Версия // Общество // Что делал самолёт американской разведки рядом с крейсером «Москва»

Что делал самолёт американской разведки рядом с крейсером «Москва»

3955

Очень опасное сближение

Что делал самолёт американской разведки рядом с крейсером «Москва»
(фото: Пресс-служба Черноморского флота ВМФ РФ/РИА Новости)
В разделе

В ночь с 13 на 14 апреля произошёл пожар на борту флагмана Черноморского флота – крейсере «Москва». Это привело к детонации боекомплекта и потере остойчивости корабля. Согласно информации Минобороны при пожаре один военнослужащий погиб, 27 — пропали без вести. Остальные 396 членов экипажа были эвакуированы. Сам же крейсер затонул при попытке буксировки его в порт для проведения ремонта.

Крейсер «Москва» создавался для прорыва сквозь атаки авиации на рубеж пуска, чтобы потом одним мощным залпом отправить на дно флот противника. Для этих целей он был дооборудован мощной радиолокационной системой и системами ПВО. В Минобороны пока не уточняют, что именно стало причиной детонации боекомплекта. Потому эксперты стали высказывать СМИ свои версии, в числе которых называют поражение крылатыми ракетами, подрыв на мине, а также пожар в результате неисправности.

Американский след?

Главный вопрос – что делал флагман Черноморского флота так близко от берега. Судя по всему, «Москва» стояла на якоре в акватории вместе с кораблями эскорта всего в 40 километрах от суши. С точки зрения сторонних наблюдателей, это выглядит странно. Главный калибр комплекса П-1000 «Вулкан» не приспособлен для стрельбы по береговым целям, во всяком случае, в открытых источниках упоминаний о таком их применении нет. А «Калибры», которые массово применяются на Украине, корабль не нёс. Потому наиболее жизнеспособная версия – корабль играл роль командного пункта, а также центра контроля воздушного пространства и ПВО. Будучи флагманом ЧФ, «Москва» являлась самым комфортным кораблём во флоте, с современными кают-компаниями, подходящими генералитету. Мощные РЛС «Москвы» позволяли отслеживать вылеты самолётов ВВС Украины (уже встречаются сообщения о том, что для этого могли использоваться иностранные аэродромы).

Ещё до появления официальной информации о происшествии появилась версия, что корабль мог быть поражён ракетами «Нептун», которые стоят на вооружении у Украины. Заявлялось, что дальность пуска таких ракет составляет свыше 280 с лишним километров и она сравнима с американскими ракетами «Гарпун», которые Киеву собирались передать из канадских запасников. Крейсер нёс несколько типов РЛС, предназначенных для обнаружения воздушных целей, – МР-700 «Фрегат-М» и МР-600 «Восход». Тем не менее, по мнению экспертов, этот набор средств не был заточен на борьбу именно с таким видом угроз.

«Москва» имела мощную систему защиты. В частности, противовоздушный комплекс «Форт» – флотский аналог С-300. Однако он предназначен прежде всего для борьбы с самолётами. В принципе на ближней дистанции противокорабельные ракеты могли сбить своим огнём имевшиеся на борту 30-миллиметровые зенитные пушки, а также ЗРК «Оса», но такая ракета является для них довольно сложной целью.

Тем не менее при рассмотрении данной версии основной вопрос заключается всё же в другом. Кто мог передать противнику координаты крейсера? Дело в том, что головка самонаведения ракеты не может сразу захватить свою цель. Поэтому большую часть времени полёта она проводит под управлением инерциальной или спутниковой системы навигации. И лишь по прибытии в заданный район включает головку самонаведения, выполняя поиск и захват цели. И вот этот самый район нужно знать. Напомним: здесь стоит обратить внимание на сообщения, появившиеся после инцидента. Уточнялось, что в районе действия «Москвы» незадолго до пожара пролетал разведывательный самолёт военно-воздушных сил США Boeing P8.

По теме

То, что США вовлечены оружием, деньгами и политической поддержкой, подаётся чуть ли не с гордостью. А вот непосредственное участие в боевых действиях американцы пытаются до последнего скрыть. Хотя передача разведданных и военное консультирование становится очевидным для специалистов. Однако непосредственное целеуказание – это уже за гранью.

Пожар уместен

Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и другие версии. Так, эксперты допускают, что крейсер мог столкнуться с якорной миной. Ранее сообщалось, что украинские ВМС установили около своих черноморских портов 420 якорных мин, часть из которых оторвалась от якорей и ушла в свободное плавание.

Мог ли пожар, в результате которого взорвался боекомплект, что вызвало разрушение корпуса, произойти без внешних факторов? В истории советского ВМФ на кораблях происходило несколько больших пожаров, в результате которых гибли люди. Так, похожая авария на Черноморском флоте произошла в 1974 году, тогда погиб большой противолодочный корабль «Отважный». Это произошло, когда во время учений флота одна из зенитных ракет запустилась в маршевый двигатель, что вызвало возгорание и взрыв ещё 15 ракет в погребе боезапаса.

У ракетного крейсера «Москва» имелось много оружейных погребов. Корабль был вооружён не только 16 тяжёлыми крылатыми ракетами (они размещены в пусковых установках – «трубах» над палубой), но и различными ракетными и артиллерийскими зенитными системами, торпедными аппаратами и бомбомётами. Каждая оружейная система нуждается в своём складе боеприпасов. Какой именно боекомплект сдетонировал из-за пожара, не сообщалось. Большой огонь, который распространялся по кораблю, мог найти боеприпасы почти в любой его части – от носа до кормы. По мнению собеседника «Нашей Версии», который служил на малом ракетном корабле, пожар обычно бывает возможно потушить в самом начале, и это не представляет сложности, просто отсек заливается водой. Но тут могли сыграть роль возрастные характеристики переборок крейсера, которому уже стукнуло 45 лет. На этот и другие вопросы скорее всего мы узнаем ответ после завершения спецоперации. Сейчас корабль предстоит разукомплектовать под водой, а после его должны поднять для ремонта или утилизации.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

– Вспоминается история, произошедшая в 1967 году. Речь идёт о бое между израильскими и египетскими военно-морскими силами в ходе войны на истощение, приведшей к гибели эсминца «Эйлат». Тогда 47 членов экипажа «Эйлата» погибли, около 90 моряков были ранены. Позже выяснилось, что вина за гибель эсминца в значительной степени лежит на военной разведке Израиля и командовании флотом. За несколько часов до удара прослушка зафиксировала информацию о том, что египтяне готовятся к осуществлению атаки в районе Порт-Саида. Информация была передана в разведслужбу ВМФ, но из-за несогласованности она так и не дошла до капитана «Эйлата».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2022 13:28
Комментарии 0
Наверх