Версия // Общество // Дальнобойщиков теперь не устраивает не только «Платон», но и правительство

Дальнобойщиков теперь не устраивает не только «Платон», но и правительство

25559

Дорожный бунт

фото: Замир Усманов/ТАСС
В разделе

27 марта в России началась бессрочная стачка водителей большегрузных автомобилей, протестующих против системы «Платон». По данным организаторов, в охватившей многие регионы страны забастовке принимает участие свыше 10 тыс. человек.

Впрочем, нашлись и те, кто отказался присоединиться к акции. Однако, несмотря на наметившийся раскол в профессиональном сообществе, последствия и самой стачки, и продолжения действия системы сбора денег, видимо, окажутся однозначными: отрасль будет сокращаться, а цены в магазинах – увеличиваться.

Система «Платон» была введена в строй в ноябре 2015 года. Тогда же стартовали первые акции протеста дальнобойщиков, выступивших против введения очередного побора с большегрузов – получалось, что к транспортному налогу, топливному акцизу и сборам с предпринимательской деятельности добавился ещё и тариф за проезд по федеральным трассам.

С тех пор прошло почти полтора года, и вот теперь к перечню заявленных претензий добавились политические. Организатор стачки – Объединение перевозчиков России (ОПР) настаивает не только на полной отмене системы «Платон», транспортного налога и наведении порядка в отрасли, но и на отставке правительства.

Власти пытались сыграть на опережение и хотя бы немного снизить протестный накал. За несколько дней до начала стачки премьер РФ Дмитрий Медведев провёл встречу с отдельными представителями профессионального сообщества и подписал распоряжение о поднятии расценок «Платона» с 15 апреля не на 100%, как планировалось, а «всего лишь» на 25%. Однако активность главы кабинета не произвела впечатления на значительную часть водителей. Похоже, всё самое интересное у нас впереди.

В разные стороны

На встрече с Медведевым присутствовали президент ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин, директор объединения добросовестных участников рынка перевозок «Эверест» Павел Осеев, автоперевозчик Сергей Сапронов и другие представители отрасли. Однако в среде дальнобойщиков к указанным персонам отношение довольно скептическое. «Не так давно Матягин был ярым противником введения платы за километр, но, став депутатом «Единой России», резко передумал, разделив взгляды своих нынешних соратников по партии», – говорится в сообщении ОПР. – Звезда Youtube, гражданин Сергей Сапронов – лжедальнобойщик, зарабатывающий на видеороликах. Оба прекрасно «знают» о проблемах грузоперевозчиков, при этом поддерживая систему «Платон». Акт протеста выдвигает Объединение перевозчиков России. Но хоть одного из представителей данной организации вы наблюдаете на встрече с премьер-министром?» – риторически интересуются организаторы стачки. Неудивительно, что многим профессиональным водителям фур пресловутый «диалог с властью» кажется спектаклем. Ранее не согласившись с внедрением системы сбора денег с большегрузов, они не соглашаются и с «компромиссным» подорожанием тарифов «Платона».

По теме

Как запланировало правительство, с середины весны километр пути 12-тонника по федеральным дорогам будет стоить 1,91 рубля. Как уже говорилось, изначально планировалось повысить оплату до 3,06 рубля. Интересно, что правительственные чиновники, объясняя скромный рост тарифа, говорили о необходимости «ещё раз верифицировать работу самой системы» (формулировка Дмитрия Медведева) и желании устранить «все недостатки, которые до сих пор существуют в системе» (слова вице-премьера Аркадия Дворковича). То есть до сих пор система работает недостаточно качественно? Почему же её запустили в сыром виде?

После грядущего роста ценника Минтранс рассчитывает, что «Платон» соберёт около 23 млрд рублей в текущем году. Правда, не все эти средства уйдут в дорожный фонд – 10,6 млрд рублей будут направлены оператору системы ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Акционерами данной фирмы в равных долях являются ООО «РТ-Инвест», которое, в свою очередь, контролируется ООО «Царицын Капитал» (единственным участником общества является Андрей Шипелов) и госкорпорацией «Ростех», и долларовый мультимиллионер Игорь Ротенберг, сын долларового миллиардера Аркадия Ротенберга и племянник другого миллиардера – Бориса Ротенберга.

Согласно обещаниям руководителя федерального казённого учреждения «Дороги России» Ивана Григоровича, в 2017 году полученные деньги – а это около 12 млрд рублей – будут потрачены на то, что «отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода». Называются даже конкретные объекты и суммы инвестиций: второй Борский мост в Нижнем Новгороде – 3,6 млрд рублей от «Платона», Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону – 1,5 млрд рублей, мост через Катунь – 625 млн рублей, Гоголевский путепровод в Петрозаводске – 600 млн рублей. Однако эти суммы покрывают траты на строительство лишь незначительно. Так, стоимость моста через Волгу оценивается в 13 млрд рублей, через Дон – более чем в 6 млрд рублей. Всего же, по оценкам, дорожное хозяйство страны нуждается в 150–200 млрд рублей на строительство новых инфраструктурных объектов. Содержание уже возведённого фонда требует ещё 700 млрд рублей. И те 12 млрд, которые ООО «РТИТС» отчисляет с собранной с дальнобойщиков платы на передвижение, выглядят на фоне этих цифр жалкими крохами.

Что дальше

Конечно, в трудные времена на пользу идёт любая копейка, однако ситуация в отрасли непростая и «Платон» её легче не делает. По данным Межрегионального профессионального союза водителей, в 2016 году объём перевозок упал на 70% по сравнению с 2013-м и ожидается дальнейшее сокращение сектора. При этом декларируемая чиновниками и представителями «Платона» борьба с нелегальным бизнесом на практике разбивается о хитрые решения «серых» перевозчиков, широкое распространение получила практика «бомжевского паспорта» – оформление транспорта на неимущих граждан, которым не страшны ни штрафы, ни приставы.

Впрочем, власти стоят на своём: «Платон» будет работать и дальше. Глава Минтранса Максим Соколов уже заявил, что ничего страшного в повышении тарифа нет – население увидит прибавление лишь «нескольких копеек в цене товаров».

Сами же дальнобойщики настроены менее оптимистично. По их мнению, чем дольше будет продолжаться стачка, чем упорнее власти будут игнорировать требования к ним, тем выше опасность возникновения дефицита товаров и роста цен на них. Ближайшее будущее покажет, какие прогнозы окажутся верными.

Мария ПАЗУХИНА, центральный координатор Объединения перевозчиков России:

– Цель стачки – путём экономического давления заставить исполнительную и законодательную власть выйти на открытый конструктивный диалог по выработке взвешенных решений по заявленным нами требованиям. Для этого перевозчики приостанавливают автомобильные перевозки до момента выполнения наших требований. Количество участников активных мероприятий в форме митингов, открытых собраний – от 70 человек в небольших областях на окраинах страны и до 450 в центре России. В стачке принимают участие все регионы России, за исключением разве что совсем северных регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Вот и подсчитайте: порядка 10 тыс. человек – это только участников активных мероприятий. Количество пассивных участников подсчитать пока не удаётся, но их в разы больше. Такая форма протеста неизбежно вызовет снижение грузопотока и снижение оборота топливных компаний от недозаправки топлива, которое большегрузы потребляют в большом количестве, что повлечёт недополучение акцизов с топлива в бюджет.

P.S. Пресс-служба ООО «РТИТС» на запрос «Нашей Версии» не ответила.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.04.2017 08:03
Наверх