// // Черноморский флот продолжает оставаться заложником российско-украинских отношений

Черноморский флот продолжает оставаться заложником российско-украинских отношений

26

Поматросил и бросил

Черноморский флот продолжает оставаться заложником российско-украинских отношений
В разделе

Сразу после Нового года началась инвентаризация инфраструктуры Черноморского флота, которую используют Российские военно-морские силы. Это первый подобный шаг со стороны Украины за всё время действия договора 1997 года. Планируется, что инвентаризация завершится к началу марта, именно тогда, когда украинская сторона планирует начать новые переговоры о пребывании российского ВМФ в Севастополе. Правда, непонятно, с кем именно придётся договариваться российской стороне. В марте Украину ждут парламентские выборы, президент Ющенко уже утратил часть своих полномочий, и кто в конце концов будет принимать реальные решения в Киеве, пока не ясно.

Не успела затихнуть канонада газовой войны между Украиной и Россией, как в отношениях двух государств вспыхнул новый скандал, на сей раз вокруг Черноморского флота России, базирующегося в украинском Севастополе. Точнее, вокруг ставок аренды за пользование военными объектами, которые Россия арендует у Украины. И это неудивительно — Черноморский флот давно является разменной картой в российско-украинской политике.

За флот уже воевали в середине 90-х

Ещё в ходе переговоров о поставках российского газа на Украину руководитель «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко выступил с предложением увеличить плату за постой российских кораблей в 10 раз. Его поддержал министр иностранных дел Борис Тарасюк: мол, так и быть, пусть флот до 2017 года размещается в Севастополе, но «оплату, возможно, имеет смысл пересмотреть». «Тем более, — подчеркнул Тарасюк, — что Украина выполняет взятые на себя обязательства по пребыванию ЧФ, а российская сторона принятые на себя договорённости — нет. Нарушения с российской стороны носят системный характер».

«Я думаю, что это означает войну» — так спикер украинского парламента Владимир Литвин высказался о намерении пересмотреть арендную плату. «Повышения ставок не просто серьёзно осложнит отношения между Россией и Украиной. Непродуманная политика в таком тонком вопросе, как базирование Российского флота, может привести к серьёзному конфликту, возможно, военному».

Литвин знает, о чём говорит. Украинские и российские военные хорошо помнят ситуацию двенадцатилетней давности, которая чуть было не привела к серьёзному вооружённому конфликту между «братскими славянскими народами».

Так, 10 апреля 1994 года украинские десантники захватили в Одессе дивизион ремонтирующихся кораблей (случайно или нет, но захват произошёл в годовщину освобождения города от фашистских захватчиков). Российские военные сдали объект, что называется, без боя, и на захваченной территории расположился штаб Юго-Западного командования ВМСУ. «Блицкриг» украинским военным понравился, и они решили повторить самозахват в Измаиле, где в то время базировалась бригада речных кораблей. Интересно, что над береговой «учебкой» развевался украинский флаг, а над кораблями — советский. Так вот, украинские десантники попытались захватить эти корабли, однако российским экипажам удалось отбиться. Командование российских ВМС отдало приказ при повторной атаке использовать «все виды оружия», а если придётся туго — «прорываться через устье Дуная и далее морем в Севастополь». Украинская сторона привела в боевую готовность авиацию и бронекатера, а к выходу из Килийского гирла Дуная подтянули флагман ВМСУ «Гетман Сагайдачный». Военного конфликта удалось избежать лишь чудом.

По мнению России, пребывание наших кораблей в Крыму — вопрос решённый

Схожая ситуация и сейчас. По словам командующего ЧФ адмирала Александра Татаринова, «напряжённая политическая обстановка на Украине может обернуться серьёзными проблемами. У кого-то сдают нервы. Украинская сторона производит странные манипуляции: стоило флагману Черноморского флота крейсеру «Москва» выйти из Севастопольской бухты для проверки механизмов после ремонта, как через несколько часов после этого в море вышли два украинских корабля — корветы «Тернополь» и «Луцк» — якобы для испытания механизмов приёма целеуказаний, выполнения стрельбы из артиллерийских орудий и проверки работы гидроакустической станции. Но надо знать, что для украинских ВМС выход двух корветов в море, да ещё и с проведением стрельб, — событие неординарное, мягко говоря. Тот же «Луцк» покидает Севастопольскую бухту всего два-три раза в год, поскольку ресурс корабля близок к критическому, да и топлива у флота в обрез».

По теме

Главнокомандующий ВМФ России Владимир Масорин считает, что пребывание российского флота в Крыму — вопрос решённый и нынешние спекуляции вокруг этого вопроса спровоцированы «газовой войной».

— Условия пребывания Черноморского флота в Севастополе и в Крыму чётко определены в базовых соглашениях по ЧФ, подписанных в едином пакете с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Украиной в 1997 году в Киеве и пересмотру не подлежат, — подчеркнул Масорин в разговоре с корреспондентом «Версии». — В соответствии со статьёй 9 Конституции Украины после ратификации Верховной радой эти соглашения и зафиксированные в них условия пребывания ЧФ РФ стали частью национального законодательства Украины. При этом в статье 15 закона «О международных договорах Украины» содержится принципиальное положение, что «действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению в соответствии с нормами международного права». Таким образом, как с позиции международных обязательств Украины, так и положений её национального законодательства базовые соглашения по Черноморскому флоту имеют самый высокий правовой уровень и подлежат безусловному выполнению.

На Украине считают флотскую проблему «миной замедленного действия»

На сегодняшний день в социально-экономическое развитие Севастополя ЧФ России вносит неоценимый вклад. На предприятиях флота трудятся около 20 тыс. севастопольцев. Недавно из бюджета России в бюджет Севастополя поступило более $3 миллионов. Только налоговые поступления от Черноморского флота в бюджет Севастополя ежегодно составляют 13% их общего объёма, а поступления в Пенсионный фонд от ЧФ РФ — более 20% всех поступлений. Откликаясь на многочисленные обращения местных органов власти, жителей Севастополя, Черноморский флот находил возможность применения субаренды для развития сферы услуг. Это позволяло дополнительно обеспечивать занятость более полутора тысяч севастопольцев — граждан Украины и ежегодное поступление в городской бюджет в виде налогов более $600 тысяч.

Иная точка зрения у украинцев. Бывший командующий ВМС Украины Владимир Бескоровайный считает, что договор от 1997 года стал «миной замедленного действия» в российско-украинских отношениях.

— Проблема с Черноморским флотом по-настоящему встала именно 27 мая 1997 года, когда было подписано соглашение об условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины, — заявил адмирал Бескоровайный газете «Версия». — В соглашении было заложено два условия: первое — о том, что флот, находясь на территории Украины, выполняет законы Украины, а второе — о том, что флот находится на территории Украины на условиях аренды. Вот это два основополагающих условия, за которые пять лет — с 1992 года — шла борьба. Но в результате ни одно из этих условий не выполняется. Аренду так и не оформили. И по сегодняшний день она не оформлена. Дважды украинский суд выносил решения по фактам незаконного удержания, прямо скажем, оккупации части территории Украины гидрографической службой флота. И решения судов просто проигнорировали. Просто их выбросили. Такие конфликты раньше определённым образом погашались в ходе дипломатии «без галстуков».

Сколько бы ещё могла продолжаться подобная ситуация, если бы не позапрошлогодняя «оранжевая революция», переросшая в российско-украинскую «газовую войну», остаётся только гадать. Однако в любом случае очевидно, что «без галстуков» решить проблему Черноморского флота не получится.

СПРАВКА

27 мая 1997 года в Киеве были подписаны соглашения по Черноморскому флоту. Россия получала в аренду на 20 лет севастопольскую инфраструктуру, а кроме того, аэродром в Каче и ещё целый ряд военных объектов в Крыму. 12 июня 1997 года корабли ЧФ, отошедшие России, подняли Андреевские флаги. Севастополь стал единой главной военно-морской базой двух флотов — уникальный случай в мировой практике. Плата за постой, назначенная России, составила $97 млн. ежегодно.

МНЕНИЕ

Российские и украинские политологи по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. Директор Института национальных стратегий, известный украинский политолог Константин Бондаренко полагает, что «постоянная напряжённость в таком важном вопросе, как базирование флота, может привести к целому ряду негативных последствий в российско-украинских отношениях. И самое опасное — к кризису украинской власти».

А вот директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин считает, что украинская сторона не пойдёт на пересмотр соглашения о базировании ЧФ России в Севастополе: «Главная причина — то, что соглашения по Черноморскому флоту принимались в пакете с «большим» договором о дружбе и сотрудничестве, в котором Россия признала Украину в границах 1954, а не 1654 года. Если «оранжевые революционеры» хотят и здесь помахать шашками, то они рискуют остаться не только без газа, но и как минимум без Крыма».

Опубликовано:
Отредактировано: 23.11.2016 20:56
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх