В последние лет десять Смольный и ведущие петербургские строительные компании активно продвигали идею создания в Финском заливе, который омывает почти весь Санкт-Петербург, намывных территорий и даже островов. Как в Дубае. И как там, искусственные земли должны пойти под элитное жилье. Расскажем, почему летом этого года власти отказались от суперпрожекта, но сама идея еще жива и даже воплотилась на нескольких водных объектах. Без экологии тема, конечно, тоже не обойдется.
Сокращается ёмкость губы
В середине этого лета Смольный решил отказаться от масштабных намывов в Финском заливе, мотивируя это возможностью глобальных природных катастроф в связи с изменением водных течений. Проще говоря, многолетние доводы экологов, что возможны масштабные наводнения, город может захлебнуться в самом прямом смысле, как в пушкинском «Медном всаднике», наконец дошли до державных ушей. И это несмотря на имеющуюся дамбу (официально – Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений), которую строили с 1979 года и с большой помпой открыли в 2011 году. Первый заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Михаил Страхов сказал: «Если у нас увеличиваются площади намывов, то это ведет к тому, что сокращается ёмкость Невской губы, ее площадь. Соответственно, город может за гораздо меньшее время быть подтоплен стоковыми водами реки Невы».
Но только ли дело в том, что потенциальная защита Санкт-Петербурга на первом месте? Или городское правительство не сошлось с влиятельными девелоперами по каким-то важным вопросам? И тут же отметим важный факт - акватория Финского залива относится к федеральным властям, а не петербургским. В том числе, в связи с пограничной зоной в районе Соснового бора.
Начали с Васильевского острова...
Может, самая уникальная локация в Санкт-Петербурге – Васильевский остров, из-за чего его и прозвали Северной Венецией, - изначально планировался Петром Первым как район, где по четким геометрическим линиям передвигаются на судах, по воде. Водные линии потом по техническим причинам пришлось заменить дорогами, но выход острова в Финский залив остался, со стороны станции метро «Приморская».
Первый намыв был создан там в 2005 году при губернаторе Валентине Матвиенко. Это еще были не острова, как в Дубае, а просто удлинили берег района. Засыпали море, если по-простому. И быстро застроили – квартиры с панорамным видом на залив расходились влёт. Да еще в тучные нулевые. Правда, немного повозмущалось морское пароходство – Финский залив и так весьма узкий, не зря был прозван Маркизовой лужей, а тут его «секвестировали». Но в то время пиар-компания намывных территорий достигала пика. Вот цитата рекламной статьи на этот счет в одной популярной городской деловой газете: «Стоит подчеркнуть, что в Европе и странах Востока расширение суши стало нормальной и популярной практикой. Например, в Сингапуре намывные территории составляют около 15% от всей площади страны. В Гонконге 300 га намывной территории между островами Сянган и Цзюлюн используется для размещения аэропорта. Нидерланды, Япония, ОАЭ, Бахрейн и другие страны, которым для развития жизненно необходимы новые площади, также активно пользуются технологиями создания искусственных прибрежных территорий».
Как Кирилл Москаленко сумел обналичить 18 миллиардов рублей с помощью многодетных матерей из Дагестана
Конечно, в России «жизненно необходимые новые площади» необходимы именно в двух столицах, не в Сибири же. Тем более на Дальнем Востоке. И тогда стало понятно, что «Дубай по-питерски» будет расширяться, благо Финский залив омывает почти весь город и во многом Ленинградскую область в курортных местах. Таких мест, про которые говорят – ну «золотые».
...Но Сестрорецк важнее
Тенденция обозначена. И в 2010 году появился крайне амбициозный проект – правительство города и компания «Северо-Запад инвест» заключили договор на намыв «по-взрослому», «по дубаевски» – 376 га земли в Сестрорецке (пригород Санкт-Петербурга прямо на берегу Финского залива). Планировалось создать 3,5 миллионов квадратных метров жилья. Предполагалось, что на них поместится до 60 тысяч небедных новоселов. Сумма вложений только от компании равнялась примерно 300 миллиардов рублей! Не пожалел денег «Северо-Запад инвест» и на пиар. Помнится, автор в туре и пуле журналистов на потенциальный объект, который тогда выглядел в виде камышей, был единственным, кто представлял СМИ – остальные блогеры, новые властелины умов. Пиар-директор активно теми или иными способами их ублажал. Ум требует пищи
И вот тут резко вмешались экологи. Надо понимать, в отличие от остальной страны, в Санкт-Петербурге общественные организации самые влиятельные. При поддержке интеллигенции, само собой. Они смогли даже башню «Газпрома» передвинуть из центра на окраину в свое время, а это показатель.
Мнение экологов четко выразил для СМИ председатель петербургской природоохранной организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук: «Данная стройка может испортить всю экосистему Финского залива, об этом говорят как раз профильные специалисты. Как испортили его уже потихоньку и дамба, и ряд других объектов. Это и общая зараженность сферы из-за строительства, и нарушение системы работы залива – он может «взорваться».
Объект должен был быть сдан в 2018 году, но уже в 2016-м структуры, связанные с миллиардером, совладельцем компании «Новатэк» Леонидом Михельсоном, https://www.zaks.ru/new/archive/view/98407 вышли из проекта «сестрорецкого намыва». Камыши все еще на месте. Хотя сейчас проект перешел к структурам, якобы связанных с ректором Горного университета Владимиром Литвиненко, известного близостью к высшей кремлевской власти. Загвоздка при потенциальном строительстве еще и в том, что при Валентине Матвиенко город, точнее, его бюджет, был готов взять на себя прокладку инженерных сетей и дорог к «сестрорецкому намыву», но уже при губернаторе Георгии Полтавченко от обязательств отказался. Это как раз тот момент, про который мы намекали в начале – почему Смольный и девелоперы несколько поссорились. Кстати, на том же Васильевском острове, где намывы всё-таки застроены, жители жалуются, что так и не возведены ключевые социальные объекты – детские сады, школы и поликлиники.
