// // До наступления оттепели коммунальщики ежедневно вывозили с улиц до 1 миллиона кубометров снега

До наступления оттепели коммунальщики ежедневно вывозили с улиц до 1 миллиона кубометров снега

1255

По сигналу из космоса

фото: РИА Новости
фото: РИА Новости
В разделе

Нынешний январь выдался в Москве самым, пожалуй, капризным за последние пять лет: вначале поставил рекорд по высоте сугробов, а к концу минувшей недели накрыл столицу дождём. И то и другое стало настоящим испытанием для коммунальных служб города. И до прихода тёплого циклона с Атлантики, и после городской комплекс ЖКХ работал в режиме повышенных нагрузок.

Во время особенно сильных снегопадов коммунальщики убирали снег круглосуточно. А когда пришла оттепель, на улицы вышла другая техника: чтобы город не превратился в каток, в ход пошли реагенты.

Всего на уборке снега в дневное время работали более 90 тыс. человек, ночью – 60 тысяч. Кроме того, в городе использовались более 18 тыс. единиц различной техники и 40 тыс. средств малой механизации. Практически вся снегоуборочная техника в столице – новая: парк снегоуборочных машин за последнее время был обновлён на 72%.

Ежеминутная готовность

Для того чтобы работы велись быстро и скоординированно, вся городская снегоуборочная техника оснащена датчиками ГЛОНАСС. Сигнал о передвижении каждой машины передаётся в пункт контроля каждые две минуты. Благодаря этому можно видеть и координировать движение техники, а также контролировать расход топлива.

Технология уборки снега в городе выстроена следующим образом. Каждый день столичное метеобюро готовит погодные сводки для коммунальных служб. Поэтому о предстоящих снегопадах, как правило, известно заранее и у коммунальщиков есть возможность подготовиться. О надвигающемся снегопаде оповещаются все префектуры и организации, занимающиеся уборкой (ГБУ «Жилищник» и ГБУ «Дороги»).

Подготовка к снегопаду начинается с того, что дороги обрабатываются противогололёдными реагентами. Естественно, повышенное внимание уделяется крутым спускам, мостам, эстакадам и тоннелям. Кроме того, приводится в полную готовность вся снегоуборочная техника, ведь согласно регламенту работы по зимней уборке дорог должны быть выполнены всего за три часа. А на транспортных развязках и основных магистралях – всего за час. Для сравнения: например, в Монреале, когда дороги чистят от снега, движение транспорта блокируется на полчаса – час. А в японском городе Саппоро уборочная техника выходит на улицы только после снегопада и обычно ближе к полуночи. Снег в Японии никуда не вывозят, а просто откидывают к обочине. В результате в конце зимы тротуары в городе Саппоро представляют собой узкие снежные коридоры со стенками в два человеческих роста.

В Москве же на утилизации снега работают 56 снегоплавильных пунктов и 145 мобильных установок. Общая производительность снегоплавильного оборудования в столице – 550 тыс. кубометров снега в сутки. А один снегоплавильный пункт может принять до 400 самосвалов снега в день. Нынешней снежной зимой уже было утилизировано 4 млн кубометров снега.

Лопаты идут и по тропам

В отличие от проезжей части уборка пешеходных зон начинается сразу после снегопада. В центре повышенного внимания коммунальщиков – тротуары, площадки у станций метрополитена, остановки общественного транспорта, площади у железнодорожных вокзалов и социальных объектов. Кроме того, уделяется внимание так называемым проложенным тропам, там, где люди ходят чаще всего. По нормативам снег на таких территориях должен быть убран за 12 часов, максимум – за сутки.

Столичные дворы и подъезды к ним во время снегопада убирают вручную, в том числе и ночью. Техника на уборку дворов выходит только днём. Но, как бы то ни было, до 10 утра вся уборка должна быть завершена. Начиная с 2014/15 года в городе действует новая система уборки территорий, не относящихся к дорожной сети. Если раньше этим занимались подрядные организации, которые выбирались по итогам конкурса, то теперь основной объём работ ГБУ «Жилищник» выполняет своими силами – собственной техникой и штатом сотрудников. Дело в том, что раньше на конкурсах побеждали компании, предлагающие самые дешёвые и не всегда качественные услуги. Кроме того, территории разбивались на несколько «частных» зон, за уборку которых могли отвечать разные компании. В результате это приводило к тому, что при уборке дворов дворник мог запросто сбросить весь снег на соседнюю дорожку, которая уже не являлась его территорией.

Реагенты международного уровня

По теме

Когда 29 января в Москве грянула оттепель, которую в любой момент готов «подкараулить» морозец, справиться с ситуацией стало возможно лишь благодаря реагентам. Очистить дороги и тротуары от наледи механическим путём – с помощью машин и лопат – просто невозможно. Только реагенты могут растопить образовавшуюся корку льда и дать возможность пешеходам нормально передвигаться, а автомобилям – безопасно ездить.

Заметим кстати, что в 2011 году в Москве, идя навстречу пожеланиям горожан избавить их от «вредной химии», провели эксперимент и полностью заменили реагент на гранитную крошку. Количество жалоб стало ещё больше, а травматизм увеличился в разы. Гранитная крошка и песок не обладают необходимой эффективностью. Кроме того, в том же 2011 году гранитная крошка нарушила и работу метрополитена. Из строя начали выходить эскалаторы, которые забивались гранитной крошкой, принесённой на ногах пассажиров. Весной же гранитная крошка и песок забивали водостоки, что приводило к затопляемости улиц.

В результате пять лет назад Москва перешла на новые, современные прогрессивные многокомпонентные противогололёдные реагенты и технологии их использования. Так что извечная тема о неких «вредоносных парах», бесконечной соли на улице и т.п. теперь наконец-то потеряла свою актуальность.

Реагенты, используемые сегодня на улицах Москвы, аналогичны тем, что применяются в большинстве городов Европы и Канады. В Москве, согласно расчётам, на один зимний сезон требуется около 516,1 тыс. тонн реагентов. Если температура воздуха не опускается ниже минус 10 градусов, коммунальные службы используют жидкие реагенты, когда холодает сильнее – твёрдые.

В последние годы в мире начинают появляться новые противогололёдные материалы на основе ацетатов и формиатов. Московская технология также предусматривает включение формиатов в состав комбинированных реагентов. Формиаты являются малотоксичными и легко поддаются биохимическому разложению при очень небольшом количестве кислорода, а также повышают водонепроницаемость грунта, при этом сами же плохо проникают в грунт, что исключает загрязнение ими грунтовых вод, они не накапливаются в почвах, не угнетают почвенные микроорганизмы, то есть являются экологичными. Тот факт, что используемые в столице реагенты совершенно безопасны для экологии и человека, подтверждается ежегодными пробами поверхностных и грунтовых вод, почвы и зелёных насаждений. Всего за сезон делается около 2 тыс. проб. Все исследования показывают, что ни одно из веществ, входящих в состав реагентов, не выходит за пределы предельно допустимой нормы. Все реагенты используются в соответствии с правилами и нормами. За все нарушения предусмотрены штрафы. Структуры правительства Москвы контролируют соблюдение коммунальщиками технологии. В частности, работает горячая линия Департамента природопользования и охраны окружающей среды, по обращениям граждан инспекторы выезжают для проверки и фиксации нарушений.

А как у них?

Заметим, кстати, что за рубежом, например в Нью-Йорке, Бостоне, Монреале, Хельсинки, Осло, уборкой снега около домов и магазинов должны заниматься собственники территорий. Причём если они не успевают уложиться в установленные сроки, то за это полагается штраф. Те, кто не хочет самостоятельно махать лопатой, может обратиться в специальные компании, однако стоимость работ по уборке снега для одного домовладения у них составит не менее 100 долларов в месяц.

Что же касается применения различных химических материалов для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и тротуарах, то анализ зарубежного опыта показывает, что такая практика широко распространена. Так, в США используют за сезон около 10 млн тонн хлористого натрия и 300 тыс. тонн хлористого кальция, во Франции – 1,2 млн тонн, в Англии – 1,5 млн тонн, в Дании – до 400 тыс. тонн, в Финляндии – до 150 тыс. тонн хлоридов и т.д. Из стран, не применяющих антигололёдные жидкости, можно назвать Японию. Лишь иногда дороги в Саппоро, например, посыпают каменной крошкой.

В результате все свободные от свежего снега поверхности превращаются в идеальный каток. Особенно опасны перекрёстки улиц – здесь лёд отполирован прокручивающимися при старте колёсами машин. А в Стокгольме (Швеция) лёд посыпают гранитной крошкой либо поливают смесью кипятка и щебёнки, которая образует после застывания несколько шероховатое покрытие. Возле подъездов домов муниципалитет ставит контейнеры с гранитной крошкой и лопатами, для того чтобы жители сами посыпали скользкие места.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.02.2016 12:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх