На колкое замечание эсера Федота Тумусова, что Госсовет станет калькой с брежневского Политбюро ЦК КПСС, спикер Госдумы Вячеслав Володин отрезал: органы власти, допустившие распад СССР, примером являться не могут. А Госсовет – «структура, которая в будущем обеспечит развитие государства и защитит от вызовов». Что ж, скоро узнаем, так ли это. Первое заседание Госсовета пройдёт 23 декабря.
– Я бы ещё добавил, что Госсовет может стать коллективной повивальной бабкой. Именно из его членов выйдет будущий глава государства. Это раз и навсегда решит вопрос преемственности власти. И склеит её ряды намертво. Оглянитесь на Китай – власть Политбюро там неограниченна, некоторые члены Политбюро занимают руководящие посты в провинциях. Это как бы надзорный орган за всей системой государственного управления. Если нужно, Политбюро укажет генсеку на ошибки. И уж точно всегда разделит с ним ответственность. Таким и задуман Госсовет – в теории. Не решусь, однако, загадывать, как-то оно выйдет на практике.
Вообще-то такая структура, которую описал Володин, в системе государственного управления уже есть, называется Совет безопасности. Но если Володин тонко намекнул на что-то такое, о чём пока вслух не говорят, то сравнение Тумусова идеально попадает в самую точку. Все важнейшие государственные решения сегодня принимает Совбез. А при Брежневе и позже, до распада Союза, их соответственно принимало Политбюро. В этом контексте выбор повестки первого заседания выглядит неслучайным – нацпроекты. И заседание, к тому же совместное, – с советом по нацпроектам при президенте. Нацпроекты – больная тема, традиционно буксующая, президент неоднократно на это указывал. И если Госсовет сумеет сдвинуть их с мёртвой точки, это станет первейшим признаком его жизнеспособности. Структура нового органа в этом смысле подобрана подходяще – центральное руководство плюс региональные управленцы. Прямой диалог, глаза в глаза.
В Совбезе такого не было. Не потому ли региональная повестка в нём всякий раз проседала?
Соберётся Госсовет, по всей видимости, в обновлённом составе – указ о его формировании вот-вот будет подписан главой государства. Кто там в итоге окажется – интрига. Премьер, глава АП, спикеры верхней и нижней палаты парламента –
с этим понятно. Но по решению президента в состав Госсовета могут быть включены члены политических партий, имеющих представительство в Думе, представители местного самоуправления и – внимание! – «иные лица». Согласитесь, занятно узнать, что же это за лица такие. Точно так же формировалось и Политбюро – в «руководящем ядре» могли оказаться совершенно неожиданные функционеры, не представленные ни в правительстве, ни в ЦК партии, зато первому силовику, наркому обороны Ворошилову, приходилось всякий раз звонить Сталину и уточнять, можно ему присутствовать на заседании или нет. Кстати, принцип «иных лиц» в чём-то перекликается с практикой Совбеза, когда, скажем, потерявший пост спикера Думы Грызлов довольно долгое время оставался членом Совета. Известно и то, что в составе Совбеза не будет лиц с иностранным гражданством. Про близких родственников с иностранными паспортами речь, понятно, не идёт.
Становлению Госсовета в качестве конституционного органа будут очень рады китайцы: это была их рекомендация – придать законный статус структуре, утверждённой ещё в 2000 году. Когда несколько лет назад в Москву нагрянула комиссия партийного контроля КПК в расширенном составе – более 100 человек, – оказалось, что структурные вопросы устройства российской власти волнуют Пекин ничуть не меньше (а может, и больше), чем, скажем, её идеология. Кстати, вы заметили, что идеология у нас уже появилась и даже закреплена в Конституции –
Идея закрыть Балтийское море для России, озвученная сегодня латвийским президентом Эдгарсом Ринкевичсом, спровоцировала важный вопрос у Дмитрия Пескова.
социальное государство? У социалистического Китая иных стратегических партнёров, кроме социально близких, не может быть по определению. Так чем же станет Госсовет для России?
Версия 1
Центром принятия решений государственной важности
Смысл новой конфигурации – вовлечение в госуправление региональных элит. Одни скажут: это круговая порука в таких щекотливых вопросах, как воссоединение с Крымом. Другие укажут: формат Госсовета будет сдерживать, как бы помягче сказать, регионализм местечковых элит. Чтобы до неприкрытого сепаратизма не доводить. Обратите внимание: именно в формате Госсовета власти собираются «порешать» межрегиональные территориальные претензии субъектов, а таковые, как не раз писала «Наша Версия», имеются не только у Чечни с Ингушетией (всего подобных конфликтов не менее 30). Одно дело, когда решение ввести войска в Сирию принимает Совбез и вся ответственность ложится исключительно на высшее федеральное руководство. Но когда такие решения принимает чуть более представительный орган, в котором представлены в том числе и главы регионов, вес у решения будет совсем другой. Это уже не «Москва решила», выходит, а вся страна, целиком. Можно предположить, что Госсовет станет и центром управления регионами. Только зачем тогда нужен Совет Федерации?
Версия 2
Центром, формирующим единство элит
В рекомендациях китайских товарищей из комиссии партконтроля КПК по итогам поездки в Москву содержалось веское замечание: в России отсутствует единый центр управления элитой. Часть элит формируется вокруг силовых структур, часть – вокруг законодательной власти и т.д. Но нет органа, который бы всех их объединял. Нет площадки, где элиты озвучивали бы взаимные претензии и решали назревшие вопросы в рабочем режиме, а не в виде подковёрных игр. У нас же получалось, что околовластные элиты оказывались лицом к лицу только на инаугурации президента. А это непорядок. Теперь пустовавшее место в структуре государственного управления заполнит собой Госсовет. И не случайно в него сразу вписали главу президентской администрации, ведь АП, по сути, как бы «неучтённая» ветвь властной элиты. Вроде и не силовики, и не правительственные чиновники, но уж всяко один из центров средоточия власти.
Версия 3
Коллективным центром ответственности
Народное недовольство – результат управленческих ошибок. Чаще всего такие ошибки совершаются на местах. В центре всё просто работает: указал президент тихим голосом на недостаток – и цены на сахар с картошкой мгновенно поползли вниз. На местах же иначе. В итоге народное недовольство накапливается годами, а, прорываясь наружу, создаёт иллюзию недоработки всей власти в целом. Федеральному руководству такое положение дел давно не по вкусу. Действовать через Совет Федерации не получается, ибо дело сенаторов – документы визировать, а не исправлять чужие управленческие ошибки в регионах. Остаётся одно – подключать силовиков. Но тогда на выходе мы имеем посадки и задержания, но отнюдь не решение насущных вопросов. А вот в рамках Госсовета, возможно, региональные проблемы будут именно решаться по мере поступления. Под бдительным надзором федерального руководства.