Следующий знаковый потенциальный проект был на Крестовском острове – там и новый стадион «Зенита», и разные яхт-клубы как в Монако прямо. Для непростых людей. Порой это место называют русским Лазурным берегом. Главное, башня «Газпрома»: здесь планировалось поистине лакшери жилье. Для сотрудников. Намывные территории тут состоялись у Южной дороги, но далеко не в планируемом объеме - хватило как раз только на городской объект, станцию метро «Новокрестовская» (ныне «Зенит»). Намыто 166 тыс. м2. Элитное жилье пока подождет, новые острова Финский залив в этом месте не вынесет, считают в городском правительстве.
Острова в океане
«Умные» ретро-трамваи продолжат ходить по Санкт-Петербургу даже после ДТП, которое произошло накануне. В Горэлектротрансе пояснили, что причина аварии еще не установлена, и проверенные трамваи работают на линии.
А почему, собственно, экологи так резки при оценке намывных территорий, которые практиковались еще при Петре Первом? Они полагают, что опасна тут как раз... дамба. Нет сомнений, что объект защищает Санкт-Петербург и особенно его пригороды от наводнений. Это уже случалось не раз, однако невооруженным глазом заметно, что залив стал зарастать, болотиться, мельчать. К примеру, в элитном пригороде Стрельне, где как-то проходил саммит «Большой восьмерки» в Константиновском дворце, залив ныне зарос этими пресловутыми камышами, да осокой. Только раздолисто издают звуки лягушки.
А «острова в океане», если вспомнить Эрнеста Хемингуэя с одноименным произведением, могут нарушить всю экосистему залива, считают уже экопрофи. Впрочем, не отрицая, что намывы имеют право на жизнь. К примеру Сергей Кондратьев, гидролог, заместитель директора Института озероведения РАН, доктор физико-математических наук, говорит: «Есть такое понятие, и не про политику – застойные зоны. Это заиление, глубина уменьшается. Вообще, строительство дамбы начали, не сделав объективной оценки состояния Невской губы. Сейчас никто точно не знает, что было до дамбы. Поэтому сейчас можно говорить и то, что стало все плохо, и то, что ничего вообще не случилось. Поговорить можно, но без оснований. Так же и сейчас: раз – и намыли территории. Никто не изучал ничего».
А еще у экологов есть теория «кипящий котел». Тут всё просто, как при готовке борща, когда набросаешь в кастрюлю лишнего. Поясняет Александр Карпов, петербургский эколог: «Намывы внутри дамбы могут серьезно уменьшить площадь водной чаши Невы. А это сделает потенциально опасным слив водных масс обратно в дельту после их запирания во время наводнений: грубо говоря, если острова будут слишком большими, воде может просто не хватить места. Отсюда и реальная возможность глобального наводнения».
Еще один авторитетный эколог, который просил не называть его имени, «потому что моя позиция не популярна среди «зеленых», говорит: «Всем понятно, насколько Санкт-Петербург непростая территория для любого строительства, тем более, на воде. Но уже имеющиеся намывы в Василеостровском, Петроградском, Петродворцовом районах, если можно так выразиться, хорошо себя проявили. Они не доставили экопроблем, зато расширили инфраструктуру, появился, скажем, порт Бронка. Понятно, общественность раздражает, что на «островах» могут построить себе земли наши нувориши. В консервативном Петербурге не хотят «дубаиться». Но ведь в том же Сестрорецке планировались и кондоминиумы для среднего класса, это был очень красивый план, который украсил бы город. Что касается «взрыва» Финского залива, то тут мало научных изысканий на тему. Надо поручить ученым, а не каким-то общественникам, плотно рассчитать все сценарии, именно на научной основе. Почему-то вот этого не делается».
Инженер-строитель Виталий Забод итожит тему для «Нашей версии»: «Есть поговорка давняя – «ломать – не строить». Так вот на самом деле строить дешевле, чем ломать, а потом на этом месте строить. Многие говорят: зачем намывы, если прямо в центре Санкт-Петербурга есть «серый пояс» из промышленных предприятий, которые давно уже не работают. Этот «пояс» занимает четверть территории города! «Золотая земля». Однако чтобы разобрать колоссальные заводы и фабрики из старого добротного кирпича, потребуются колоссальные расходы. Это просто не выгодно, не говоря о том, что многие объекты являются региональными памятниками. А за намывами будущее. Все морские города мира прирастают ими. Несмотря на это, на данный момент Смольный скорее прав, что тормозит резкое развитие «островов». Нужны полномасштабные водные геодезические работы, с привлечением ведущих специалистов со всей страны».
И еще раз напомним: акватория Финского залива в юридическом подчинении федеральных властей. Поэтому в вопросе намывов Петербург обязан консультироваться с Москвой.
На самом деле в течение всей более чем трехсотлетней истории Санкт-Петербурга он прибывал намывными землями. Пожалуй, первым намывом можно назвать «укрупнение» в 1706 году, когда по личному проекту Петра расширили Заячий остров – на треть его нынешней площади на юг. С 1723-го по 1730 год под руководством всем известного архитектора Трезини выполнялся перевод на северную набережную Васильевского острова (вдоль малой Невы) двух портов – международного и каботажного – они созданы на подсыпанных прибрежных территориях. В 1846 - 1851 году был разработан и реализован проект крупнейшего зернового Хлебного порта в истоках Обводного канала у Александро-Невской лавры. В 1926 году появился проект развития морского порта и создания гидропортов. Один из них был построен в 1931-м - на западной оконечности Васильевского острова.