружбу, которая была необходимым атрибутом большинства лент Золотого века Голливуда. На взаимоотношения Ричарда и Питера действительно приятно и трогательно смотреть – ведь именно так должны вести себя настоящие друзья.

Увы, но в остальном кино является крайне банальной поделкой. Никаких новых мыслей в головы кинозрителям оно не положит.

Джонни Депп в образе надломленного профессора смотрится натурально – кажется, что и в реальной жизни в то время, когда снимался фильм, он переживал нечто подобное (в прошлом году заголовки желтых газет пестрили информацией о личностном упадке актера). Высокой актерской игры он здесь не выдает, но весь фильм ходит с блаженно-уставшим лицо, которое преображается лишь два раза – в самом начале и в самом конце.

Эпикриз: «Профессора» сложно кому-то советовать – слишком оно вторичное для философской драмы о смысле бытия, и слишком несмешное для фильма-комедии. Несколько светлых пятен не развевают мрак банальности и плоскости.

Райские холмы

(16+)

Реж. – Элис Вэддингтон

В ролях – Эмма Робертс, Даниэль Макдональд, Аквафина, Милла Йовович, Эйса Гонсалес, Джереми Ирвин, Арно Валуа, Дэниэл Хорват, Нэнси Джек

Производство – Испания

Испанская фантастическая драма-триллер, снятая малоизвестным начинающим режиссером Элис Вэддингтон.

Действие фильма происходит в далеком (или не очень) будущем, где расслоение общества достигло своего апогея. Богатые живут в огромных викторианских особняках обособлено от бедных, которые голодают и становятся жертвами войн. Молодая девушка Ума (Эмма Робертс) неожиданно оказывается на загадочном острове. Она пытается найти оттуда дорогу домой, но попадает в руки заботливых санитаров. Оказывается, что родители отправили Уму в специальную лечебницу, где непослушных и строптивых девушек за два месяца «превращают» в идеальных и покорных жен молодых аристократов. Обстановка на острове царит крайне умиротворенная, дружелюбная и ласковая. Это заведение похоже больше на небесный санаторий, нежели учреждение перевоспитания. Там Ума знакомится с другими девушками, они подозревают что-о неладное и решают все равно сбежать с острова…

Фантастические антиутопии условно можно разделить на 3 вида: плохие - которые вызывают множество вопросов зрителя и не отвечают на них, хорошие - отвечают на основные зрительские вопросы и дают общую картину происходящего, и лучшие – самостоятельно скрыто ставят перед зрителем вопросы, на которые сами же дают исчерпывающие ответы. Это справедливо не только для антиутопий, но и для всего жанра фантастики. Увы, но «Райские холмы» смело можно отнести к первому типу, хотя ближе к финалу картина пытается обосновать происходящее перед зрителем. Отчасти, даже сюжетная подоплека оказывается обоснованной. Но всё это тонет в пучине непонимания логики происходящего на экране. С одной стороны – технологии будущего, с другой – порядки и во многом быт 19 века. Это касается поведения и коммуникации людей на острове, в плане интерьеров сочетание хайтека и классицизма прошло куда более успешно. Но сценарий сходу бросает зрителя в гущу событий, лишив какой бы то ни было экспозиции. Мир будущего останется за бортом, основное действо будет происходит на прекрасном острове. И количество вопросов к фильму накапливается как снежный ком, хотя по началу он не вызывает никаких негативных ассоциаций (подкупает визуальный ряд, но о нем чуть ниже). Сценарий пестрит логическими нестыковками, которые нельзя просто спустить на тормозах, ибо «это же фантастика».

Назвать это кино феминистическим – это ничего не сказать. Все основные персонажи фильма – девушки, антагонист (которого можно предугадать даже по постеру) – того же пола. Мужчины представлены здесь безвольным обслуживающим персоналом, продажными бедняками и самовлюбленными богатыми аристократами. На сюжет оказывает влияние едва ли один из них всех.

Основой повествования зрителям показывают Уму, ее подруг и девушку, которая хочет стать ей чуть более близкой, нежели обычная подружка. Иногда в их общество будет влезать главный злодей, вернее злодейка, которая в финале раскроется с совсем нелицеприятной стороны, что вызывает еще массу вопросов (не можем уточнить, ибо спойлер).

Но не обошлось без ложки меда – визуально фильм выглядит очень красиво. Антураж ленты – это что сродни сочетанию природы (в основном газонов и роз, много-много роз) и старинных архитектурных стилей с ноткой передовых технологий будущего. Первые сцены на острове сильно напоминают раннего Тарсема Сингха и его «Запределье». Но при этом картинка «Райских холмов» не теряет оригинальности. Из-за ограниченного количества локаций к середине картинка понемногу приедается, но впечатления это не портит.

Эпикриз: «Райские холмы» представляли бы собой невзрачный и никому ненужный пример мертвого ныне жанра – подростковой антиутопии, если бы не грамотная и талантливая работа художников-декораторов, гримеров, костюмеров, и, конечно же, оператора. Но этого слишком мало, чтобы можно было назвать фильм хорошим, а уж, тем более, идти на него в кино.

А на десерт нас ждут кассовые сборы: первое место у нас в стране за прошлые выходные, вопреки ожиданиям, сумел занять анимационный фильм «Семейка Аддамс», который оттеснил фаворита прогнозов – продолжение легендарного боевика 80-х «Терминатор: Темные судьбы» на второе место. Замыкает тройку сказочное боевое фэнтези «Малефисента: Владычица тьмы».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.11.2019 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх