// // Богатые субъекты Федерации будут объединять с бедными?

Богатые субъекты Федерации будут объединять с бедными?

466

Вместе весело пахать!

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Спикер Госдумы Борис Грызлов подготовил к заседанию Госсовета неожиданное предложение: объединить дотационные регионы с регионами-донорами. По мнению думского председателя, гордое звание «субъект Федерации» могут носить лишь самодостаточные регионы. Инициатива Грызлова спровоцировала бурное обсуждение. Укрупнение субъектов – болезненная тема. А если её подавать в таком ключе, всё только усложняется. Одни субъекты бедные, но гордые, а богатые не горят желанием посадить на свою шею нахлебников. Получит ли идея Грызлова дальнейшее развитие?

Любые разговоры об изменении федеративного устройства России вызывают в регионах настороженную, а порой даже болезненную реакцию. Особенно если повод дают первые лица государственной власти. Накануне заседания Госсовета председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что несамодостаточных регионов в России быть не должно: «Надо либо менять подходы к работе в этих субъектах, либо объединяться с другими, для того чтобы территория была самодостаточной».

Заявление спикера вызвало недоумение. В России реципиентов больше, чем доноров, и как реализовать предложение Грызлова на практике, не совсем понятно. Дотации в государственном бюджете на 2010 год не предусмотрены только для 12 из 83 субъектов РФ. Донорами являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский край, Тюменская, Свердловская, Самарская, Липецкая, Московская, Вологодская, Ленинградская и Кемеровская области, где бюджетная обеспеченность превышает среднюю по России. Всего в текущем году предусмотрено выделение 397 млрд рублей в качестве дотаций субъектам.

По сути, предложение Грызлова не является свежей идеей. По схожей в целом логике проходил процесс укрупнения регионов, начатый Владимиром Путиным. Слаборазвитые территории объединяли с более сильными и более активными соседями. Именно в таком ключе осуществлялось слияние Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО.

Но на процесс укрупнения влияли не только экономические соображения. Так, Камчатка не слишком опережала в своём развитии Корякский АО. Главной целью их слияния было повышение управляемости региона. И совсем странным с экономической точки зрения выглядело объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО.

Слияние сильных нефтегазодобывающих регионов с отстающими землями проходило не так гладко. Попытки объединения Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО наткнулись на резкое неприятие со стороны и руководства зажиточных субъектов, и рядовых граждан. Благодаря имеющимся ресурсам автономные округа зарабатывают в разы больше «материнского» региона. Так, в 2007 году (Росстат сводит данные по подсчёту валового регионального продукта со значительным отставанием, доступны лишь данные трёхлетней давности, но общая картина не претерпела радикальных изменений) ВРП Тюменской области составил 2,785 трлн рублей, из них на долю ХМАО приходится 1,72 трлн, ЯНАО – 622,7 миллиарда. То есть в общей сложности округа дают порядка 84% доходов.

Схожее положение у Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Нефтеносные регионы не горят желанием объединяться со своими бедным соседями, несмотря на уговоры и давление из федерального центра. Поговаривают, что главным мотивом возбуждения уголовных дел в отношении губернатора НАО Алексея Баринова, а также ряда высокопоставленных ненецких чиновников стало их неприятие объединения с бедными соседями.

Единственное, чего удалось добиться в обоих случаях, – достижение соглашения между регионами об экономической помощи при сохранении их в качестве самостоятельных субъектов.

По теме

Предложение Бориса Грызлова не выглядело спонтанным, а потому есть основания полагать, что вскоре последуют определённые шаги в деле укрупнения субъектов Федерации. «Наша Версия» попробовала предугадать направление будущего вектора региональной политики.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Федеральные округа займут место субъектов федерации

С учётом количества регионов-доноров в России объединение по экономическим соображениям приведёт к тому, что на политической карте России останется не больше 10 регионов-гигантов. Схожие предложения и раньше поступали из Думы. Так, Владимир Жириновский предлагал оставить лишь семь губерний, а предыдущий спикер нижней палаты Геннадий Селезнёв заявлял, что конечной целью проекта объединения российских субъектов было сокращение числа регионов до 40. На этот раз к мнению депутатов могут прислушаться.

По мнению гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, лидер «Единой России» – достаточно крупная фигура для внесения пробных и провокационных предложений. Как считает политолог, дальнейшее укрупнение субъектов могло бы стать серьёзным проектом. «Регион в этом случае становится самодостаточным. Не нужно создавать сложную систему трансфертов, – поясняет Орлов. – Не нужен дополнительный контроль федерального центра за исполнением этих программ. Но, конечно, в процессе такого объединения регион-донор активно сопротивляется, поскольку не хочет нести бремя ответственности, бремя расходов. Федеральная власть неизбежно сталкивается с серьёзным сопротивлением элит и населения».

Вероятность: 15%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: «Передовики» помогут отстающим

В рамках существующих федеральных округов создать экономически самостоятельные регионы вряд ли представляется возможным. Напомним, недавно их количество увеличилось до восьми – появился Северо-Кавказский ФО. В новообразованном округе нет ни одного региона-донора, зато зависимость от дотаций большинства республик выше среднероссийской. С непомерными аппетитами северокавказских национальных образований не справятся даже более успешные регионы в прежних границах ЮФО. Поэтому вряд ли стоит ожидать активного слияния субъектов. Проекты, которые не вызывают серьёзных противоречий, будут доведены до логического завершения, а появление большого количества новых объединительных инициатив в обозримом будущем маловероятно.

Зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган уверен, что сильно нагружать доноров никто не собирается, тем более что и они в кризис пострадали. По его мнению, инициатива Грызлова может затронуть лишь отдельные глубоко дотационные регионы, в чьих бюджетах доля внешних поступлений составляет свыше 80%. Причём, как полагает депутат, этот процесс укрупнения не коснётся кавказских республик, раз для них создан федеральный округ.

Вероятность: 35%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Перемен не предвидится

Процесс слияния регионов в последние два года сбавил обороты и продолжался в основном благодаря импульсу, заданному в начале 2000-х. Не факт, что даже обозначенные проекты реализуют в ближайшем будущем. К примеру, одно из самых обсуждаемых слияний – Санкт-Петербурга и Ленинградской области –официально отложено «до лучших времён». Заморожено на неопределённый срок и объединение Архангельской области и Ненецкого АО.

«Возможно, нам не стоит этим заниматься в течение ближайших 10 лет, – говорит директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков. – Нужно посмотреть, есть ли у нас сегодня ресурсы для того, чтобы провести подобного рода изменения. Мне кажется, что таких ресурсов мало, мягко говоря».

Прежний опыт объединения не продемонстрировал резкого улучшения экономической обстановки. Более того, этот процесс сам по себе требует огромных затрат: проведение референдума, затраты на переформатирование органов власти и тому подобное. И даже после слияния дотации из бюджета не прекращались, менялся лишь их получатель. Единственное, что улучшилось, – статистика. Из неё исчезли дотационные субъекты, ставшие бедной частью других субъектов.

Вероятность: 50%

Опубликовано:
Отредактировано: 25.01.2010 11:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх