Версия // Бизнес // «Делимобиль» первым выходит на IPO и может привлечь внимание крупных игроков с госучастием

«Делимобиль» первым выходит на IPO и может привлечь внимание крупных игроков с госучастием

17032

Каршеринг на бирже

«Делимобиль» первым выходит на IPO и может привлечь внимание крупных игроков с госучастием
(фото: mos.ru)
В разделе

«Делимобиль» принял решение о выходе на IPO в сентябре, в октябре была подана заявка на размещение акций. И хотя закрытие книги заявок запланировано на вечер вторника, 2 ноября, она уже переподписана. Эксперты уверены, что дебют компании будет успешным, но дальше все будет зависеть от административного ресурса.

Первые на IPO

В рамках IPO Delimobil Holding S.A. планирует разместить 20 млн ADS, каждая из которых соответствует двум обыкновенным акциям. Если андеррайтеры IPO полностью реализуют предусмотренный для них опцион, то объем размещения увеличится до 23 млн ADS (соответствует 46 млн акций). Как ожидается, компания может привлечь 200-240 миллионов долларов, с учетом опциона сумма может вырасти до 276 миллионов.

В июне 13,4% «Делимобиля» за $75 млн купил «ВТБ Капитал». Тогда компания была оценена в $560 млн, но с тех пор оценка выросла на 63%: все компании дорожают перед IPO. Эксперты прогнозируют, что несмотря на локдаун, инвестиции в этот рынок перспективны.

«Локдаун - это временные обстоятельства. Причем те, кто инвестируют сейчас, делают выгоднейшее вложение, так как компания «Делимобиль» не может серьезно поднять стоимость IPO», - считает руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России», директор «Национального общественного центра безопасности движения», председатель Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав автомобилистов» Сергей Канаев. - Инвестиции всегда приводят к расширению компании, которое возможно только за счет покупки новых автомобилей. Скажу больше - вкладываться в IPO будут концерны, которые производят автомобили. Они заинтересованы в постоянном заказчике - «Делимобиле», Яндексе - не имеет значения».

Перспективы рынка

Москва занимает первую строчку в рейтинге городов по паркам каршеринга. На втором месте Токио, затем следуют Пекин, Шанхай и … Санкт-Петербург. Прокат автомобилей появился в России давно, но настоящую популярность приобрел после того, когда в столице был запущен проект «Московский каршеринг». Правительство Москвы предоставляет сервисам каршеринга и такси субсидии (300 млн руб. в 2020 г. и 280 млн руб. – в 2021 г.) и скидки на парковку.

На конец 2020 года 20 операторов каршеринга работали в 26 городах России, суммарный автопарк - свыше 45 тыс. автомобилей. При этом 90% рынка принадлежит указанным выше четырем операторам. Разумеется, больше всего машин для проката в Москве - 25 тысяч. По оценкам экспертов, этот рынок будет расти. Сергей Канаев уверен, что к 2030 году каршеринговых автомобилей в РФ будет больше, чем личных: «Рынок огромный, он исчисляется десятками миллионов автомобилей. Причем речь не только о крупных городах. В городах, где население больше 200 тысяч, каршеринг займет все. Это вопрос времени».

Эксперт считает, что и другие каршеринговые компании могут выйти на IPO вслед за «Делимобилем», но в выигрыше окажется тот, кто будет первым: «В этом плане «Делимобиль» имеет конкурентное преимущество. В перспективе он может занять первую строчку в списке каршеринговых компаний в России. Но все будет зависеть и от административного ресурса. И «Делимобиль», и Яндекс имеют неплохой административный ресурс, а в нашей стране бизнес как правило завязан именно на это. Каршеринговая компания, которая выйдет в топ, может стать госкорпорацией. Яндекс, например, — государственная компания. И пока они в таком статусе одни. Следующим готовится стать Сбер. Может ли «Делимобиль» стать госкомпанией? Скорее, его могут купить. ВТБ, например. Для них это будет дешевле и перспективнее».

Каршеринговый массмаркет

Сервис проката «Делимобиль» был создан в 2015 году президентом Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани. На сегодняшний день автопарк сервиса составляет свыше 16 тысяч единиц, основные марки - Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo и т.д. Сейчас компания работает в 11 городах России, но планирует масштабироваться.

У сервиса есть свое мобильное приложение, где можно выбрать и арендовать машину, в котором зарегистрировано 7,1 млн пользователей. Активная аудитория - 419 тысяч. Несмотря на то, что на сегодняшний день компания занимает лишь четвертую строчку в рейтинге операторов каршеринга в Москве - после Яндекс Драйва, Belca Car и Сити Драйва м ее выручка постоянно растет. Так, в 2019 г. «Делимобиль» заработал 5 млрд. руб., в 2020 г. - 6,5 млрд. руб., и только за первое полугодие 2021 г. - уже почти 5 млрд.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2021 20:32
Комментарии 0
Наверх